Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить работы и научные подходы к процессу развития творческих способностей;
2. выявить условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основания процесса развития творческих способностей у детей в ДОУ.…………………………………………...6
1.1 Основные концепции творческих способностей в трудах
отечественных и зарубежных психологов…………………………6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста ………………………………………………17
1.3 Условия успешного развития творческих способностей. ………...21
Выводы по первой главе………………………………………………....24
Глава 2. Теоретические основы содержания психологической
помощи педагогам в развитии творческих способностей у
детей дошкольного возраста …………………………………………..25
2.1. Общая характеристика психологической помощи как
вида деятельности (методы, формы, подходы) …………………….....25
2.2 Использование методов и форм психологической помощи с учетом
особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………….......33
Список литературы……………………………………………………......35
Курсовая работа
Психологическая
помощь педагогическому
коллективу в развитии
творческих способностей
детей в детском образовательном
учреждении
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические
основания процесса развития творческих
способностей у детей в ДОУ.…………………………………………...6
отечественных
и зарубежных психологов…………………………6
дошкольного
возраста ………………………………………………17
1.3
Условия успешного развития творческих
способностей. ………...21
Выводы по первой
главе………………………………………………....24
Глава 2. Теоретические основы содержания психологической
помощи педагогам в развитии творческих способностей у
детей дошкольного
возраста …………………………………………..25
2.1. Общая характеристика психологической помощи как
вида деятельности
(методы, формы, подходы) …………………….....25
2.2 Использование методов и форм психологической помощи с учетом
особенностей
развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по второй
главе………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, либо раннее существующее сделать по новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков) неоднократно отмечали, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
И воспитатели, и родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему: чем повлиять на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является Психологическая помощь педагогическому коллективу в развитии творческих способностей детей в детском образовательном учреждении.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
для решения задач будут использованы следующие методы исследования:
Этапы исследования:
Структура
работы: работа представлена в двух
главах. После каждой главы выводы и в
конце заключение и список литературы.
Глава
1. Теоретические основания
процесса развития творческих
способностей у детей
в ДОУ
1.1.Основные концепции творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных психологов
Рассмотрим понятие “способности”. В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Отмечается, что “способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (по С. Л. Рубинштейну - 43). Видно, что признается возможность развития способностей в деятельности. “От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, - пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. Да, действительно, способы надо выработать, приобрести каким-то образом, но задает вопрос Юркевич, почему у одного человека “способы” вырабатываются быстрее, они более эффективны, чем у другого? – Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков (С.Л. Рубинштейн, Б. .М. Теплов и др.). При таком понимании способностей и задатков, способности не рассматриваются как свойство мозга. По мнению психологов, это определение не в полной мере отражает сущность данного феномена.
В. Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Общие задатки – это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки – это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением. По мнению ученого, способности не формируются из задатков; это свойство: способности – функциональных систем, задатки – компонентов этих же систем. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.
Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”. Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Л. С. Выготский также вводит понятие о задатках (как характеристики натуральных форм психики) показывая, что развитие способностей представляет собой сложнейший процесс переструктуирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово.
Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения единой деятельности (Л. С. Рубинштейн, Н. С. Лейтес). “Невозможно иметь какие-либо специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих, не могут существовать без них Специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе”, - пишет В. С. Юркевич.
Рассмотрим понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой - к поискам общей ее структуры.
Как уже было указано, вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность – это сумма других психических процессов? Одно из пониманий креативности – необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. Так, Н. Хомский – представитель когнитивной теории “врожденных структур” утверждает, что языковая компетентность базируется на врожденных структурах человеческого языка, Дж. Фодор – что такие структуры “лежат в основе всех форм человеческого интеллекта и когнитивных функций”. Все уже содержится в потенциале, нельзя создать что-то из ничего, т. е. помимо существующих структур. С. Герберт старается доказать, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определенным образом, достаточны для открытий (типа законов Кеплера). Таким образом, проявляется скептическое отношение к креативности, как самостоятельному, отличному от других процессу. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.