Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.
Задачи:
изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак в современной науке;
исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
провести эмпирическое и диагностическое исследование;
разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
подтвердить или опровергнуть гипотезу;
сформулировать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6
1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6
1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10
1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16

Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23
2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23
2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25
2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной
группой…………………………………………………………………..............38
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения...……………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Тимофеева.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

 Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, имеющихся ценностей жизни и других факторов. У большинства молодых людей главным мотивом - выбора будущего супруга называлась любовь [29, 141]. Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком («покупаться в лучах его славы»), стремление к семейному уюту, боязнь одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается женщинами). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у обоих супругов уменьшаются (т. е. чем старше супруги, тем чаще совпадают их мотивы). Наибольшее сходство наблюдается в случаях, когда муж несколько старше жены, а наибольшее расхождение — когда жена старше мужа или муж намного старше жены.

Присутствует и мотив стереотипа (по принципу «все так делают»), причем, по данным Н. Г. Юркевича, именно легкомысленные браки чаще всего бывают неудачными (впрочем, как и браки по расчету) [29, 135].

К важнейшим предпосылкам будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия относятся - психобиологическая совместимость, образование, трудовая стабильность, возраст, продолжительность знакомства, факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений  с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

-эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

-сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

-сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

-сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

-общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов [28, 405].

Особенно большую  значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Кроме того, есть огромная разница между желанием и готовностью вступить в отношения  любви, как говорит В. А. Сысенко [26, 47]. Прежде, чем вступать в любовные отношения, человек должен понять, что такое он сам, серьезно отнестись для начала к самому себе и оценить степень ответственности следующего шага.

Говоря о  браке, нельзя забывать о том, что  желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

• готовность принять  на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

• понимание  прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

• стремление к  повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

• умение приспособиться к привычкам и чертам характера  другого человека и понимание его психических состояний.

Подготовка  к браку означает «формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему  брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости  брака». Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни  молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий  партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. «Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую  нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам               характера другого человека, понимание его душевных движений и               состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку» [27, 11]. 

Итак, нравственно-психологическая  подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к  браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

Человек, готовый вступить в брак

Человек, не готовый вступить в брак

-личность, готовая  принять на себя новые обязанности  по отношению к своему  брачному партнеру и будущим детям. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях.

 

-умение приспособиться к привычкам, чертам               характера другого человека,  понимание его душевных движений и              состояний — важнейший показатель

подготовленности  человека к браку.

 

 

 

 

-молодые люди  не имеют чёткого понимания того, что семья является исторически-конкретной системой  взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой близкими отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

 

-люди не видят  своего места в будущей семье,  не понимают обязанностей, которые берут на себя, вступая в брак.

 

-семья понимается  лишь как средство для удовлетворения  своих плотских и душевных  потребностей.

 

-мужчины неспособные  к самостоятельному принятию решений, к ответственности за женщину.




 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушками возрастной группы 20-22 лет

Период ранней взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости.

Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании: девушки более чувствительны к мнениям о них, более ранимы, более откликаемые на критику, насмешки. Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. В это время усваиваются половые роли и вырабатываются соответствующие индивидуальные стили поведения и общения [11, 342].

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что «лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости» [11, 241].

По Ч. А. Шакеевой «молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому ведущими ценностями  у девушек остаются "здоровье", "настоящая дружба" и "семейная жизнь" (последняя имеет больший вес у девушек). Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям».

К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.

Возраст 20-25 лет Э. Эриксон называет «ранней зрелостью», «формальным началом взрослой жизни». В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и "устройство". Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком как в социальном, так и в половом плане. Он использует термин "близость" как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду близость как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно близости, то есть способности "слить воедино вашу самотождественность с самотождественностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе", что рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Эриксон рассматривает «любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения». Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальным  установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития [10, 101].

К. Хорни выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

"В желании  быть мужчиной может выражаться  проявление желания обладать  всеми теми качествами или  привилегиями, которые наша культура  считает маскулинными – такими  как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" [30, 181].

Хорни также  обращала внимание на «ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей». Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала «стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе». Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи [30, 156].

Время учебы  в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления  личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является «сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека». Высшее образование оказывает огромное влияние на психику девушки, развитие её личности.

Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности [24, 39].

Женщины в любом  возрасте предпочитают мужчин лишь ненамного старше себя. Женщины вступают в брак в более раннем возрасте, чем мужчины [17, 99].

Считается, что  при выборе партнера женщины проявляют  себя более разборчивыми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как мужчины, так и женщины смотрят на своих избранников разными глазами. Женщины воспринимают мужчину прежде всего как зрелую личность, ценят в них ум, культуру, интеллигентность, доброту, порядочность. А. Г. Харчев задал замужним женщинам вопрос: «Что вы больше всего ценили в своем муже до вступления в брак?» Ответы были такими: ум (64 %), серьезность (58 %), любовь к работе (46 %), силу и мужественность, а также веселый нрав (по 44 %), общественный почет, уважение к нему других (40 %) [29, 203].

Информация о работе Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости