Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить работы и научные подходы к процессу развития творческих способностей;
2. выявить условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основания процесса развития творческих способностей у детей в ДОУ.…………………………………………...6
1.1 Основные концепции творческих способностей в трудах
отечественных и зарубежных психологов…………………………6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста ………………………………………………17
1.3 Условия успешного развития творческих способностей. ………...21
Выводы по первой главе………………………………………………....24
Глава 2. Теоретические основы содержания психологической
помощи педагогам в развитии творческих способностей у
детей дошкольного возраста …………………………………………..25
2.1. Общая характеристика психологической помощи как
вида деятельности (методы, формы, подходы) …………………….....25
2.2 Использование методов и форм психологической помощи с учетом
особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………….......33
Список литературы……………………………………………………......35
Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д.
Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности.
Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.
В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.
Творчество детей всегда насыщено яркими
положительными эмоциями. И благодаря
этому обстоятельству творчество обладает
большой притягательной силой для дошкольников,
познавших радость первых, пусть пока
маленьких, но открытий, удовольствие
от своих новых рисунков, построек и т.
д. Яркие эмоции становятся основой формирования
острой потребности детей не только в
конечном продукте творчества, но, главное,
в осуществлении самого этого процесса
в известной мере независимо от решения
частных, утилитарных задач. Это способствует
раскрепощению различных детских деятельностей,
имеющих творческий характер, благоприятствует
их развитию. Таким образом, эмоциональная
насыщенность процесса детского творчества
ведет к интенсификации развития новых
мотивов деятельности дошкольников, что
существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную
сферу ребенка и, в конечном счете, способствует
формированию эвристической структуры
личности.
1.3.
Условия успешного развития
творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола , можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том случае, если
оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели.
Выводы
по первой главе
В этой главе мы выявили что существует множество концепций творческих способностей, и вопрос изучения психологической природы креативности является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии.
Так же в данной главе мы рассмотрели специфику развития творческих способностей у детей. Детское творчество отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом, оно равнодушно к норме и не подвержено критическому самоанализу. Пока ребенок не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Ребенок в процессе усвоения общественного опыта — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый – преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей.
Так же
было установлено, что одним из важнейших
факторов творческого развития детей
является создание условий, способствующих
формированию их творческих способностей.
Глава
2. Теоретические
основы содержания психологической
помощи педагогам
в развитии творческих
способностей у детей
дошкольного возраста.
В рамках исследовательской работы нами была поставлена следующая
цель: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
Для проведения исследования мы использовали следующий комплекс методов:
Теоретические методы: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, моделирование.
Эмпирические методы: наблюдение, изучение.
Прикладные методы:
Методы психологического развития и коррекции: упражнения, игры, задания и др.
При проведении эмпирического исследования мы исходили из следующих определений: Психологическая помощь — область практического применения психологии. ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Общие задатки – это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки – это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением.