Психотерапия в системе видов психологической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:01, реферат

Краткое описание

Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий психиатра, психотерапевта или клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента

Оглавление

1.Определение психотерапии и основных понятий……………………………..3
1.1. Теория психотерапии…………………………………………………...8
1.2. Общие факторы психотерапии…………………………………………9
1.3. Показания и противопоказания для психотерапии………………….10
2. Составляющие процесса, основные задачи и формы работы……………….13
2.1. Основные формы психологической помощи………………………..15
3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности…………………………………………………………………………...15
4. Супервизия, основные понятия супервизии………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Психотерапия в системе видов психологической помощи......doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     - гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

     Функции психологического сопровождения:

     - информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);

     - проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;

     - психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;

     - профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);

     - обеспечение социально-профессионального самосохранения;

     - профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;

     - коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.

     Учитывая  субъектность и субъективность как  важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса:

     - изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние персонала;

     - эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного персонала предприятий и организаций;

     - проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;

     - формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, реориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры);

     - формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;

     - обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического ресурса специалистов;

     - психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.

     Реализация  функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:

     - развивающей диагностики;

     - тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;

     - мониторинга социально-профессионального развития;

     - технологий формирования психологической аутокомпетентности;

     - психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;

     - проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;

     - личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности;

     - ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);

     - тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

     Одна  из главных задач психологического сопровождения профессионального становления - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

     Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

     Таким образом, психологическое сопровождение  - это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.20 
 

      4. Супервизия, основные понятия супервизии

 

        Супервизия - малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия - помощь одного профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.21

        Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

        Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться. Существуют профессиональные тренинги и программы, по которым готовят супервизоров. Сам супервизор должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Каким бы профессиональным не был специалист, он, прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

        Супервизия - буквально «надзор», а у нас это называлось бы «наставничество». Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Однако института супервизорства у нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты, не прошедшие специальной подготовки, не имеющие преподавательского опыта, но обладающие каким-то необходимым даром. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и интенсивно развивалась в его рамках. Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а Фрейд давал рекомендации - как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать.22

        Супервизия - это универсальная форма поддержки терапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. В процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

        - лучше понимать своих клиентов;

        - осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;

        - путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;

        - лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;

        - структурировать терапевтические взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;

        - находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

        В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее  работать. Они также являются очень  значимым источником получения необходимой  профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального одиночества.23

        Супервизии также  помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого профессионала делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов - более защищенными от ошибок терапевтов, от самодеятельности под видом психотерапии.

        Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных  систем:

        -терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;

        - супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью.

        Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:

        - образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;

        - поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;

        - направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки).

        В супервизорской системе основными составляющими (фокусами) являются:

        - состояние супервизируемого терапевта (имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом процессы внутри терапевта и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии;

        - отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики проявлений терапевта в терапевтических отношениях;

        - впечатления супервизора (предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым терапевтом или его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии.

      Основная  функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.24

      Список  литературы

 

      1. Айви Е., Айви Мэри Б., Даунинг  Линк С. Психологическое консультирование и психотерапия. М., Издательство «ЛУРИ», 2007

      2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2008

      3. Булюбаш И.Д. Основы супервизии  в гештальт-терапии. Издательство  Института психотерапии. 2006

      4. Куликов Л.В. Психологическое консультирование. СПб. 2007

      5. Кочунас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект. 2006

Информация о работе Психотерапия в системе видов психологической помощи