Психотерапия в системе видов психологической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:01, реферат

Краткое описание

Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий психиатра, психотерапевта или клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента

Оглавление

1.Определение психотерапии и основных понятий……………………………..3
1.1. Теория психотерапии…………………………………………………...8
1.2. Общие факторы психотерапии…………………………………………9
1.3. Показания и противопоказания для психотерапии………………….10
2. Составляющие процесса, основные задачи и формы работы……………….13
2.1. Основные формы психологической помощи………………………..15
3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности…………………………………………………………………………...15
4. Супервизия, основные понятия супервизии………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Психотерапия в системе видов психологической помощи......doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Итак, психотерапия показана в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания для ее проведения. Можно назвать  три таких главных противопоказания:

     - по жизненным показаниям необходимо  иное, непсихотерапевтическое воздействие;

     - психотерапия не эффективна;

     - психотерапия противопоказана в  связи с морально - этическими ограничениями.

     Рассмотрим  первое противопоказание на примерах:

     Пример 1. У человека высокая температура. Мы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз. А можем, диагностировав опасное и бурно развивающееся инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом, вылечив пациента. В этом случае по биологическим показаниям необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие.

     Пример 2. У человека, проживающего в так называемой «горячей точке», - страх нападения, страх за свою жизнь. При помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействия можно уменьшить этот страх. И человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападения. Поэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.

     Переходим ко второму противопоказанию. Психотерапия не эффективна, например, тогда, когда у тяжелобольного человека не образуются условные рефлексы. Возможно, нас просят работать с тяжело слабоумным человеком. И мы понимаете, что уровень его психического развития настолько низок, что наши усилия попросту не будут оставлять никаких следов в его мозгу. В других случаях терапия не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами. Одни специалисты чувствуют себя не эффективными с детьми, другие - с пожилыми людьми. У кого - то хуже результат при работе с определенными расстройствами.

     Теперь  рассмотрим третье противопоказание. Противопоказания в связи с морально - этическими ограничениями очень зависят от конкретной школы психотерапии. Известно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуется и одобряется в другой школе как наиболее правильный стиль поведения. Традиционный психоаналитик обязан соблюдать нейтральность в отношениях с пациентом, тогда как специалист в области гештальт - терапии, и особенно поведенческой терапии, во время сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента. Во многих школах запрещена психотерапия без обратной связи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.

     Соблюдение  морально - этических правил является гарантией того, что терапевт будет принят своим профессиональным сообществом, что его работа будет эффективной. 14

      2. Составляющие процесса, основные задачи  и формы работы

 

     «Ситуация общения клиента с психологом-консультантом  включает такие составляющие:

     1) личность клиента и его переживания;

     2) личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и  функциональных образований;

     3) взаимоотношение между клиентом  и психологом».

     Разумеется, саму эту ситуацию создают вполне определенные внешние жизненные, и даже житейские обстоятельства. Поэтому то, чем создается ситуация обращения за психологической помощью, то, как эта ситуация структурируется профессионалом, психолог консультантом, - суть вещи различные.

     В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога-консультанта в обществе.

     Первая  из трудностей состоит в том, что  психолог-консультант работает не с  ситуацией, не с ее трансформацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношении и состояний человека. Во-вторых, прояснение подлинных мотивов и жизненных смыслов человека в процессе получения соответствующей психологической помощи может вообще сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от психологических проблем клиента. В-третьих, если в остальных профессиях межличностные отношения играют подчас важную, порой даже определяющую роль, а иногда не играют никакой роли, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста, то в рассматриваемой нами ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога-консультанта, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определяющую, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге в действительности психологической помощи.15

     Теперь  рассмотрим задачи психологической  помощи. Каковы же, в самом общем виде, задачи психологической помощи? Их можно разделить на группы.

     Это могут быть задачи: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладения с критической (кризисной) ситуацией и т. п., задачи, относящиеся к развитию субъектности к развитию функциональных и экзистенциальных (инструментальных и «самостных») начал личностного «Я». Едва ли не самым существенным моментом здесь является то, что цели и задачи может определять сам клиент.

     Следующей несомненной доминантой выступает  непосредственно сам процесс  оказания психологической помощи, где  самостоятельными задачами, задачами, обеспечивающими вспомоществовательный потенциал процесса, являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит; определение и использование степени воздействия на клиента. Самостоятельными задачами здесь становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

     Третья  группа задач относится к психологической  помощи сообществу: коллективу предприятия, школы, общины и т. п. Основные и возможные задачи здесь: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.

     Совершенно  особые задачи, стоящие перед профессионалом, - это задачи, которые касаются уже не непосредственно процесса психологической помощи, но, собственно говоря; определяющие его целесообразность и действенность: задачи, относящиеся к его (профессионала) собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Нет, наверное, необходимости подчеркивать, что недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, самооценок, мотивов и т, п.) и недостаточная профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта, добавив к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.16

      2.1. Основные формы  психологической помощи

 

     «В  зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи, применяются  две основные формы работы:

     - индивидуальная и - групповая.

     Индивидуальная  работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или  общественным причинам (специфика проблемы, например измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех тех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. В отечественной традиции подобную практику все чаще именуют «внемедицинская психотерапия».

     Когда же акцент делается на развивающий, обучающий  или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течении  «анонимные алкоголики», несомненное  преимущество - на стороне групповой работы. Возможность разноплановой обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе - важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.17

      3. Психологическое  сопровождение профессионального  становления личности

 

     Профессиональное  становление охватывает длительный период онтогенеза человека. Можно выделить шесть стадий этого процесса:

     - оптация,

     - профессиональная подготовка,

     - профадаптация,

     - первичная и вторичная профессионализация,

     - профессиональное мастерство.

     При рассмотрении проблемы профессионального самоопределения выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на изученном материале, попытаемся наметить возможные пути психологического сопровождения профессионального становления личности.18

     Прежде  всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

     Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь - длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек - психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления - право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист - психолог. Именно о таком сопровождении и идет речь.

     Таким образом, психологическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

     В психологическом сопровождении  нуждаются, прежде всего, те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

     Цель  психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное - помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.19

     Выделим основные концептуальные положения  психологического сопровождения профессионального становления личности:

     - наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

     - необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;

     - признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;

     - принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

Информация о работе Психотерапия в системе видов психологической помощи