Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.
Задачи:
изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак в современной науке;
исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
провести эмпирическое и диагностическое исследование;
разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
подтвердить или опровергнуть гипотезу;
сформулировать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6
1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6
1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10
1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16

Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23
2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23
2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25
2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной
группой…………………………………………………………………..............38
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения...……………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Тимофеева.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

     Таким  образом, можно заключить, что  у девушек существуют определенные различия в представлениях о семейной жизни. И эти представления во многом соответствуют существующим в обществе стереотипам о семейной жизни.

ВТОРОЙ ЭТАП – проведение методики Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» [Прилож. 2] Даны ряд утверждений – особенностей личности. Испытуемым предлагается решить, относится то или иное утверждение к нему. Методика дает возможность определять такие особенности личности, как «доминирование» и «подчинение», играющие важную роль при принятии решения с опорой на собственное мнение или на подчинение мнению других.

Обработка результатов: за каждый утвердительный ответ проставляется  один балл. Затем по выбранным нами шкалам, порознь, подсчитывается сумма баллов.

Выделены 4 шкалы:

1. Уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность (эгоистический тип)

Выявлен стиль  межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8-ми баллов).

2. Требовательность  – непримиримость – жестокость (агрессивный тип)

В зависимости  от степени выраженности показателей этот октант отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы 5-8) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы 9-12). 

3. Доверчивость  – послушность – зависимость  (зависимый тип)

При умеренных  показателях (5-8) — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях(9-12) — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

4. Добросердечие  – несамостоятельность – чрезмерный  конформизм (дружелюбный тип)

Выявляет стиль  межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. 
Степень выраженности баллов среди респондентов – высокая и очень высокая от 9 до 16 баллов.

Таким образом, обработка результатов методики «Диагностика межличностных отношений» показала, что высокие баллы респонденты набрали по шкалам - добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм (дружелюбный тип. Девушки дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение,  склонны к сотрудничеству, кооперации, компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях.

Низкие и  умеренные баллы получились по шкале – уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность (эгоистический тип). Респондентам в меньшей степени присущи такие качества личности как стремление быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюблюблённость, расчетливость, независимость. Почти не проявляются эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

Наблюдаются преобладание такой положительной тенденции, как четкое выделение студентами возрастных границ вступления в брак, осознание всех положительных и отрицательных его сторон. Идеальным брачным возрастом все респонденты посчитали возраст от 20–30 лет, что свидетельствует о том, что  девушки считают, что для создания семьи необходим определенный уровень готовности к браку. Современные студенты, в частности девушки ранней взрослости, серьезно и взвешенно подходят к вопросу вступления в брак, выбора брачного партнера и обеспечения семьи.

Выявлен стиль межличностных отношений уверенный, зависимый, соперничающий. На удовлетворенность браком влияют особенности межличностного восприятия партнеров. Личность проявляется в поведении через определенные стили межличностных отношений.

Такие качества личности как искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели оказывают значительное влияние на отношения между партнерами. Такие особенности качеств личности как чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость затрудняют межличностное общение.

Таким образом, соотнося результаты анкетирования с результатами опросника Т. Лири можно сделать вывод, что психологическая готовность к браку не зависит от биологического возраста. Человек в состоянии создавать семью в разном возрасте, и это решает каждый индивидуально. Гипотеза наша подтверждается.

Разработка типологии готовности вступления в брак (по Т. В. Андреевой, И. В. Гребенникову и В. А. Сысенко):

1) Психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

2) Социальная готовность к браку. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3) Физическая  готовность к браку. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

Физиологи считают  юношеский возраст одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

 

 

 

 

2. 3. Рекомендации  для работы педагога-психолога  с данной возрастной группой

1. Профессиональная  деятельность педагога-психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая  деятельность педагога-психолога должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность педагога-психолога направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу педагог-психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе  с клиентами педагог-психолог руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Педагог-психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Педагог-психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей  работе педагог-психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

 

9. Обязательной  составной частью работы педагога-психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. Педагог-психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

11. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

12. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение  всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе педагога-психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Молодая семья  – это динамичная и легко реагирующая  на различные социально-экономические  изменения часть общества. Состояние  данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения  проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно - два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Одной из сложнейших задач на пути формирования семьи  является психологическая готовность вступления в брачные отношения, осознание партнёрами своего социального статуса, переосмыслением системы ценностей. Также психологическая готовность обусловливается отсутствием невидимых эмоциональных барьеров. Но далеко не в каждой паре молодые люди могут этого избежать.

Исходя из анализа  литературы, была высказана следующая  гипотеза: психологическая готовность к браку не зависит от биологического возраста. Данная гипотеза получила подтверждение.

 Результат  исследования показал, что данная  возрастная категория характеризуется стремлением к самоопределению и профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности развития жизни.

Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение  квалификации, поиск любимой работы и т.д. - все это общая направленность современной девушек.

 Когда мы  говорим о психологической готовности человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной готовности человека.

Данные исследования показали, что данная возрастная категория  в своем большинстве положительно относится к брачным отношениям. Однако социально-экономическая ситуация, т.е. отсутствие собственного жилья, недостаточная материальная обеспеченность сдерживает их желание иметь семью. Так для большинства опрашиваемых девушек имеет значение социальное положение ее второй половины. Идеальным брачным возрастом все девушки  посчитали возраст от 20–30 лет. Это свидетельствует о том, что  девушки считают, что для создания семьи необходим определенный уровень личностной зрелости. Многие девушки сетуют, что еще не встретили свою половину, а большую часть девушек не устраивает социальный статус партнёров на совместную брачную жизнь, т.е. девушками во главу угла ставится, видимо, брак по расчету. Это ведет к тому, что значительная часть молодых девушек не состоит в браке, хотя их отцы и матери в таком возрасте уже имели детей.

Таким образом, возраст ранней взрослости является предпочтительным возрастом для  вступления в брак и характеризуется  положительным отношением к этому институту со стороны девушек ранней взрослости. Однако в силу имеющихся социально-экономических факторов, разрушения культурных и моральных традиций общества, данная категория в большинстве своем в официальных брачных отношениях не состоит. Такое положение не только негативно сказывается на демографической ситуации, но и приводит и инфантилизму молодых людей и задержке их личностного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.
  2. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношении / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская.  - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 244с.
  3. 2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244с.
  4. Бурлачук Л. Ф. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак / Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Коростылева // Психологический журнал. – 1995. – №3 – 125c.
  5. Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы.-М.: Наука, 172с.
  6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 275с.
  7. Дорно И.Б. Современный брак: проблемы и гармония / И. Б. Дорно. - М.: Наука, 1990. – 74с.
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.
  9. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И. Антонов.-М.: Наука, 1990.
  10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-Л: Изд-во ЛГУ, 1982.-128с.
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508с.
  12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М., 1987.
  13. Ковалев С.В. Психология современной семьи, М., 1988.
  14. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 1997.-42с.
  15. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее еволюция в условиях перехода к постниндустриальному обществу.-Курск, 2001.- 218с.
  16. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990.
  17. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000.- 125с.
  18. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие /  О. Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224с.
  19. Психологическая культура семейных отношений. Методические материалы.- М.: Высшая школа, 1988.-336с.
  20. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. М., 1986.
  21. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПб.:Питер, 2004.-375с. 
  22. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры.-М.: Наука, 2002.-102с.
  23. Синкевич И. А. Социологическое исследование мотивационных установок молодых людей, вступающих в брак / И. А. Синкевич, А. А. Сергеева // Психологические науки. – 2007. - №7 – 222c.
  24. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996.
  25. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-224с.
  26. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983.
  27. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" М.,1999.
  28. Фромм Э. Мужчина и женщина.-М.: Изд-во АСТ, 1998.-512с.
  29. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.-223с.
  30. Хорни К. Женская психология./ Пер. с англ. Е.И.Замфир.- Спб.: Восточно-Еропейский институт психоанализа, 1993.- 222 с. – (Серия «Шедевры мировой науки»).
  31. Юнда И. Ф. Как стать счастливым в браке: Учебное пособие / И.Ф. Юнда. - Киев: Высшая Школа, 1991. - 93с.
  32. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, 2000.-512с.
  33. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М., 1995. – с. 75.
  34. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.
  35. Эйдэмиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдэмиллер, В. В.  Юстицкис. - СПб., 2008.- 652с.
  36. http://www.spbfamily.ru/brak.htm

Информация о работе Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости