Вместе с тем наркомания
– это не личное дело каждого.
В результате наркотизации у
потребителя возникают серьезные
проблемы со здоровьем, он легко
заболевает тяжелейшими инфекционными
заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция
и СПИД, венерические болезни), и
столь же легко их распространяет.
Потребители наркотиков или больные
наркоманией втягиваются в криминальную
деятельность. Находясь в состоянии
наркотического опьянения, особенно,
если управляют транспортом или
имеют доступ к оружию, они
представляют серьезную опасность
для здоровья и жизни окружающих.
Практически невозможно сочетать
учебу или работу с употреблением
наркотиков. Ко всему прочему,
наркоманы разрушают и деструктурируют
семьи, они не могут выполнять
свой долг перед обществом
и защищать интересы государства.
Тем самым они становятся обузой
для семьи и общества, потенциально
наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие
наркотиками, должны знать, что
им придется смириться с отступлениями
от «правила неприкосновенности»,
т.к. в конечном счете, речь
идет о том, что закон, мораль,
общечеловеческие ценности имеют
приоритет и должны господствовать
в демократическом обществе [35, с.
29].
Поэтому, чтобы обеспечить
активную профилактическую работу,
остановить эпидемию наркомании,
оказать лечебно-реабилитационную
помощь потребителям наркотиков
и больным наркоманией, требуется
совершенствовать законодательство
и обеспечить вмешательство на
всех уровнях так называемой
наркотической пирамиды. Прежде
всего, должна быть введена
административная ответственность
за употребление наркотиков, обеспечена
возможность оперативного обследования
лиц, подозреваемых в потреблении
наркотических средств, расширены
правовые основы для профилактической
работы и реабилитации несовершеннолетних,
злоупотребляющих ПАВ.
Проводимые в настоящее
время в регионах профилактические
антинаркотические мероприятия не составляют
единой системы в рамках целевых региональных
программ профилактики наркоманий. В региональных
программах недостаточное внимание уделяется
антинаркотической просветительной работе.
Она проводится малоэффективными методами,
основанными на информационном подходе
(чтение лекций). Недостаточно активно
в антинаркотическую работу с детьми и
подростками вовлекаются семьи, общественные
организации по месту жительства. Слабо
оказывается поддержка таким зарекомендовавшим
себя во всем мире формам как объединения
родителей в группы само и взаимопомощи.
В этих условиях
наиболее актуальной становится
задача создания реально действующей
на федеральном и региональном
уровнях системы активной первичной
профилактики злоупотребления психоактивными
веществами, основанной на межведомственном
и междисциплинарном взаимодействии
психологов, педагогов, психиатров-наркологов,
работников социальных служб
и правоохранительных органов.
Исходными, базовыми принципами
системы первичной профилактики
должны стать следующие положения:
зависимость от наркотических,
психоактивных веществ легче
предупредить, чем лечить;
в условиях угрожающей
наркологической ситуации целенаправленное
внимание следует уделять обучению
несовершеннолетних жизненным навыкам
противостояния агрессивной среде,
которая провоцирует потребление
наркотиков;
целевое воздействие
должно быть комплексным и
осуществляться на личностном, семейном
и социальном (школа, общество) уровнях[26,
с. 19].
Необходимо обобщить
основные положения, которые следуют
из показателей медицинской статистики
и должны определять направленность
первичной профилактической работы
в семье, в образовательной
среде и в сфере досуга несовершеннолетних.
1 - е положение. Приобщение
детей, подростков и молодежи
к наркотизации в настоящее
время идет более высокими
темпами, чем среди взрослого
населения, и характеризуется
большей тяжестью медико-социальных
последствий.
2 - е положение. Рост
наркоманий и токсикоманий все
шире и глубже затрагивает
младшие возрастные группы, включая
младших школьников.
3 - е положение. Одним
из ведущих факторов, влияющих
на снижение возраста потребителей
одурманивающих веществ, является
социальная дезадаптация детей,
указывающая на устойчивую взаимосвязь
между ростом случаев наркоманий
среди несовершеннолетних и ростом
правонарушений, совершаемых детьми
и подростками в связи с
злоупотреблением наркотиками.
4 - е положение. Сочетание
наркотизации с широким распространением
рискованных форм сексуально-девиантного
поведения несовершеннолетних приводит
к значительному ухудшению показателей
развития и соматического здоровья детей
и подростков.
5 - е положение. В настоящее
время складывается ситуация, когда
каждая отдельная семья остается
один на один с проблемой
наркотизации своих детей и
вынуждена действовать вслепую.
6 - е положение. При
всей масштабности патологических
сдвигов, происходящих в здоровье
детско-подростковой популяции в
связи с наркотизацией, этот
процесс для многих работников
школы, отвечающих за обучение
и воспитание детей, остается
"латентным", сопровождается определенной,
во многом отстраненной позицией
по отношению к самой проблеме
ранней алкоголизации и наркотизации
[19, С.358-378].
Основные принципы
обеспечения активной первичной
антинаркотической профилактической
работы [19, С.56-72].
Реально действующая
на территориальном уровне активная
антинаркотическая профилактика должна
быть основана на взаимодействии педагогов,
школьной психологической службы, психиатров-наркологов,
работников социальных служб и правоохранительных
органов. Их совместная деятельность должна
опираться на следующие базовые положения:
- зависимость от наркотических,
психоактивных веществ легче
предупредить, чем лечить, поэтому
профилактическая антинаркотическая
работа в образовательной среде должна
быть системной и концептуально обоснованной
на основе модели активной антинаркотической
профилактической помощи и законодательно
разрешена в образовательных учреждениях
(концептуальные и законодательные рамки);
- целевое воздействие
должно быть комплексным и
осуществляться при личностном,
семейном и социальном (школа,
общество) взаимодействии (формирование
и развитие социальной системы
профилактики употребления психоактивных
веществ и социальной поддержки
на основе совместной работы
специалистов, общественных объединений
(группы родительской поддержки)
и волонтеров, осуществляющих активную
профилактику в регионе):
- в превентивных образовательных
программах в условиях угрожающей
наркологической ситуации основное
внимание следует уделять формированию
ценностей здорового образа жизни,
развитию личностных ресурсов, препятствующих
употреблению психоактивных веществ,
а также развитие у несовершеннолетних
жизненных навыков противостояния
агрессивной среде, которая провоцирует
потребление наркотиков (разработка
комплекса дифференцированных обучающих
программ профилактики употребления
наркотиков среди детей и подростков);
- в превентивных образовательных
программах отдельно должен быть
представлен аспект подготовки
специалистов в области профилактики
употребления психоактивнымх веществ
из числа педагогов, школьных психологов,
социальных педагогов, инспекторов отделений
профилактики правонарушений несовершеннолетних
(ОППН). Для этой цели для методического
обеспечения первичной профилактической
помощи целесообразно в каждом регионе
на постоянной основе организовать обучающие
семинары для учителей, школьных психологов,
социальных педагогов образовательных
учреждений, социальных работников по
формам предупреждения злоупотребления
наркотическими средствами в детско-подростковой
среде [18, с. 45].
В своих основах
первичная профилактическая помощь
при распространении наркоманий
в детско-подростковой среде должна
опираться на школьную психологическую
службу, на подразделения центров
психолого-педагогической реабилитации,
на формирование широкой сети
консультативных пунктов для
детей и подростков. Все вместе
они должны обеспечивать тесное
межведомственное взаимодействие при
работе специалистов с "проблемными
детьми" по месту их жительства, а также
родительских объединений, подростковых
групп само- и взаимопомощи в школах и
микрорайонах.
Последовательное, этапное
и комплексное выполнение мероприятий,
направленных на разрешение выделенных
"ключевых" проблем, сделает
работу по профилактике наркоманий
и алкоголизма среди детей
и подростков действительно системной,
конструктивной и позволит преодолеть
негативные тенденции в развитии
наркоситуации в детско-подростковой
популяции России.
Выводы по 1
главе
Психоактивные вещества
— любое химическое соединение
(или смесь) естественного или
искусственного происхождения, которое
влияет на функционирование центральной
нервной системы, приводя к
изменению психического состояния
Психоактивные вещества,
влияющие на высшие психические
функции, и часто используемые
в медицине для лечения психических
заболеваний, называются психотропными.
Психоактивные вещества, вызывающие
привыкание и/или запрещённые
законодательством, считаются наркотиками.
На ЦНС психоактивные
вещества оказывают разнообразное
влияние на любом уровне функционирования
ЦНС: молекулярном, клеточном, системном,
синаптическом. В целом, любое такое влияние
сопровождается изменением обмена веществ
на том уровне, на котором происходит это
влияние
Профилактика (prophylaktikos —
предохранительный) — термин, означающий
комплекс различного рода мероприятий,
направленных на предупреждение какого-либо
явления и/или устранение факторов риска.
Профилактическая деятельность,
как правило, строится на комплексной
основе и обеспечивается совместными
усилиями воспитателей, учителей, психологов,
медиков, социальных работников,
сотрудников правоохранительных
органов.
Вся детско-подростковая
среда с учетом, конечно, возрастной
специфики является объектом
ранней антинаркотической профилактики.
С одной стороны, несовершеннолетние выступают
как большая социальная группа, на которую
направлены основные усилия ранней профилактики,
с другой стороны, они должны сами, начиная
с определенного возрастного периода,
выступать субъектами профилактической
работы.
Глава 2. Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами
(ПАВ) среди подростков в семье
2.1 Роль семьи
в формировании зависимости употребления
ПАВ
Для здоровой семьи
характерна сильная родительская
позиция с ясными семейными
правилами; гибкие, открытые взаимоотношения
между младшими и взрослыми
членами семьи с четкими "образцами"
отношений и поведения; сохранные,
эмоционально теплые связи между
поколениями, которые составляют
основу "семейной памяти"[23, с.
18].
К сожалению, не
всегда родители успевают изменяться
вместе с подростком, перестраивать
свои отношения с ним, свою
родительскую воспитательную стратегию.
Взрослые практикуют по большей
части контроль за учебой и
кругом общения, а также стремятся
обеспечить его максимальную
занятость в соответствии с
собственными представлениями о
том, что "пригодится в будущем".
До IX класса "благополучным" семьям
удается передать своих детей
в свободное время под ответственность
тренеров, музыкантов, художников и
т.д. А дальше они усиливают
давление на детей в направлении
их профессионального самоопределения
и связанного с будущей работой
(учебой) успеха. В свободное время
значительная часть старшеклассников
обречена продолжать учебу: посещать
кружки иностранных языков, подготовительные
курсы в институт и заниматься
в классах, сотрудничающих с
вузами по определенной программе.
Примерно в половине случаев
родителям не удается достичь
своих целей. Те из "благополучных",
кто не выдерживает такой нагрузки,
уже на этом этапе отдаляются
от семьи и проходят социализацию
в кругу сверстников при ослабленном
влиянии родителей.
Для конфликтной (дисфункциональной)
семьи типичны "запутанные отношения"
между членами семьи, например, семья с
мужчиной-отцом (отчимом) на периферии
семейного поля; семья с разъединенными,
конфликтно сосуществующими родителями;
семья с хронической неприязнью между
отдельными членами семьи, старшим и средним
поколениями, между родственниками по
материнской и отцовской линиям. В дисфункциональной
семье постоянно существуют проблемы
с алкоголем, наркотиками; у членов семьи,
особенно у женщин, часто наблюдаются
психосоматические, т.е. связанные с психогенными
причинами, нарушения со стороны соматического
здоровья. Обычно они идут "под флагом
хронических, трудно излечимых заболеваний",
вина за которые перекладывается на других
членов семьи, в том числе и на детей [31,
с. 36].