Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить работы и научные подходы к процессу развития творческих способностей;
2. выявить условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основания процесса развития творческих способностей у детей в ДОУ.…………………………………………...6
1.1 Основные концепции творческих способностей в трудах
отечественных и зарубежных психологов…………………………6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста ………………………………………………17
1.3 Условия успешного развития творческих способностей. ………...21
Выводы по первой главе………………………………………………....24
Глава 2. Теоретические основы содержания психологической
помощи педагогам в развитии творческих способностей у
детей дошкольного возраста …………………………………………..25
2.1. Общая характеристика психологической помощи как
вида деятельности (методы, формы, подходы) …………………….....25
2.2 Использование методов и форм психологической помощи с учетом
особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………….......33
Список литературы……………………………………………………......35
По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.
Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Педагоги должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если ребенок не имеет задатков музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.
В общем, можно сказать что способов развития творческих способностей у дошкольников множество. В пользу того, что именно воспитатель может лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:
Творческие способности играют такую
же важную роль, как и интеллектуальное
развитие. Ведь если знания мы считаем
пищей для ума, то творчество смело можно
назвать пищей для души.
Вывод по второй главе.
Во второй главе мы дали характеристику психологической помощи в детских образовательных учреждениях как виду деятельности, а так же рассмотрели психологическую помощь в развитии творческих способностей. В деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной.
Основной целью как детского психолога,
работающего в детском саду, так и в целом
психологической службы образования является
обеспечение психологического здоровья
детей. Психологическое здоровье предполагает
здоровье психическое, в основе которого
лежит полноценное психическое развитие
ребенка на всех этапах детства. В соответствии
с поставленной целью детский практический
психолог выполняет следующие задачи:
реализует в работе с детьми возможности
развития каждого возраста, развивает
индивидуальные особенности ребенка,
т.е. внимание специалиста должны привлекать
интересы, способности, склонности, чувства,
увлечения, отношения ребенка и прочее.
Глубокий и сложный процесс преобразования
и усвоения жизненных впечатлений происходит
в играх, изобразительной, музыкальной
и театрализованной деятельности. Творческое
начало проявляется и в замысле – выборе
темы игры, рисунка, в нахождении способов
осуществления задуманного. От психолога
требуется создать благоприятный для
развития ребенка климат в детском саду,
а также необходимо оказывать своевременную
психологическую помощь, как детям, так
и их родителям, воспитателям. Основными
видами деятельности детского психолога
являются: психологическое просвещение,
психологическая профилактика, психологическое
консультирование, психологическая диагностика,
психологическая коррекция.
Заключение
Творческая деятельность является уникальным средством развития личности ребёнка. Для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих возможностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Интенсивное развитие воображения начинается дошкольном возрасте. Оно обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности.
Постепенно воображение дошкольников приобретает всё более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности, которая способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир.
Глубокий
и сложный процесс
В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.
Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.
Ориентируясь
на выше сказанное, можно
Список
литературы.
28. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965. –
283 с.
30.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии
/ Л.С. Выготский.-
Санкт-Петербург : Союз, 2006. –С.112.
31. Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
М., 1998. – с. 67- 69.