Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43
Таблица 4.Результаты предварительного контроля в контрольном
в 7 «Б» классе.
Номер задания |
Оценка | ||||||
№ |
Фамилия ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Бабаченко М. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
2 |
Бегов Р. |
± |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
3 |
Брыськина Л. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
4 |
Иржасова А. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
5 |
Дудко М. |
Отсутствовал |
|||||
6 |
Елесеенко И. |
- |
- |
± |
+ |
- |
«2» |
7 |
Кимельбаева А. |
+ |
+ |
± |
+ |
± |
«4» |
8 |
Ковпак Д. |
+ |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
9 |
Кривонос И. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
10 |
Крапивина И. |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
«4» |
11 |
Махамбетова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
12 |
Минко И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
13 |
Марусич Е. |
± |
- |
- |
+ |
+ |
«3» |
14 |
Пирка В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
15 |
Понамаренко Д |
- |
- |
- |
± |
- |
«2» |
16 |
Полончук Л. |
Отсутствовал |
|||||
17 |
Рудь Ю. |
± |
+ |
+ |
+ |
± |
«4» |
18 |
Стародубцев Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
19 |
Сорокопуд В. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
20 |
Сукрушева А. |
+ |
± |
± |
- |
- |
«3» |
21 |
Татбери Д. |
+ |
+ |
- |
± |
+ |
«4» |
22 |
Черная К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
«3» |
23 |
Шевченко Д. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
24 |
Эпова С. |
± |
± |
± |
+ |
- |
«3» |
Процент выполнивших задание |
30% |
85% |
65% |
80% |
10% |
Приложение В
Урок по теме «Начальные понятия планиметрии, геометрические фигуры»
Цели и задачи.
План урока:
Вводное слово учителя с показом слайдов.
Рассказ учителя об истории развития геометрии с показом слайдов.
Выделение основных понятий планиметрии.
Повторение ранее изученного геометрического материала, математических символов и выполнение учащимися задания на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.
Самостоятельная работа в виде тестирования с последующей самопроверкой (слайды с ответами и критерием оценивания).
Проверка усвоения изученного материала в форме кроссворда.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока
1. Вводное слово. В начале
XX века великий французский
Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.
Внимательно прочитайте тему урока, вдумайтесь в ее формулировку, сформулируйте вопросы, на которые мы должны, на ваш взгляд, найти ответы в ходе урока.
Учащиеся называют вопросы, а учитель обещает, что на все вопросы мы все сообща постараемся найти ответы на этом уроке.
Вопросы:
Что означает слово «геометрия»?
Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?
Кого можно считать основоположниками геометрии? Как называлось первое дошедшее до нас научное изложение геометрии?
Какие можно выделить этапы развития геометрии?
Что изучает геометрия?
Как можно объяснить, что такое точка, прямая, отрезок?
Различные математические объекты определили направления в математике.
С геометрическими понятиями вы уже знакомы с самого детства: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем, и т.д.
При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное).
Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, нас будут интересовать формы и размеры предметов.
Шкаф, спичечный коробок, кирпич, многоэтажный дом – прямоугольный параллелепипед.
Футбольный мяч, резиновый мяч, мыльный пузырь – шар.
Блин, солнце, луна, озеро – круг.
Красный кубик, синий кубик, зеленый кубик – куб.
Таким образом, геометрическая фигура (тело) – это абстрактный предмет, в котором рассматривается только форма и размер, не обращая внимания на физические свойства.
Расположением геометрических фигур занимаются различные разделы геометрии.
Геометрические фигуры, точки
которых лежат в одной
Геометрические фигуры, точки которых не лежат в одной плоскости, изучает стереометрия.
Мы начнем изучать геометрию с плоских фигур.
Но прежде заглянем в историю возникновения геометрии.
2. История возникновения геометрии.
Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.
Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.
А когда люди стали строить
дома из дерева, пришлось глубже разобраться
в том, какую форму следует
придавать стенам и крыше, какой
формы должны быть бревна. Сами того
не зная, люди все время занимались
геометрией: женщины, изготавливая одежду,
охотники, изготавливая наконечники
для копий или бумеранги
Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одним из важнейших тел – цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки.
Перевозить грузы на катках было довольно тяжело, потому что сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо.
Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца, украшения из драгоценных камней и металлов, роспись дворцов).
Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.
Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д.
Древние египтяне были замечательными
инженерами. До сих пор не могут
до конца разгадать загадки
Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.
«Все боится времени, но само время боится пирамид».
В Вавилоне при раскопках ученые обнаружили остатки каменных стен, высотой в несколько десятков метров, а высота Вавилонской башни достигает 82 метра.
Без математических знаний все эти сооружения невозможно было бы построить. И все же математические знания египтян и вавилонян были разрозненные и представляли собой свод правил, проверенных практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другое.
Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Девиз древней школы был: "Не знающие геометрии не допускаются!"
Настает время привести все разрозненные знания в систему.
И наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова.
Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире.
В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах.
Ученый гордо ответил: " В геометрии нет царской дороги".
В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие. Но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».
3. Основные понятия планиметрии
Конечно, геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Мы начинаем изучать планиметрию.
Как вы думаете, какие самые основные понятия планиметрии?
Даже самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур.
Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания