Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить возможности семьи в профилактике ПАВ среди учащихся подросткового возраста
Задачи:
Рассмотреть понятие и виды психоактивных веществ;
Определить общие вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
Выявить роль семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ;
Определить возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
1.2 Профилактика злоупотребления ПАВ
Выводы по 1 главе
Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в семье
2.1 Роль семьи в формировании зависимости употребления ПАВ
2.2 Семья в профилактике злоупотребления ПАВ
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

 

 Вместе с тем наркомания  – это не личное дело каждого.  В результате наркотизации у  потребителя возникают серьезные  проблемы со здоровьем, он легко  заболевает тяжелейшими инфекционными  заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция  и СПИД, венерические болезни), и  столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные  наркоманией втягиваются в криминальную  деятельность. Находясь в состоянии  наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или  имеют доступ к оружию, они  представляют серьезную опасность  для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать  учебу или работу с употреблением  наркотиков. Ко всему прочему,  наркоманы разрушают и деструктурируют  семьи, они не могут выполнять  свой долг перед обществом  и защищать интересы государства.  Тем самым они становятся обузой  для семьи и общества, потенциально  наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие  наркотиками, должны знать, что  им придется смириться с отступлениями  от «правила неприкосновенности»,  т.к. в конечном счете, речь  идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют  приоритет и должны господствовать  в демократическом обществе [35, с. 29].

 

 Поэтому, чтобы обеспечить  активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную  помощь потребителям наркотиков  и больным наркоманией, требуется  совершенствовать законодательство  и обеспечить вмешательство на  всех уровнях так называемой  наркотической пирамиды. Прежде  всего, должна быть введена  административная ответственность  за употребление наркотиков, обеспечена  возможность оперативного обследования  лиц, подозреваемых в потреблении  наркотических средств, расширены  правовые основы для профилактической  работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

 

 Проводимые в настоящее  время в регионах профилактические  антинаркотические мероприятия не составляют единой системы в рамках целевых региональных программ профилактики наркоманий. В региональных программах недостаточное внимание уделяется антинаркотической просветительной работе. Она проводится малоэффективными методами, основанными на информационном подходе (чтение лекций). Недостаточно активно в антинаркотическую работу с детьми и подростками вовлекаются семьи, общественные организации по месту жительства. Слабо оказывается поддержка таким зарекомендовавшим себя во всем мире формам как объединения родителей в группы само и взаимопомощи.

 

 В этих условиях  наиболее актуальной становится  задача создания реально действующей  на федеральном и региональном  уровнях системы активной первичной  профилактики злоупотребления психоактивными  веществами, основанной на межведомственном  и междисциплинарном взаимодействии  психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников социальных служб  и правоохранительных органов.  Исходными, базовыми принципами  системы первичной профилактики  должны стать следующие положения: 

 

 зависимость от наркотических,  психоактивных веществ легче  предупредить, чем лечить;

 

 в условиях угрожающей  наркологической ситуации целенаправленное  внимание следует уделять обучению  несовершеннолетних жизненным навыкам  противостояния агрессивной среде,  которая провоцирует потребление  наркотиков;

 

 целевое воздействие  должно быть комплексным и  осуществляться на личностном, семейном  и социальном (школа, общество) уровнях[26, с. 19].

 

 Необходимо обобщить  основные положения, которые следуют  из показателей медицинской статистики  и должны определять направленность  первичной профилактической работы  в семье, в образовательной  среде и в сфере досуга несовершеннолетних.

 

1 - е положение. Приобщение  детей, подростков и молодежи  к наркотизации в настоящее  время идет более высокими  темпами, чем среди взрослого  населения, и характеризуется  большей тяжестью медико-социальных  последствий. 

 

2 - е положение. Рост  наркоманий и токсикоманий все  шире и глубже затрагивает  младшие возрастные группы, включая  младших школьников.

 

3 - е положение. Одним  из ведущих факторов, влияющих  на снижение возраста потребителей  одурманивающих веществ, является  социальная дезадаптация детей,  указывающая на устойчивую взаимосвязь  между ростом случаев наркоманий  среди несовершеннолетних и ростом  правонарушений, совершаемых детьми  и подростками в связи с  злоупотреблением наркотиками. 

 

4 - е положение. Сочетание  наркотизации с широким распространением  рискованных форм сексуально-девиантного поведения несовершеннолетних приводит к значительному ухудшению показателей развития и соматического здоровья детей и подростков.

 

5 - е положение. В настоящее  время складывается ситуация, когда  каждая отдельная семья остается  один на один с проблемой  наркотизации своих детей и  вынуждена действовать вслепую.

 

6 - е положение. При  всей масштабности патологических  сдвигов, происходящих в здоровье  детско-подростковой популяции в  связи с наркотизацией, этот  процесс для многих работников  школы, отвечающих за обучение  и воспитание детей, остается "латентным", сопровождается определенной, во многом отстраненной позицией  по отношению к самой проблеме  ранней алкоголизации и наркотизации [19, С.358-378].

 

 Основные принципы  обеспечения активной первичной  антинаркотической профилактической работы [19, С.56-72].

 

 Реально действующая  на территориальном уровне активная  антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

 

- зависимость от наркотических,  психоактивных веществ легче  предупредить, чем лечить, поэтому  профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

 

- целевое воздействие  должно быть комплексным и  осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа,  общество) взаимодействии (формирование  и развитие социальной системы  профилактики употребления психоактивных  веществ и социальной поддержки  на основе совместной работы  специалистов, общественных объединений  (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

 

- в превентивных образовательных  программах в условиях угрожающей  наркологической ситуации основное  внимание следует уделять формированию  ценностей здорового образа жизни,  развитию личностных ресурсов, препятствующих  употреблению психоактивных веществ,  а также развитие у несовершеннолетних  жизненных навыков противостояния  агрессивной среде, которая провоцирует  потребление наркотиков (разработка  комплекса дифференцированных обучающих  программ профилактики употребления  наркотиков среди детей и подростков);

 

 

- в превентивных образовательных  программах отдельно должен быть  представлен аспект подготовки  специалистов в области профилактики  употребления психоактивнымх веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Для этой цели для методического обеспечения первичной профилактической помощи целесообразно в каждом регионе на постоянной основе организовать обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по формам предупреждения злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде [18, с. 45].

 

 В своих основах  первичная профилактическая помощь  при распространении наркоманий  в детско-подростковой среде должна  опираться на школьную психологическую  службу, на подразделения центров  психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети  консультативных пунктов для  детей и подростков. Все вместе  они должны обеспечивать тесное межведомственное взаимодействие при работе специалистов с "проблемными детьми" по месту их жительства, а также родительских объединений, подростковых групп само- и взаимопомощи в школах и микрорайонах.

 

 Последовательное, этапное  и комплексное выполнение мероприятий,  направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает  работу по профилактике наркоманий  и алкоголизма среди детей  и подростков действительно системной,  конструктивной и позволит преодолеть  негативные тенденции в развитии  наркоситуации в детско-подростковой популяции России.

 

 

 Выводы по 1 главе

 

 

 Психоактивные вещества  — любое химическое соединение (или смесь) естественного или  искусственного происхождения, которое  влияет на функционирование центральной  нервной системы, приводя к  изменению психического состояния

 

 Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические  функции, и часто используемые  в медицине для лечения психических  заболеваний, называются психотропными.  Психоактивные вещества, вызывающие  привыкание и/или запрещённые  законодательством, считаются наркотиками.

 

 На ЦНС психоактивные  вещества оказывают разнообразное  влияние на любом уровне функционирования  ЦНС: молекулярном, клеточном, системном,  синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние

 

 Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

 

 Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной  основе и обеспечивается совместными  усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных  органов.

 

 Вся детско-подростковая  среда с учетом, конечно, возрастной  специфики является объектом  ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков в семье

 

2.1 Роль семьи  в формировании зависимости употребления  ПАВ

 

 

 Для здоровой семьи  характерна сильная родительская  позиция с ясными семейными  правилами; гибкие, открытые взаимоотношения  между младшими и взрослыми  членами семьи с четкими "образцами"  отношений и поведения; сохранные,  эмоционально теплые связи между  поколениями, которые составляют  основу "семейной памяти"[23, с. 18].

 

 К сожалению, не  всегда родители успевают изменяться  вместе с подростком, перестраивать  свои отношения с ним, свою  родительскую воспитательную стратегию.  Взрослые практикуют по большей  части контроль за учебой и  кругом общения, а также стремятся  обеспечить его максимальную  занятость в соответствии с  собственными представлениями о  том, что "пригодится в будущем". До IX класса "благополучным" семьям  удается передать своих детей  в свободное время под ответственность  тренеров, музыкантов, художников и  т.д. А дальше они усиливают  давление на детей в направлении  их профессионального самоопределения  и связанного с будущей работой  (учебой) успеха. В свободное время  значительная часть старшеклассников  обречена продолжать учебу: посещать  кружки иностранных языков, подготовительные  курсы в институт и заниматься  в классах, сотрудничающих с  вузами по определенной программе.  Примерно в половине случаев  родителям не удается достичь  своих целей. Те из "благополучных", кто не выдерживает такой нагрузки, уже на этом этапе отдаляются  от семьи и проходят социализацию  в кругу сверстников при ослабленном  влиянии родителей.

 

 Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны "запутанные отношения" между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом) на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно сосуществующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В дисфункциональной семье постоянно существуют проблемы с алкоголем, наркотиками; у членов семьи, особенно у женщин, часто наблюдаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья. Обычно они идут "под флагом хронических, трудно излечимых заболеваний", вина за которые перекладывается на других членов семьи, в том числе и на детей [31, с. 36].

Информация о работе Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье