В последние годы
в Российской Федерации, практически
во всех регионах, ситуация, связанная
со злоупотреблением наркотическими
средствами и их незаконным оборотом,
имеет тенденцию к утяжелению. Быстро
растет число потребителей психоактивных
веществ (ПАВ), включая наркотические и
токсикоманические средства, что, в свою
очередь, определяет рост численности
лиц с сформированной зависимостью от
наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий.
Наркозависимые группы населения стремительно
"молодеют". Уровень этой наркотизации
все более захватывает среду подростков[22,
с. 53].
Данные по злоупотреблению
ПАВ среди несовершеннолетних
за последние 5 лет и данные
по темпу формирования наркоманий
среди детей и подростков. Следует
отметить, что на первый план
в настоящее время выходит
употребление синтетических препаратов
с высокой наркогенной активностью
(героин, амфетамины). В этой ситуации подростки
быстрее, чем взрослые попадают в болезненную
зависимость. Это определяет резкое укорочение
периода возможных эффективных предупреждающих
мер после начала употребления наркотических
средств и "запущенность" наркологических
проблем при первичном обращении детей
и подростков за помощью. Эти факторы определяют
объективную необходимость существенной
перестройки и активизации системы первичной
комплексной профилактики употребления
психоактивных веществ [2,С.106-108].
В большинстве регионов
среди лиц, злоупотребляющих наркотиками,
наибольшее распространение имеют
традиционные для страны наркотики
растительного происхождения - мак,
конопля и их производные. 9О%
подростков, больных наркоманией,
употребляют опиаты, затем идет
гашиш (производное конопли) - 3%, более
4% подростков имеют диагноз полинаркомания.
В последнее время рынок насыщается препаратами,
вызывающими быструю психическую и физическую
зависимость - героин, амфетамины, кокаин.
В приграничных областях отмечается массированное
поступление опия иранского, афганского
и среднеазиатского происхождения, который
вытесняет из незаконного оборота мак.
Наблюдается также распространение наркотиков
амфетаминовой группы (стимуляторов) типа
"экстази", в основном доставляющихся
из Москвы, Санкт-Петербурга. Эти наркотические
средства также начали заменять традиционные
наркотики растительного происхождения.
Из сильнодействующих веществ наибольшее
распространение получил контрабандно
ввозимый через территорию Украины из
Болгарии и Турции эфедрин, являющийся
сырьем для производства сильнодействующего
наркотика - эфедрона [10,С.34-37].
Общие признаки начала
потребления психоактивных веществ
подростками.
- Снижение интереса к
учебе, обычным увлечениям.
- Появляется отчужденность,
эмоционально"холодное"отношение
к окружающим, могут усилиться
такие черты, как скрытность
и лживость.
- Нередко возможны эпизоды
агрессивности, раздражительности,
которые сменяются периодами
неестественного благодушия.
- Компания, с которой
общается подросток, зачастую
состоит из лиц более старшего
возраста.
- Эпизодическое наличие
крупных или непонятного происхождения
небольших сумм денег, не соответствующих
достатку семьи. Появляется стремление
занять деньги или отобрать
их у более слабых.
- Тенденция общаться
по преимуществу с подростками,
которые заведомо употребляют
наркотики и/или другие психоактивные
вещества.
- Повышенный интерес
к детям из обеспеченных семей,
назойливое стремление с ними
подружиться.
- Наличие таких атрибутов
наркотизации, как шприцев, игл,
небольших пузырьков, облаток
из-под таблеток, небольших кулечков
из целлофана или фольги, тюбиков
из-под клея, пластиковых пакетов
от резко пахнущих веществ,
наличие специфического химического
запаха от одежды и изо рта.
- Изменение аппетита - от
полного отсутствия до резкого
усиления, обжорства; эпизодически
тошнота, рвота.
- Наличие следов от
инъекций в области локтевых
сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений
на коже, слизистых.
- "Беспричинное" сужение
или расширение зрачков.
Решающим признаком
употребления подростком психоактивных
средств является выявление состояния
наркотического одурманивания.
При оценке употребления
психоактивных веществ всегда
необходимо проявлять тактичность
и осторожность. Особенно это
относится к работе с несовершеннолетними,
имеющими наркологические проблемы,
так как необоснованные подозрения
в употреблении наркотических
веществ могут сами по себе
оказаться психотравмирующим фактором
и, в свою очередь, подтолкнуть
к их реальному употреблению.
1.2 Профилактика злоупотребления
ПАВ
Вся детско-подростковая
среда с учетом, конечно, возрастной
специфики является объектом
ранней антинаркотической профилактики.
С одной стороны, несовершеннолетние выступают
как большая социальная группа, на которую
направлены основные усилия ранней профилактики,
с другой стороны, они должны сами, начиная
с определенного возрастного периода,
выступать субъектами профилактической
работы.
Особое внимание уделяется
обеспечению эффективного межведомственного
взаимодействия в решении проблем
профилактики наркомании и борьбы
с незаконным оборотом наркотиков
в образовательной среде, в
частности, в вопросах выявления
и учета обучающихся и студентов,
злоупотребляющих психоактивными
веществами, пресечения распространения
наркотиков и иных одурманивающих
веществ в образовательных учреждениях;
восстановления системы медицинского
обслуживания в образовательных
учреждениях, в том числе –
системы проведения ежегодных
медицинских профилактических осмотров
обучающихся; обеспечения защиты
граждан, в первую очередь,
несовершеннолетних, от информации,
наносящей вред их здоровью, нравственному
и духовному развитию [26, с.24].
Профилактическая деятельность,
как правило, строится на комплексной
основе и обеспечивается совместными
усилиями воспитателей, учителей, психологов,
медиков, социальных работников,
сотрудников правоохранительных
органов. Однако несмотря на
все усилия и затраты, именно
профилактика является наиболее
уязвимым местом. Выявление лиц
с наркотическими проблемами
и до настоящего времени вызывает
большие трудности. Фактически
вся лечебно-профилактическая и
реабилитационная работа в области
наркологии касается явных, запущенных
случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.
Профилактика (prophylaktikos —
предохранительный) — термин, означающий
комплекс различного рода мероприятий,
направленных на предупреждение какого-либо
явления и/или устранение факторов риска.
В зависимости от
состояния здоровья, наличия факторов
риска заболевания или выраженной
патологии можно рассмотреть
три вида профилактики [37].
Первичная профилактика
Первичная профилактика
— система мер предупреждения
возникновения и воздействия
факторов риска. Ряд мероприятий
первичной профилактики может
осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика
— комплекс мероприятий, направленных
на устранение выраженных факторов
риска, которые при определенных
условиях (стресс, ослабление иммунитета,
чрезмерные нагрузки на любые
другие функционалные системы организма)
могут привести к возникновению, обострению
и рецидиву явления [37].
В международной практике
можно выделить следующие основные
модели профилактики злоупотребления
ПАВ:
Медицинская модель
ориентирована преимущественно
на медико-социальные последствия
наркомании и предусматривает
в основном информирование учащихся
о негативных последствиях приема
наркотических и иных психоактивных средств
на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель
направлена на обеспечение детей
и молодежи полной информацией
о проблеме наркомании и обеспечение
свободы выбора при максимальной
информированности.
Психосоциальная модель
своей главной целью утверждает
необходимость развития определенных
психологических навыков в противостоянии
групповому давлению, в решении
конфликтной ситуации, в умении
сделать правильный выбор в
ситуации предложения наркотиков
[22, с. 123].
Выделяют несколько
уровней профилактики злоупотребления
ПАВ среди детей.
1 уровень — превентивный
Это четкая и доступная
информация для детей, подростков,
родителей, учителей с целью
разъяснения не столько вреда
наркотиков, сколько пользы здорового
образа жизни, формирования здорового
морально — психологического
климата, создания условий для
разумной организации в проведении
свободного времени, разъяснения
определенных норм поведения.
Работа должна проводиться
по определенным принципам:
1. индивидуальная направленность;
2. выявление групп риска
с использованием различных методов
(медицинских, психологических, педагогических
и др.);
3. работа с лицами групп
риска по групповым и индивидуальным
программам;
4. организация специальных
лагерей для детей с девиантным
поведением. Следует иметь в виду, что
чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться
подростки с акцентуациями и психическими
заболеваниями.
Профилактика I уровня
— это работа учителя и классного
руководителя, забота родителей
и родных, внимание школьного
психолога и врача. Это повседневная
работа, требующая определенных
знаний по проблеме.
II уровень профилактики
— это раннее выявление, диагностика
и лечение заболевших. Этим занимаются
в специализированных детских
наркологических диспансерах
Трудности в проведении
первичной профилактики касаются
педагогов, родителей, психологов,
врачей. Прежде всего это связано
с практическим отсутствием подготовленных
по проблеме кадров. Большая часть
педагогов школ, средних и высших
учебных заведений не имеют
знаний по диагностике коррекционному
воспитанию детей и подростков
в современных социальных условиях
нашей страны [22, с. 127].
Анализируя обстановку
в области профилактики наркомании
в России, следует сказать, что
первичной профилактикой наркомании
преимущественно занимается система
образования, в основном образовательные
учреждения среднего звена –
школы, профессиональные училища,
менее активно – колледжи, лицеи
и ВУЗы. Введены новые учебные
программы («Основы безопасности
жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным
образом ориентированные на профилактику
наркомании. Единой государственной программы
нет, следовательно, существующие профилактические
мероприятия фактически соответствуют
образовательной и медицинской моделям
профилактики.
Необходимо добавить,
что до сих пор не создана
система целенаправленной подготовки
кадров для работы с детьми
молодежью, имеющими проблемы
с употреблением наркотических
средств и одурманивающих веществ.
Большинство педагогических работников
образовательных учреждений признают
свою неосведомленность в области
предупреждения злоупотребления
ПАВ детьми и молодежью. В
системе повышения квалификации
педагогических кадров и иных
работников социальной сферы
представлено минимальное количество
курсов, ориентированных на профилактику
наркозависимости у детей и
молодежи.
В связи с этим
одним из важнейших аспектов
антинаркотической профилактической
работы в системе образования является
включение в программы образовательных
учреждений, осуществляющих подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
специалистов, работающих с детьми и молодежью,
вопросов профилактики злоупотребления
ПАВ [29, с. 75].
Все стороны, заинтересованные
в решении проблемы профилактики
наркомании, ощущают потребность
в конкретных законодательных
актах, четко регламентирующих
такую деятельность. Современное
развитие законодательной базы
характеризуется тем, что место
профилактики среди других юридических
понятий не определено, т.е. правовое
поле профилактики не разработано
и законодательное обеспечение
государственной системы профилактики
наркомании практически отсутствует.