Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить возможности семьи в профилактике ПАВ среди учащихся подросткового возраста
Задачи:
Рассмотреть понятие и виды психоактивных веществ;
Определить общие вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
Выявить роль семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ;
Определить возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
1.2 Профилактика злоупотребления ПАВ
Выводы по 1 главе
Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в семье
2.1 Роль семьи в формировании зависимости употребления ПАВ
2.2 Семья в профилактике злоупотребления ПАВ
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

 

 В последние годы  в Российской Федерации, практически  во всех регионах, ситуация, связанная  со злоупотреблением наркотическими  средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркозависимые группы населения стремительно "молодеют". Уровень этой наркотизации все более захватывает среду подростков[22, с. 53].

 

 Данные по злоупотреблению  ПАВ среди несовершеннолетних  за последние 5 лет и данные  по темпу формирования наркоманий  среди детей и подростков. Следует  отметить, что на первый план  в настоящее время выходит  употребление синтетических препаратов  с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ [2,С.106-108].

 

 В большинстве регионов  среди лиц, злоупотребляющих наркотиками,  наибольшее распространение имеют  традиционные для страны наркотики  растительного происхождения - мак,  конопля и их производные. 9О%  подростков, больных наркоманией,  употребляют опиаты, затем идет  гашиш (производное конопли) - 3%, более  4% подростков имеют диагноз полинаркомания. В последнее время рынок насыщается препаратами, вызывающими быструю психическую и физическую зависимость - героин, амфетамины, кокаин. В приграничных областях отмечается массированное поступление опия иранского, афганского и среднеазиатского происхождения, который вытесняет из незаконного оборота мак. Наблюдается также распространение наркотиков амфетаминовой группы (стимуляторов) типа "экстази", в основном доставляющихся из Москвы, Санкт-Петербурга. Эти наркотические средства также начали заменять традиционные наркотики растительного происхождения. Из сильнодействующих веществ наибольшее распространение получил контрабандно ввозимый через территорию Украины из Болгарии и Турции эфедрин, являющийся сырьем для производства сильнодействующего наркотика - эфедрона [10,С.34-37].

 

 Общие признаки начала  потребления психоактивных веществ  подростками. 

 

- Снижение интереса к  учебе, обычным увлечениям.

 

- Появляется отчужденность,  эмоционально"холодное"отношение  к окружающим, могут усилиться  такие черты, как скрытность  и лживость.

 

- Нередко возможны эпизоды  агрессивности, раздражительности,  которые сменяются периодами  неестественного благодушия.

 

- Компания, с которой  общается подросток, зачастую  состоит из лиц более старшего  возраста.

 

- Эпизодическое наличие  крупных или непонятного происхождения  небольших сумм денег, не соответствующих  достатку семьи. Появляется стремление  занять деньги или отобрать  их у более слабых.

 

- Тенденция общаться  по преимуществу с подростками,  которые заведомо употребляют  наркотики и/или другие психоактивные  вещества.

 

- Повышенный интерес  к детям из обеспеченных семей,  назойливое стремление с ними  подружиться. 

 

- Наличие таких атрибутов  наркотизации, как шприцев, игл,  небольших пузырьков, облаток  из-под таблеток, небольших кулечков  из целлофана или фольги, тюбиков  из-под клея, пластиковых пакетов  от резко пахнущих веществ,  наличие специфического химического  запаха от одежды и изо рта. 

 

- Изменение аппетита - от  полного отсутствия до резкого  усиления, обжорства; эпизодически  тошнота, рвота. 

 

- Наличие следов от  инъекций в области локтевых  сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений  на коже, слизистых. 

 

- "Беспричинное" сужение  или расширение зрачков. 

 

 Решающим признаком  употребления подростком психоактивных  средств является выявление состояния  наркотического одурманивания. 

 

 При оценке употребления  психоактивных веществ всегда  необходимо проявлять тактичность  и осторожность. Особенно это  относится к работе с несовершеннолетними,  имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения  в употреблении наркотических  веществ могут сами по себе  оказаться психотравмирующим фактором  и, в свою очередь, подтолкнуть  к их реальному употреблению.

 

 

 

 

 

 1.2 Профилактика злоупотребления ПАВ

 

 

 Вся детско-подростковая  среда с учетом, конечно, возрастной  специфики является объектом  ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.

 

 Особое внимание уделяется  обеспечению эффективного межведомственного  взаимодействия в решении проблем  профилактики наркомании и борьбы  с незаконным оборотом наркотиков  в образовательной среде, в  частности, в вопросах выявления  и учета обучающихся и студентов,  злоупотребляющих психоактивными  веществами, пресечения распространения  наркотиков и иных одурманивающих  веществ в образовательных учреждениях;  восстановления системы медицинского  обслуживания в образовательных  учреждениях, в том числе –  системы проведения ежегодных  медицинских профилактических осмотров  обучающихся; обеспечения защиты  граждан, в первую очередь,  несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному  и духовному развитию [26, с.24].

 

 Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной  основе и обеспечивается совместными  усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных  органов. Однако несмотря на  все усилия и затраты, именно  профилактика является наиболее  уязвимым местом. Выявление лиц  с наркотическими проблемами  и до настоящего времени вызывает  большие трудности. Фактически  вся лечебно-профилактическая и  реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.

 

 Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

 

 В зависимости от  состояния здоровья, наличия факторов  риска заболевания или выраженной  патологии можно рассмотреть  три вида профилактики [37].

 

 Первичная профилактика

 

 Первичная профилактика  — система мер предупреждения  возникновения и воздействия  факторов риска. Ряд мероприятий  первичной профилактики может  осуществляться в масштабах государства.

 

 Вторичная профилактика

 

 Вторичная профилактика  — комплекс мероприятий, направленных  на устранение выраженных факторов  риска, которые при определенных  условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые  другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления [37].

 

 В международной практике  можно выделить следующие основные  модели профилактики злоупотребления  ПАВ:

 

 Медицинская модель  ориентирована преимущественно  на медико-социальные последствия  наркомании и предусматривает  в основном информирование учащихся  о негативных последствиях приема  наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

 

 Образовательная модель  направлена на обеспечение детей  и молодежи полной информацией  о проблеме наркомании и обеспечение  свободы выбора при максимальной  информированности.

 

 Психосоциальная модель  своей главной целью утверждает  необходимость развития определенных  психологических навыков в противостоянии  групповому давлению, в решении  конфликтной ситуации, в умении  сделать правильный выбор в  ситуации предложения наркотиков [22, с. 123].

 

 Выделяют несколько  уровней профилактики злоупотребления  ПАВ среди детей.

 

1 уровень — превентивный

 

 Это четкая и доступная  информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью  разъяснения не столько вреда  наркотиков, сколько пользы здорового  образа жизни, формирования здорового  морально — психологического  климата, создания условий для  разумной организации в проведении  свободного времени, разъяснения  определенных норм поведения.

 

 Работа должна проводиться  по определенным принципам:

 

1. индивидуальная направленность;

 

2. выявление групп риска  с использованием различных методов  (медицинских, психологических, педагогических  и др.);

 

3. работа с лицами групп  риска по групповым и индивидуальным  программам;

 

4. организация специальных  лагерей для детей с девиантным поведением. Следует иметь в виду, что чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями.

 

 Профилактика I уровня  — это работа учителя и классного  руководителя, забота родителей  и родных, внимание школьного  психолога и врача. Это повседневная  работа, требующая определенных  знаний по проблеме.

 

II уровень профилактики  — это раннее выявление, диагностика  и лечение заболевших. Этим занимаются  в специализированных детских  наркологических диспансерах

 

 Трудности в проведении  первичной профилактики касаются  педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего это связано  с практическим отсутствием подготовленных  по проблеме кадров. Большая часть  педагогов школ, средних и высших  учебных заведений не имеют  знаний по диагностике коррекционному  воспитанию детей и подростков  в современных социальных условиях  нашей страны [22, с. 127].

 

 Анализируя обстановку  в области профилактики наркомании  в России, следует сказать, что  первичной профилактикой наркомании  преимущественно занимается система  образования, в основном образовательные  учреждения среднего звена –  школы, профессиональные училища,  менее активно – колледжи, лицеи  и ВУЗы. Введены новые учебные  программы («Основы безопасности  жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

 

 Необходимо добавить, что до сих пор не создана  система целенаправленной подготовки  кадров для работы с детьми  молодежью, имеющими проблемы  с употреблением наркотических  средств и одурманивающих веществ.  Большинство педагогических работников  образовательных учреждений признают  свою неосведомленность в области  предупреждения злоупотребления  ПАВ детьми и молодежью. В  системе повышения квалификации  педагогических кадров и иных  работников социальной сферы  представлено минимальное количество  курсов, ориентированных на профилактику  наркозависимости у детей и  молодежи.

 

 В связи с этим  одним из важнейших аспектов  антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ [29, с. 75].

 

 Все стороны, заинтересованные  в решении проблемы профилактики  наркомании, ощущают потребность  в конкретных законодательных  актах, четко регламентирующих  такую деятельность. Современное  развитие законодательной базы  характеризуется тем, что место  профилактики среди других юридических  понятий не определено, т.е. правовое  поле профилактики не разработано  и законодательное обеспечение  государственной системы профилактики  наркомании практически отсутствует.

Информация о работе Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье