Министерство образования
и науки
ГОУ ВПО «Шадринский государственный
педагогический институт»
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ
физического воспитания
Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами
(ПАВ) подростками в семье
Курсовая работа по педагогике
Исполнитель
Студент 373 группы
Тенигин Семен Николаевич
Научный руководитель
ст. преподаватель
Булдашева Ольга Викторовна
Шадринск 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие вопросы
злоупотребления и профилактики
ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
1.2 Профилактика злоупотребления
ПАВ
Выводы по 1 главе
Глава 2. Профилактика злоупотребления
психоактивными веществами (ПАВ) в семье
2.1 Роль семьи в формировании
зависимости употребления ПАВ
2.2 Семья в профилактике
злоупотребления ПАВ
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время
в сложной социально- экономической
и политической ситуации в
стране на жизнь многих людей
негативно влияют стрессы, риск,
невозможность четко представить
и спланировать будущее. У значительной
части взрослого населения отсутствует
уверенность в завтрашнем дне,
нет чувства удовлетворенностью
жизнью. Слабые, размытые нравственные
ориентиры в современном обществе,
неблагоприятное благополучие ухудшает
воспитательный потенциал семей,
приводит к маргинализации многих
трудоспособных граждан. Такая
ситуация отрицательно сказывается
на уровне воспитанности детей,
так как воспитанию в некоторых
семьях уделяется недостаточно
времени и усилий.
Система школьного
образования в современных условиях
часто уходит от дела воспитания
личности, полностью передовая эту
ответственность родителям, основным
оставляя для себя лишь процесс
обучения - трансляцию определенной
информации на уроках. Дети и
подростки в результате, оказываются
в воспитательном вакууме, что
толкает некоторых из них на
путь ухода от непонятной и
не стабильной реальности в
иллюзорный мир по средствам
использования различных психоактивных
веществ (ПАВ).
Эти вещества воздействуют
на центральную нервную систему
человека и приводят к изменению
сознания. Их длительное применение
является причиной возникновения
у личности состояния психологической
и физической зависимости. С
каждым годом увеличивается количество
детей и подростков, начинающих
пробовать различные психоактивные
вещества школьном возрасте. Это
явление вызывает тревогу у
педагогов и родителей и дает
основания для усиления профилактических
воздействий, направленных на
пропаганду здорового образа
жизни и снижения интереса
к психоактивным веществам у учащихся.
Необходимо своевременное усиление профилактической
деятельности специалистами в учебных
заведениях, а также в учреждениях дополнительного
образования, в которых дети и подростки
проводят значительную часть свободного
времени. Основное направление, имеющее
большой потенциал и ресурс эффективности
в деле первичной психолого-педагогической
профилактики - организация досуговой
деятельности подростков. Свободное время
подростка - это тот ресурс, который необходимо
использовать оптимально. Задача родителей
и педагогов совместно с подростком организовать
его так, что бы оно служило делу развития,
воспитания и становления личности подростка.
Свободное время, организованное
оптимально, с учетом интересов,
связанное с удовлетворением
потребностей подростков в общении,
познании окружающего мира предоставляющее
возможность подростку заниматься
актуальной для него деятельностью,
- это залог того, что подросток
найдет для себя сферу реализации,
приобретет навыки общения, а
также, вполне возможно, первичные
профессиональные навыки, будет
приобщен к культурным основам,
созданным человечеством. Таким
образом, подросток окажется вовлеченным
в активную жизнь с возможностью
самореализации и целенаправленного
дальнейшего развития [15,С.8].
Тема исследования: профилактика
злоупотребления психоактивными
веществами (ПАВ) подростками в
семье.
Объект исследования:
процесс профилактики злоупотребления
психоактивными веществами
Предмет исследования:
профилактика злоупотребления психоактивными
веществами в семье
Цель – выявить
возможности семьи в профилактике
ПАВ среди учащихся подросткового
возраста
Задачи:
Рассмотреть понятие и
виды психоактивных веществ;
Определить общие вопросы
профилактики злоупотребления психоактивными
веществами;
Выявить роль семьи в формировании
зависимости употребления психоактивных
веществ;
Определить возможности
семьи в профилактике злоупотребления
подростками психоактивными веществами.
Методы исследования:
Анализ научно–методической
литературы, анализ опыта работы
современной школы по данной
проблеме, анализ статистики наркологических
диспансеров по проблеме наркомании
и алкоголизма.
Работа состоит из
введения, двух глав, выводов по
главам, заключения и списка литературы,
включающего 37 источников.
Глава 1. Общие
вопросы злоупотребления и профилактики
ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
Психоактивные вещества
— любое химическое соединение
(или смесь) естественного или
искусственного происхождения, которое
влияет на функционирование центральной
нервной системы, приводя к
изменению психического состояния,
это совокупность наркотических
и токсикоманических средств, применяемых
для изменения психического состояния
и способных привести к развитию зависимости
(наркомании или токсикомании) [22, с. 13].
Эти изменения могут
носить как положительный (лечебный)
характер, так и отрицательный,
например деградация психики
при злоупотреблении наркотиками.
Психоактивные вещества,
влияющие на высшие психические
функции, и часто используемые
в медицине для лечения психических
заболеваний, называются психотропными.
Психоактивные вещества, вызывающие
привыкание и/или запрещённые
законодательством, считаются наркотиками.
Нейротро́пные сре́дства
— обширная группа лекарственных средств,
оказывающие действие на нервную систему
— центральную и периферическую. Могут
угнетать или стимулировать передачу
нервного возбуждения в различных отделах
(центральной) нервной системы, понижать
или повышать чувствительность нервных
окончаний в периферических нервах, воздействовать
на разные типы рецепторов синапсов [22,
с. 13].
По происхождению психоактивные
вещества и наркотики делятся
на растительные, полусинтетические
(синтезируемые на основе растительного
сырья) и синтетические, также
делят по способу действия
на организм. Не все психоактивные
вещества являются наркотиками,
но все наркотики являются
психоактивными веществами. Разделение
психоактивных веществ может
также проводиться как по их
химическому строению, так и по
действию, которое они оказывают
на поведение человека, и которое
можно субъективно ощутить. Существуют
также комбинированные классификации.
Чем меньшее количество
вещества необходимо принять
для того, чтобы полностью ощутить
его действие, тем более сильным,
более психоактивным оно является.
Для ЛСД, например, каноническая доза равна
100 микрограммов, в то время как для этанола
доза измеряется десятками граммов. В
зависимости от особенностей метаболизма
индивида вещество может на него почти
не действовать или действовать гораздо
сильнее (гиперчувствительность). Также
принято измерять дозу в граммах вещества
на килограмм веса.
Деление по силе
зависимости неоднозначно. Лидерами
по данному показателю среди
веществ считаются героин, кокаин
и иногда никотин, а также
алкоголь. Из классов веществ
выделяют опиаты и стимуляторы,
как вызывающие сильную зависимость,
также сильную зависимость могут
вызывать барбитураты, хотя реакции
конкретных людей на различные
препараты могут быть очень
индивидуальны.
Кофе и чай, содержащие
пурины, оказывают лёгкий стимулирующий
эффект. Под «лёгкими наркотиками»
обычно подразумевают марихуану
и иногда некоторые психоделики.
На ЦНС психоактивные
вещества оказывают разнообразное
влияние на любом уровне функционирования
ЦНС: молекулярном, клеточном, системном,
синаптическом. В целом, любое такое влияние
сопровождается изменением обмена веществ
на том уровне, на котором происходит это
влияние [3, с. 56].
В организм психоактивные
вещества могут попадать самыми
разными путями, распространённые
способы -
перорально, через пищеварительную
систему,
инъекционно — внутримышечно
или внутривенно,
через слизистые, в
том числе интраназально (через носоглотку
путём вдыхания измельчённого вещества),
через лёгкие, путём
курения или вдыхания паров.
Психоактивное вещество
проходит сложный путь в организме, в зависимости
от способа принятия может перерабатываться
организмом в производные, и, проходя через
гематоэнцефалический барьер, воздействует
на передачу нейронами нервных импульсов,
например, через баланс нейромедиаторов
в мозге, изменяя таким образом работу
нервной системы.
Чем выше толерантность
употребляющего к веществу, тем
большие дозы ему необходимы
для получения ожидаемого эффекта.
Обычно толерантность вырабатывается
при приёме вещества и со
временем уходит на спад. Быстро
толерантность формируется у
кофеина и опиатов. Чем чаще
и больше вещества употребляется
— тем быстрее растёт толерантность.
Своеобразной толерантностью
обладают классические психоделики
(ЛСД, псилоцибин, мескалин) — при приеме
одного из этих веществ толерантность
возрастает очень быстро, буквально через
несколько часов после начала действия,
но полностью спадает приблизительно
за неделю. Более того, для психоделиков
характерна кросстолерантность; к примеру,
прием псилоцибина на следующий день после
приема ЛСД, в зависимости от индивидуальной
восприимчивости и количества вещества,
либо вообще не даст никакого эффекта,
либо эффект будет значительно снижен
и непродолжителен. Кросстолерантность
психоделиков также полностью исчезает
приблизительно за одну неделю[19, с. 27].
Отмечают, что у некоторых
веществ, например, у сальвинорина,
природного диссоциатива, содержащегося
в мексиканском шалфее Salvia divinorum, может
отмечаться обратная толерантность, означающая
феномен того, что при длительном употреблении
для достижения одного и того же эффекта
требуется меньшее количество вещества.
Обычно формирование
зависимости связывают со злоупотреблением
ПАВ, его систематическим применением.
Хотя действие веществ на человека
очень индивидуально, можно сказать,
что наиболее быстро из распространённых
веществ зависимость формируется
при приёме героина и «винта»
(кустарно приготовленного стимулятора
первитина и его производных), также можно
выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин.
Существует мнение, что
психологическую зависимость вызывают
вещества, действующие на обращение
в организме эндогенных нейромедиаторов
(количество которых ограниченно, баланс
восстанавливается постепенно), а физическую
— непосредственно воздействующие на
нервную систему (для употребления таких
веществ ради удовольствия характерно
постоянное повышение дозы). Характер
воздействия в обоих случаях имеет под
собой нейрохимическую основу, затрагивающую
психику человека.
Физиологическая зависимость
формируется, когда организм привыкает
к регулярному экзогенному поступлению
участвующих в метаболизме веществ
в организм и снижает их
эндогенную выработку, таким образом,
при прекращении поступления
вещества в организм в нём
возникает обусловленная физиологическими
процессами потребность в этом
веществе.
Психологическая зависимость
связывается в основном с приятными
ощущениями от веществ, стимулирующими
человека к повторению опыта
их употребления. Под действием
опиатов человек может не чувствовать
боли и тревог, одним из вариантов
действия стимуляторов является
повышение самооценки и энергичности.
Однако зависимость может формироваться
и при употреблении других
веществ, например диссоциативов,
которые вызывают распад сознания (в трип-репортах
сообщается даже о переживаниях смерти
под их действием); переживания и визуальные
эффекты от психоделиков часто вообще
не могут быть описаны как приятные, тем
не менее, при частом употреблении эти
вещества могут вызывать разрыв с реальностью,
связанный с эскапистским характером
психоделического опыта. Интоксикация
каннабисом помогает от депрессии,ru./wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF
- cite_note-11 при этом постоянному употреблению
марихуаны или замещающих её смесей сопутствует
ряд психосоциальных проблем./wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF
- cite_note-12