Психологическая помощь педагогическому коллективу в развитии творческих способностей детей в детском образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и описать средства и способы психологической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить работы и научные подходы к процессу развития творческих способностей;
2. выявить условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3


Глава 1.Теоретические основания процесса развития творческих способностей у детей в ДОУ.…………………………………………...6

1.1 Основные концепции творческих способностей в трудах
отечественных и зарубежных психологов…………………………6

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста ………………………………………………17

1.3 Условия успешного развития творческих способностей. ………...21

Выводы по первой главе………………………………………………....24

Глава 2. Теоретические основы содержания психологической
помощи педагогам в развитии творческих способностей у
детей дошкольного возраста …………………………………………..25

2.1. Общая характеристика психологической помощи как
вида деятельности (методы, формы, подходы) …………………….....25

2.2 Использование методов и форм психологической помощи с учетом
особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………29

Выводы по второй главе………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………….......33

Список литературы……………………………………………………......35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

   По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.

    Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Педагоги должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если ребенок не имеет задатков музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.

       В общем, можно сказать что способов развития творческих способностей у дошкольников множество. В пользу того, что именно воспитатель может лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:

  • - эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
  • - у ребенка формируется представление о взрослом  как о человеке, с которым интересно быть вместе;
  • - педагоги  выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в детском саду,  умножается вдвое.
 
 

   Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вывод по второй главе.

     Во второй главе мы дали характеристику психологической помощи в детских образовательных учреждениях как виду деятельности, а так же рассмотрели психологическую помощь в развитии творческих способностей.    В деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной.

   Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям. Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. 
 

Заключение 

   Творческая деятельность является уникальным средством развития личности ребёнка. Для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих возможностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

   Интенсивное развитие воображения начинается дошкольном возрасте. Оно обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности.

Постепенно  воображение дошкольников приобретает  всё более активный характер, у  них развивается способность  к творческой деятельности, которая  способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир.

 Глубокий  и сложный процесс преобразования  и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

В процессе детского творчества происходит не столько  создание нового предмета, сколько  изменение в самом ребёнке, возникновение  у него новых способов деятельности, знаний и умений.

    Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

 Ориентируясь  на выше сказанное, можно отметить  высокую степень значимости творческой  деятельности для развития личности  ребёнка и утверждать необходимость  и целесообразность формирования у дошкольников творческих возможностей. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.  

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в  детском возрасте. Психологический  очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991
 
  1. Левин В.А. «Воспитание творчества» М.: Просвещение, 1987
 
 
  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» Дубна: Феникс+, 2006
 
  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»  М.: Педагогика, 1987
 
 
  1. Николаева Е.И. «Психология детского творчества»  СПб.: Речь, 2006
 
  1. Ожиганова Г.В. «Метод пролонгированной диагностики  и формирования креативности у детей  младшего школьного возраста» М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005
 
 
  1. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
 
  1. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и  диагностика)» Екатеринбург: Деловая  книга, 2001
 
 
  1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности  детей дошкольного возраста (4-7 лет). Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
 
  1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний  креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
 
  1.  Белова  Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Флинта, 1998. - 144 с.
 
  1.  Богоявленская  Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. - №1. - с.144-146.
 
  1. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в  проблематике творчества // Вопросы  психологии. - 1999. - №2. - с. 35-40.
 
  1. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1999. - 336 с.
 
  1. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления  исследований креативности в науке  и искусстве // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - с. 101-111.
 
  1.  Дружинин  В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
 
  1. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98-104.
 
  1. Лейтес  Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. - 448 с.
 
  1. Матюшкин  А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
  2. Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. - М.: Наука, 1991.
 
  1. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные  свойства при экспериментальном  определении уровня креативности // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - с. 130-137.
 
  1. Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой  сферы детей с различным уровнем  креативности. Дис. канд. псих. наук. - М., 1998.
 
  1.  Смолярчук  И.В. Особенности развития творческого  мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук. - М., 1993. - 216 с.
 
  1. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996.
 
  1. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - с. 123-135.
 
  1. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и  реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
 
  1. Яковлева  Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33.
 

       28. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965. – 283 с. 

  1. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного  детства: учебное пособие / О.О. Косякова.- Москва: Феникс, 2007.-С.346.
 

       30.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.-                     Санкт-Петербург : Союз, 2006. –С.112. 

     31.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998. – с. 67- 69. 
 
 
 

Информация о работе Психологическая помощь педагогическому коллективу в развитии творческих способностей детей в детском образовательном учреждении