Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.
Задачи:
изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак в современной науке;
исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
провести эмпирическое и диагностическое исследование;
разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
подтвердить или опровергнуть гипотезу;
сформулировать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6
1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6
1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10
1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16

Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23
2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23
2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25
2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной
группой…………………………………………………………………..............38
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения...……………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Тимофеева.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Еще в конце 19 начале 20 веков девушек выдавали замуж, едва они достигали своего совершеннолетия, часто и избранник был не любимый, однако семьи складывались на долгие годы и развод в то время был «смерти подобен». Таковы были устои общества, продолжительность жизни была намного меньше, медицина была не столь развита и не обладала таким арсеналом технических средств [7, 23].

К концу 20 века ситуация резко изменилась, ранний брак стал больше негативным явлением, чем позитивным. Женщины стали добиваться равноправия, сексуальная революция привела к тому, что реализовывать свои сексуальные потребности можно и вне брака. Да и сам брак претерпел множество изменений.

Изменились  духовно - нравственные ориентиры молодёжи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло так же повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

Нестабильность  студенческой семьи менее заметна, чем, например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

Поведение нынешних молодых людей, вступающих в брак, отличается от поведения супругов более старшего поколения. Молодые мужья гораздо чаще помогают жёнам в домашней работе, в уходе за ребёнком, причём в решении важных семейных вопросов принимают участие, как правило, оба супруга. Такие изменения обусловлены повышением уровня образования женщин. Равноправное распределение домашней работы чаще отмечается в тех семьях, где молодая супруга имеет высшее образование, а так же в студенческих семьях.

Молодые люди, вступающие в брак, сталкиваются с рядом проблем, которые вызывают затруднения и сомнения в необходимости формирования  семьи.

Проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит  на 1-м месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей - отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями. На основе выборочных обследований и экспертных оценок  в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей 49,9 млн. Из них большая часть – приблизительно 6 млн. – нуждается в улучшении жилищных условий . Лишь небольшое количество молодых семей имеет благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную. Данная ситуация во многом обусловлена сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступностью жилья из-за его высокой стоимости  на свободном рынке.

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей  к браку, недостаточное половое  воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

На фоне абортов  растет число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода , соответственно ухудшается здоровье новорожденных. Продолжает увеличиваться заболеваемость, в том числе среди детей и подростков, инфекциями, передаваемыми половым путём, включая сифилис. Возрос практически до 15 % уровень бесплодных браков , а репродуктивные технологии остаются недоступными большинству семей, тем более молодых. Увеличивается число ВИЧ - инфицированных, среди которых преобладают молодые люди. Среди вновь регистрируемых случаев ВИЧ- инфекции половой путь передачи встречается теперь в десять раз чаще, чем три года назад [15, 88].

Молодым людям, собирающимся создать семью, необходим  прочный психологический фундамент. Как показал теоретический анализ, фактор тревожности напрямую связан с психологической устойчивостью в ситуации вступления в брак. При возникновении стрессовых условий, поведение индивида меняется и имеет следующие особенности: появляется мнительность, раздражительность, неуверенность в правильном выборе партнёра, снижается самооценка, преобладает контраст в перемене настроений.

Таким образом, период ранней взрослости характеризуется с одной стороны определением себя в мире взрослых, принятием обязательств и ответственности за себя и своих близких, предполагающие стабильное, предсказуемое течение дальнейшей жизни. С другой – существующие в обществе негативные факторы (экономическая нестабильность, дороговизна жилья, сексуальная распущенность, неподготовленность молодежи к семейной жизни и др.) приводят к откладыванию браков на более поздний период и многочисленным разводам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическое исследование психологической

готовности вступления в брак девушек ранней взрослости

 

2. 1. Характеристика  респондентов, цели и задачи исследования

      Период ранней взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение.

     Целью исследования является диагностика психологических особенностей готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.

    Объектом исследования выступает готовность вступления в брак.

    Предмет исследования - психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.

     В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: психологическая готовность к браку не зависит от биологического возраста.

     Для решения поставленной цели, доказательства выдвинутого тезиса были поставлены следующие задачи:

  1. Провести эмпирическое и диагностическое исследование с девушками ранней взрослости, используя методы анкетирования, наблюдения, тестирования;
  2. Обозначить психолого-диагностические методики используемые в исследовании;
  3. Разработать типологию готовности вступления в брак;
  4. Разработать рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной группой;
  5. Подвести исследовательские выводы и заключения.

Характеристика  респондентов: в исследовании приняли участие 24 девушки, не состоящие в браке, не имеющие детей, возраст девушек 20-22 года, студентки факультета СКиФ ГГПИ. На испытуемых не оказывалось никакого давления и принуждения. Каждый из них имел право выбора участвовать или не участвовать в исследовании.

Методы  исследования:

  1. Анкетирование. С девушками ранней взрослости проводится анкетирование с целью определения их отношения к браку. Испытуемым предлагается ответить на вопросы анкеты закрытого типа.
  2. Методика опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений». Авторы Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек. Методика даёт возможность определять такие особенности личности, как «доминирование» и «подчинение», играющие важную роль при принятии решения с опорой на собственное мнение или на подчинение мнению других. Ряд утверждений, располагаемых в произвольном порядке, могут быть предъявлены либо списком, либо на отдельных карточках. Респондентам предлагается решить, относится то или иное  утверждение к нему. Обработка результатов – за каждый утвердительный ответ проставляется 1 балл. Затем по шкалам, порознь, подсчитывается сумма баллов. Нами были выбраны следующие шкалы:

1) уверенность  в себе – самоуверенность –  самовлюблённость (эгоистический тип);

2) требовательность – непримиримость – жестокость (агрессивный тип)

3) доверчивость -  послушность  – зависимость (зависимый тип)

4) добросердечие – несамостоятельность  – чрезмерный конформизм (дружелюбный тип)

2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак

ПЕРВЫЙ  ЭТАП - для диагностики психологических особенностей готовности вступления в брак девушек ранней взрослости проведено анкетирование по изучению различных аспектов семейной жизни [Прилож. 1].

Рассмотрим результаты анкеты по изучению различных аспектов семейной жизни.

     Ответы  анкеты можно классифицировать  в зависимости от компонентов психологической готовности:

-когнитивный компонент, который включает в себя знания о семье, ролевых позициях в браке;

-эмоциональный компонент, подразумевает отношение к браку, мотивацию и побуждение к вступлению в брак.

Рассмотрим  полученные результаты, характеризующие  эмоциональный компонент психологической готовности к браку.

По результату опроса  положительно относящихся  к браку, в процентном соотношении,  составляет 85 % от числа всех респондентов,  10% пока не задумывались об этом, 5 % затруднились ответить. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку  среди опрошенных не было, что свидетельствует об адекватном отношении к вступлению в брак (см. рис. 1)

Рисунок 1. Как  Вы относитесь к браку?

На вопрос «Считаете  ли Вы нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе?», 47 % девушек ответили может быть, 43 % считают, что это нормально и лишь 10 % считают, что брак действительно мешает учёбе (см. рис. 2)

Рисунок 2. Считаете ли Вы нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе?

На вопрос «Как Вы относитесь к браку с разными национальностями?» 58 % из опрошенных студентов ответили, что это их не интересует; 32 % затруднились ответить; 10 %- для меня это не имеет значения, но родители против. Ни одна девушка не ответила, что так нельзя, если чувства настоящие, то люди не будут учитывать национальность (см. рис. 3)

Рисунок 3. Как Вы относитесь к браку с разными национальностями?

56 % опрошенных  желают вступить в брак и  44 % хотят вступить в брак, но  сначала планируют доучиться.  Не определившихся и не планирующих семейные отношения, таких девушек среди респондентов нет (см. рис. 4)

Рисунок 4. Хотите ли Вы вообще вступать в брак?

    

Рассмотрим  полученные результаты, относящиеся  к когнитивному компоненту психологической готовности к браку.

Идеальным брачным возрастом все девушки 100 % посчитали возраст от 20–30 лет. Ни один опрашиваемый не выбрал наилучший возраст для вступления в брак от 16–18 лет, от 18-20 лет, от 30 лет и старше. Это свидетельствует о том, что  девушки считают, что для создания семьи необходим определенный уровень личностной зрелости (см. рис. 5)

Рисунок 5. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

 

   Для большинства опрашиваемых девушек 47  % имеет значение социальное положение ее половины, это связано, прежде всего, с тем, что в обществе преобладает стереотипное мнение, что мужчина должен быть выше по социальному положению, чем женщина. Это подразумевает, что он должен быть материально благополучным для обеспечения своей будущей семьи.  43 %  ответили «может быть, это и лучше, но вообще нет».  5 %  не знают; для 5 % опрашиваемых  не имеет значение социальное положение (см. рис. 6)

Рисунок 6. Для Вас имеет значение социальное положение вашей половины?

Интересные  результаты получились на вопрос,  «На  каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание?» Для 75 % девушек не имеет значение социальный уровень мужчины, для 10 % это должен быть бизнесмен, и 15 % видят своего мужчину интеллигентом. Несмотря на полученные результаты, в современном обществе социальный уровень человека имеет большое значение (см. рис. 7)

 

Рисунок 7. На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание?

58 % студенток отрицательно относятся к браку в раннем возрасте (до 18 лет), 15 % - нормально, но это ненадолго, 15 % - нормально, 12 % - затруднились ответить на этот вопрос (см. рис. 8)

Рисунок 8. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

По поводу главы  семьи мнения разделились поровну. 50 % считают, что главой семьи должен являться мужчина. Количество девушек, считающих, что управлять семьей должен как мужчина, так и женщина, составило тоже 50 %.  Никто из опрашиваемых лиц не выбрал главой семьи – женщину. Характер ответов на этот вопрос позволяет говорить о том, что  девушки разделяют традиционный взгляд на приоритет мужчины в качестве главы семьи с тем, что управлять семьёй могут как мужчина, так и женщина (см. рис. 9)

Рисунок 9. Кто, по-вашему мнению, должен быть главой семьи?

«Кто в семье  должен зарабатывать деньги?», 60 % респондентов ответили, что оба, как мужчина, так и женщина, 30 % считают, что семью должен обеспечивать мужчина, для 10 % девушек как сложатся обстоятельства (см. рис. 10)

Рисунок 10. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

Полученные  результаты свидетельствуют о наличии различий в когнитивном компоненте психологической готовности к браку у девушек. Так для большинства опрашиваемых девушек имеет значение социальное положение ее второй половины. Идеальным брачным возрастом все девушки  посчитали возраст от 20–30 лет. Это свидетельствует о том, что  девушки считают, что для создания семьи необходим определенный уровень личностной зрелости. Существенных различий в эмоциональном компоненте психологической готовности к браку не было выявлено. Все девушки положительно относятся к браку.

Информация о работе Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости