Медицинская модель
ориентирована преимущественно
на медико-социальные последствия
наркомании и предусматривает
в основном информирование учащихся
о негативных последствиях приема
наркотических и иных психоактивных
средств на физическое и психическое
здоровье.
Образовательная модель
направлена на обеспечение детей
и молодежи полной информацией
о проблеме наркомании и обеспечение
свободы выбора при максимальной
информированности.
Психосоциальная модель
своей главной целью утверждает
необходимость развития определенных
психологических навыков в противостоянии
групповому давлению, в решении
конфликтной ситуации, в умении
сделать правильный выбор в
ситуации предложения наркотиков
Неумение детей себя
занять соответственно своим
желаниям и потребностям, испытываемое
ими внутреннее напряжение, дискомфорт,
неосознанные негативные эмоциональные
состояния, возникающее желание
забыться, "отключиться" от трудноразрешимых
проблем нередко служат содержанием того
душевного состояния, которое маскируется
скукой и может служить толчком к началу
употребления ПАВ.
Взрослые практикуют
по большей части контроль
за учебой и кругом общения,
а также стремятся обеспечить
его максимальную занятость в
соответствии с собственными
представлениями о том, что
"пригодится в будущем".
Очень важно, чтобы
родители обращали внимание на
факторы риска приобщения к
употреблению ПАВ в окружающей
среде (расположение торговых
точек, работа правоохранительных
органов, охрана учебных заведений,
соблюдение правил продажи спиртных
напитков, лекарств и т.п.).
Кроме того, большое
значение в профилактике злоупотребления
ПАВ имеет установление с ребенком
доверительных отношений, благоприятного
психологического климата в семье.
Также необходимо со
стороны родителей осуществить
организацию досуга детей на
уровне дома, двора, уличного микросоциума,
школьного микрорайона благополучной
ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному
поведению детей, распространению среди
них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных
веществ.
В целом, изучение
отечественного опыта включения
семьи в программы профилактики
злоупотребления ПАВ свидетельствует
о недооценке ее роли и недостаточном
внимании к семейным ресурсам
и потенциалу. Имеется настоятельная
необходимость разрабатывать такие
профилактические программы, в
которых объектом воздействия
выступают все члены семьи,
как взрослые, так и дети, а
содержание не сводится только
к информированию о признаках регулярного
употребления ПАВ и его негативных эффектах.
С помощью таких программ необходимо добиваться
позитивного семейного окружения, развития
устойчивых эмоциональных связей и привязанностей
между членами семьи, четкого осознания
всеми семейных ценностей и адекватной
воспитательной антинаркотической стратегии,
что в совокупности может быть действенным
фактором защиты от приобщения подростков
к ПАВ.
Список литературы
- Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.
- Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.
- Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.
- Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.
- Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.
- Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.
- Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.
- Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М., 1991. - 334с.
- Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 1995. - 470с.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. М., 2000. – 176 с.
- Молодежь и общество на рубеже веков [Текст] / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Голос, 1999. - 402с.
- Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно- методических материалов [Текст] / Под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995. - 451с.
- Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.
- О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. - 2000 г. - № 8. – С. 17 - 25
- Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М., 2000. – 178 с.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 240 с.
- Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.С. Петровой. – Ростов - на - Дону, 2001.-504 с.
- Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982. – 128 с.
- Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1984. - 167с.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Текст] / Под ред. В.Л. Белова. – М.: Нарконет, 2002. – 502 с.
- Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] / Под ред. Семенова П.Т. М., 2005 – 276 с.
- Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2005 – 245 с.
- Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.- 147с.
- Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб., 2003 – 167 с.
- Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. - СПб, 1998. – 303 с.
- Сирота, Н.А. Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000. - 78с.
- Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. - М., 2004. – 127 с.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид. - М., 1999. – 206 с.
- Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. - СПб., 2005 – 124 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 1982. – 94 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1985. - № 6. – С. 23 - 27
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. – 128 с.
- Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,1999.-142с.
- Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Детство- Пресс, 2001. – 368 с.