Социально-психологический
портрет такой семьи будет
неполным, если мы не укажем
на характерные черты поведения
взрослых членов такой семьи:
- общение между ними
находится на низком уровне, в
нем отсутствуют забота, юмор, радость
от общения;
- в семейных отношениях
доминируют разъединение, неприязнь,
взаимное перекладывание вины;
- определяющим является
активное нежелание членов семьи
обсуждать проблемы семьи с
кем-либо из окружающих; с этим
связано избегание различных
форм поддержки семьи со стороны
служб социальной защиты, профилактики,
родительских объединений;
- по отношению к нарастающим
семейным проблемам легко возникают
состояниями тревоги и паники;
постоянно проявляется тенденция
разрешать возникающие проблемы
на аффективном уровне.
Для асоциальной семьи
с наркологическими проблемами
и противоправным поведением
членов семьи характерны:
- сочетание затяжных, конфликтных
внутрисемейных отношений с криминологической
и наркологической отягощенностью;
- нарастающая социальная
изоляция с выключением семьи
из доверительных или поддерживающих
отношений с другими семьями
в доме, микрорайоне. Дети, проживающие
в такой семье, испытывают различные
формы давления: разъединенность
и эмоциональное отвержение со
стороны родителей, заброшенность
и насилие, чувство вины и
стыда за поведение других
членов семьи, например, алкоголизирующейся
матери, отца. Они вынуждены соизмерять
свое поведение и свои отношения с "двойным
стандартом правил" - аморальным как
нормой поведения внутри своей семьи и
морально императивным как определенные
правила поведения вне семьи - в школе,
в общении с другими. При этом они обычно
стремятся перенести стиль внутрисемейных
"образцов поведения" на свои взаимоотношения
с окружающими, навязать его, если не встречают
действенного отпора [6, с. 28].
Для распавшейся семьи
характерно сочетание "разъединенных"
отношений с включенностью в
застывшие, уходящие в прошлое,
конфликты, стойкая неприязнь
отношений. Достаточно часто такая
ситуация утяжеляется тем, что
члены "распавшейся семьи"
вынуждены по прежнему проживать
совместно, что усугубляет конфликтность
отношений, делает их патологически
зависимыми.
Неумение детей себя
занять соответственно своим
желаниям и потребностям, испытываемое
ими внутреннее напряжение, дискомфорт,
неосознанные негативные эмоциональные
состояния, депривация, фрустрация, дефицит
удовольствий и положительных эмоций,
возникающее желание забыться, "отключиться"
от трудноразрешимых проблем нередко
служат содержанием того душевного состояния,
которое маскируется скукой и может служить
толчком к началу употребления ПАВ. Родителям
необходимо знать, как учитывать эти обстоятельства
с целью своевременного, опережающего
развития адаптивных возможностей ребенка
и снижения риска его обращения к психоактивным
веществам.
Общепринятая родительская
стратегия "загрузить" подростка
образовательными занятиями оказывается
для половины подростков безуспешной.
Эти ученики отлынивают от
учебы в любом виде и предпочитают
"тусоваться" подальше от родительских
глаз. Для профилактики обращения к наркотикам
имеет значение то, как родители стремятся
реализовать свою ответственность за
ребенка путем установления всеобъемлющего
контроля за ним. Похоже, что для "хороших
родителей" достаточно знать о том,
где и с кем проводит свое время их ребенок,
быть в курсе внешних событий его жизни.
Они считают необходимым бороться с бездельем
и незанятостью детей как с издержками,
последствиями слабого родительского
контроля. Они часто сетуют на "излишки"
свободного времени у детей, которое те
могут расходовать по своему усмотрению.
На самом деле проблема не в излишней свободе
детей, а в их неумении пользоваться своими
возможностями. В настоящее время основные
надежды на эффективную профилактику
девиантного поведения связывают не с
ограничениями, запретами и наказаниями,
а с формированием у подрастающего поколения
навыков разумного самостоятельного выбора,
механизмов активного саморегулирования,
расширения диапазона путей и средств
самореализации.
Таким образом, внутрисемейные
отношения могут подталкивать
подростка к переносу своей
жизненной активности во внесемейные
сферы и лишать его возможностей использовать
потенциал семьи в процессе взросления.
Кроме того, самоустранение семьи в вопросах
профилактики наркологических заболеваний
и делегирование антинаркотического воспитания
специалистам лишает этот процесс глубины,
индивидуализации, что снижает его эффективность.
Специалисты в динамике
семейных отношений при формировании
у ребенка зависимости от наркотика
выделяют несколько фаз[19,С.172-174]:
1. фаза: - аффективно-шоковая.
Она связана с тем, что в
своем большинстве родители в
настоящее время достаточно осведомлены
о трагичности взаимоотношений
человека с наркотиком, однако, в
целом для большинства родителей
типична позиция, когда они
понимают тяжесть последствий
употребления наркотиков детьми,
но убеждены, что"их ребенка
эта беда никогда не коснется".
Поэтому в ответ на сведения
о наркотизации ребенка у родителей,
как правило, развивается реакция
по типу "эмоционального шока".
Эта реакция обычно непродолжительна,
но сразу выделяет внутрисемейные
отношения "родитель-ребенок"
в особые отношения.
2. фаза - фаза родительского
гиперконтроля. Для этой фазы типично
стремление родителей к установлению
максимального контроля за поведением
ребенка, за его контактами. На короткий
период времени внутрисемейный гиперконтроль
оказывает сдерживающее влияние, но в
целом быстро выявляется его несостоятельность.
Она обусловлена тем, что родители при
установлении гиперконтроля ставят перед
собой в действительности нереальную
цель. На самом деле, так как ребенок должен,
несмотря на случаи употребления наркотиков,
посещать школу, иметь время для досуга,
встречаться с друзьями, он не может быть
изолирован от среды, в которой живет.
Ставя нереалистичную цель и идя по этому
пути, родители вынуждены все больше ужесточать
меры контроля и ограничивать поведение.
Это вызывает одно стремление - избавиться
от контроля любыми средствами и путями,
включая обман, пренебрежение требованиями
родных.
3. фаза - фаза оппозиционного
противостояния наркотизирующегося
ребенка и родителей. В этой
фазе подросток-наркоман перестает
скрывать свою наркотизацию, может
бравировать пренебрежением требований
родных или может давать неоднократные
обещания прекратить употребление
наркотиков, но каждый раз у
него возникают "условно объективные
"причины, в силу которых
наркотизация возобновляется. Такая
"концепция зависимости" принимается
родителями и они начинают
обвинять в наркотизации ребенка
его друзей и знакомых, торговцев
наркотиками, недостаточность работы
со стороны правоохранительных
органов. В большинстве случаев
родители начинают возлагать
основные надежды на меры медицинского
характера, однако, в при обращении
за диагностической и лечебно-оздоровительной
помощью стремятся избегать учреждений
государственной наркологической
службы, чтобы не ставить ребенка
на наркологический учет.
4. фаза - фаза "поляризации
конфликтных отношений". Эта фаза,
как правило, развивается в
связи с повторяющимися срывами
после кратковременных или длительных
курсов лечения. Родители в
причинах повторяющихся срывов
видят недостаточную компетентность
наркологов, обвиняют подростка
в "слабости воли", в "плохом
характере" и отказываются
от попыток решать проблему
зависимости доступными им средствами.
При этом стойкие конфликтные
отношения сопровождаются тем,
что и подросток-наркоман и
родители продолжают существовать
в своеобразных автономных условиях.
Происходит своеобразная капитуляция
и фактический распад семьи как единого
организма. Место постоянных ссор в семье
начинает нарастать отчуждение, которое
может сопровождаться активной неприязнью
друг к другу, что по типу порочного круга
повторно порождает кратковременные конфликты
и вспышки раздражения.
Как бы это ни
казалось удивительным, можно сказать,
что даже «благополучная» семья,
осознающая свою ответственность
за социализацию ребенка, может
способствовать поиску подростком
одурманивающих веществ (алкоголь,
наркотики, пиво и т.д.), если
она недооценивает трудности
подросткового возраста, не поддерживает
потребность ребенка в самоидентификации.
В тревожных ситуациях, когда
родители получают сигнал о
неблагополучии или сами заподозрили
неладное, они обычно усиливают
контроль, ужесточают "борьбу". Тогда
как правильнее было бы задуматься
о причинах, о своих ошибках
и попробовать изменить привычное
взаимодействие, поощрить самостоятельность
детей, уделить больше внимания
развитию у них навыков самоконтроля,
совместно обсудить трудности
и возможные пути их преодоления.
2.2 Семья в профилактике
злоупотребления ПАВ
Родители спокойно
воспринимают информацию о наркотиках
вообще, но дают эффективные или
даже панические реакции, когда
сталкиваются с наркотиками через
любимых дочерей и сыновей.
Таким образом, родители, даже
серьезно обеспокоенные волной
ранней наркотизации, являются практически
беспомощным и мало организованными
в осуществлении конкретных профилактических
воздействий и относятся к
ним негативно или безучастно,
равнодушно.
При этом, непосредственно
столкнувшись в семье с наркотизацией
своего ребенка, родители зачастую
не знают, что делать, и в
результате остаются один на
один со своей проблемой. Большинство
родителей стремится скрыть факт
употребления ребенком наркотиков
и решать возникшие проблемы
в первую очередь через медицинских
специалистов. Многие при этом
стремятся прибегать к услугам
частнопрактикующих специалистов,
что в целом иногда только
загоняет проблему в тупиковое
положение
Родители являются
наиболее важными значимыми другими
лицами для несовершеннолетнего.
Поэтому профилактика обязательно
включает в себя работу с
дифференцированными группами родителей:
родители, активно участвующие в
профилактической работе; родители
с проблемами; родители с явлениями
зависимости и созависимости [23,
с. 27].
Однако участие современной
семьи в антинаркотической профилактике
носит проблемный характер.
Родители признают
необходимость проведения массовой
антинаркотической профилактики, но понимают
ее в значительной мере только как просвещение
детей относительно негативных последствий
злоупотребления наркотиками. Основную
роль в организации просвещения они отводят
школе.
Очевидно, что обычная
семья также нуждается в укреплении
внутрисемейных отношений, которые
являются необходимым условием
для выполнения ею своих задач
по подготовке ребенка к интеграции
во взрослое общество. Развитие
ребенка опирается в значительной
мере на семейные ресурсы, и
именно семья должна обеспечить
защиту подростка от негативных
внешних влияний. Защита обеспечивается
прежде всего хорошим микроклиматом
в семье. Сплоченность семьи,
ее крепкие внутренние связи
и привязанности формируются
и укрепляются постоянным и
устойчивым семейным руководством
со стороны родителей [6, с. 25].
Ссоры предупреждаются,
а конфликты ослабляются, когда
во взаимоотношениях родителей
и детей последовательно реализуются
три основных принципа семейного
воспитания:
ребенку обеспечивается возможность
пользоваться любовью и поддержкой
родителей;
ребенка обучают навыкам
конструктивного участия в семейной
жизни: взаимодействию и взаимопомощи,
самостоятельности и ответственности;
родители используют меры
поощрения и наказания за соблюдение
или нарушение семейных порядков
(правил) и установок.
Многие специалисты
утверждают, что важнейшей задачей
родителей является формирование
и укрепление чувства защищенности.
Однако не все семьи оказываются
полезными для детей в этом
отношении. Вероятно, потому, что
они находятся под грузом своих
"взрослых проблем". При этом
большинство внутренних семейных трудностей
не осознаются членами семьи и потому
остаются нерешенными. Из повседневных
совместно переживаемых событий плетется
ткань семейной жизни. Если этого нет,
возникает нравственная пустота, скука
и депрессия у подростка, неудовлетворенность
семьей и собой у взрослых. Причиной этого
во многих случаях является противоречивое
отношение родителей к подростковому
"статусу" ребенка: с одной стороны,
его освобождают от посильных домашних
обязанностей, семейных забот, с другой
— не включают в свой мир взрослых забот
и устремлений, ожидая, что он сам должен
определиться, чем заниматься и как с собой
обращаться. При этом родители забывают
о том, что это сфера социального обучения,
в которой взрослые вольно или невольно
выступают образцами для подражания, учителями
[31, с. 38].