Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить возможности семьи в профилактике ПАВ среди учащихся подросткового возраста
Задачи:
Рассмотреть понятие и виды психоактивных веществ;
Определить общие вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
Выявить роль семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ;
Определить возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
1.2 Профилактика злоупотребления ПАВ
Выводы по 1 главе
Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в семье
2.1 Роль семьи в формировании зависимости употребления ПАВ
2.2 Семья в профилактике злоупотребления ПАВ
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

 

 Медицинская модель  ориентирована преимущественно  на медико-социальные последствия  наркомании и предусматривает  в основном информирование учащихся  о негативных последствиях приема  наркотических и иных психоактивных  средств на физическое и психическое  здоровье.

 

 Образовательная модель  направлена на обеспечение детей  и молодежи полной информацией  о проблеме наркомании и обеспечение  свободы выбора при максимальной  информированности.

 

 Психосоциальная модель  своей главной целью утверждает  необходимость развития определенных  психологических навыков в противостоянии  групповому давлению, в решении  конфликтной ситуации, в умении  сделать правильный выбор в  ситуации предложения наркотиков

 

 Неумение детей себя  занять соответственно своим  желаниям и потребностям, испытываемое  ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные  состояния, возникающее желание  забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

 

 Взрослые практикуют  по большей части контроль  за учебой и кругом общения,  а также стремятся обеспечить  его максимальную занятость в  соответствии с собственными  представлениями о том, что  "пригодится в будущем".

 

 Очень важно, чтобы  родители обращали внимание на  факторы риска приобщения к  употреблению ПАВ в окружающей  среде (расположение торговых  точек, работа правоохранительных  органов, охрана учебных заведений,  соблюдение правил продажи спиртных  напитков, лекарств и т.п.).

 

 Кроме того, большое  значение в профилактике злоупотребления  ПАВ имеет установление с ребенком  доверительных отношений, благоприятного  психологического климата в семье.

 

 Также необходимо со  стороны родителей осуществить  организацию досуга детей на  уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

 

 В целом, изучение  отечественного опыта включения  семьи в программы профилактики  злоупотребления ПАВ свидетельствует  о недооценке ее роли и недостаточном  внимании к семейным ресурсам  и потенциалу. Имеется настоятельная  необходимость разрабатывать такие  профилактические программы, в  которых объектом воздействия  выступают все члены семьи,  как взрослые, так и дети, а  содержание не сводится только  к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

 

  1. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

 

  1. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

 

  1. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

 

  1. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

 

  1. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

 

  1. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.

 

  1. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

 

  1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.

 

  1. Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М., 1991. - 334с.

 

  1. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 1995. - 470с.

 

  1. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. М., 2000. – 176 с.

 

  1. Молодежь и общество на рубеже веков [Текст] / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Голос, 1999. - 402с.

 

  1. Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно- методических материалов [Текст] / Под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995. - 451с.

 

  1. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.

 

  1. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. - 2000 г. - № 8. – С. 17 - 25

 

  1. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М., 2000. – 178 с.

 

  1. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 240 с.

 

  1. Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.С. Петровой. – Ростов - на - Дону, 2001.-504 с.

 

  1. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982. – 128 с.

 

  1. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1984. - 167с.

 

  1. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Текст] / Под ред. В.Л. Белова. – М.: Нарконет, 2002. – 502 с.

 

  1. Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] / Под ред. Семенова П.Т. М., 2005 – 276 с.

 

  1. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2005 – 245 с.

 

  1. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.- 147с.

 

  1. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб., 2003 – 167 с.

 

  1. Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. - СПб, 1998. – 303 с.

 

  1. Сирота, Н.А. Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000. - 78с.

 

  1. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. - М., 2004. – 127 с.

 

  1. Смид, Р. Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид. - М., 1999. – 206 с.

 

  1. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. - СПб., 2005 – 124 с.

 

  1. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 1982. – 94 с.

 

  1. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1985. - № 6. – С. 23 - 27

 

  1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. – 128 с.

 

  1. Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,1999.-142с.

 

  1. Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Детство- Пресс, 2001. – 368 с.

Информация о работе Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье