Психотерапия в системе видов психологической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:01, реферат

Краткое описание

Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий психиатра, психотерапевта или клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента

Оглавление

1.Определение психотерапии и основных понятий……………………………..3
1.1. Теория психотерапии…………………………………………………...8
1.2. Общие факторы психотерапии…………………………………………9
1.3. Показания и противопоказания для психотерапии………………….10
2. Составляющие процесса, основные задачи и формы работы……………….13
2.1. Основные формы психологической помощи………………………..15
3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности…………………………………………………………………………...15
4. Супервизия, основные понятия супервизии………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Психотерапия в системе видов психологической помощи......doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Определение  психотерапии и основных понятий……………………………..3

      1.1. Теория психотерапии…………………………………………………...8

      1.2. Общие факторы психотерапии…………………………………………9

      1.3. Показания и противопоказания  для психотерапии………………….10

2. Составляющие процесса, основные задачи и формы работы……………….13

      2.1. Основные формы психологической  помощи………………………..15

3. Психологическое  сопровождение профессионального  становления личности…………………………………………………………………………...15

4. Супервизия, основные понятия супервизии………………………………….19

Список  литературы………………………………………………………………..21

      1. Определение психотерапии и основных понятий

 

     Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

     Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий психиатра, психотерапевта или клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента.1

     Традиционно выделяют три вида психологической  помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны пациента с расстройствами и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования является формирование неврозоустойчивой личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей, способных разрешить имеющийся внутриличностный конфликт. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

     Под психологическим  консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту.2

     Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

     Основные  цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако основными, как правило, являются:

     1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

     2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

     3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

     4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.

     5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.3

     Консультирование  как вид деятельности по-разному  определяется. Например, одно из определений трактует консультирование как «совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

     В другом определении отмечается, что  цель консультирования - «помощь клиенту в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

     Обобщая существующие определения психологического консультирования, можно отметить4, что все они включают несколько основных положений:

     1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

     2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

     3. Консультирование способствует развитию личности.

     В консультировании акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

     Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

     Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо базовых характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

     Целями  применения психологической коррекции (психокоррекции) являются оптимизация, исправление и приведение в норму  каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции:

     1. Психокоррекция отдельных психических  функций и компонентов психики  (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.) либо коррекция личности.

     2. Директивная или недирективная  стратегия психокоррекционного воздействия.

     3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

     4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

     5. Психокоррекция как компонент  клинической психотерапии в комплексном  лечении нервно-психических заболеваний  либо как основной и ведущий  метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

     Психокоррекционные  мероприятия, например, при невротических расстройствах нацелены в первую очередь на выработку адекватных (взамен неадекватным) невротических или неврозопродуцирующих стереотипов поведения.5

     В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль пациента оказывается  не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку  новых психологически адекватных и  выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой, как при консультировании. Человек готов «вручить себя» психотерапевту или клиническому психологу для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки.

     Психокоррекция  в отличие от психологического консультирования использует в качестве основных методов  манипулирование, формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для окружения образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психотерапевта или психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).6

     Основные  виды психологической коррекции, можно классифицировать по задачам, характеру направленности, способу коррекционных воздействий, форме организаций и сфере применения.

     По  коррекционным задачам:

     - семейная коррекция;

     - игровая коррекция;

     - нейропсихологическая коррекция;

     - коррекция личностного роста.

     По  характеру направленности:

     - симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) - вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

     - каузальная (причинная) коррекция - вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

     По  способу коррекционных воздействий:

     - директивные виды;

     - недирективные виды.

     По  форме организации:

     - общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

     - частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

     - специальная психокоррекция (комплекс приемов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребенком или группой детей по решению психологических проблем).

     Сфера применения психокоррекции:

     1. коррекция эмоционального развития ребенка;

     2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

     3. психокоррекция поведения детей и подростков;

     4. коррекция развития личности.

     Все выделенные виды психокоррекции в целом  дают системное представление об организационно - содержательных началах психокоррекционного процесса.

     Психотерапия в узком понимании термина является видом активного и специфического психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Информация о работе Психотерапия в системе видов психологической помощи