Проектирование событийности патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Условия проявления событийности образования.docx

— 1.14 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов контрольного эксперимента

 

 

 

Для того, чтобы выяснить оказывают ли влияние творческие задания и задачи на формирование творческой деятельности учащихся при  изучении «Геометрии», был проведен 3 этап эксперимента – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня формирования творческой деятельности в экспериментальном и контрольном классах и проведен анализ полученных результатов.

Для проверки эффективности  формирующего этапа педагогического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня  сформированности творческой деятельности детей школьного возраста с применением тестов по пройденным темам, с использованием  творческих задач и заданий на уроках по геометрии. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности творческой деятельности  школьников 7 класса.

На контрольном этапе  мы предложили учащимся сделать самостоятельную  работу  по творческим задачам (Приложение А).

Наглядное сравнение результатов  констатирующего и контрольного  этапов мы видим на рисунке. 

Таблица 6.

Показатели уровня  сформированности творческой деятельности в экспериментальном 7 «А»классе на контрольном этапе педагогического эксперимента.

 

Уровень сформированости творческой деятельности

Количество

учащихся

% соотношение

Задание не выполнено

0

0

Оценка 2

1

5

Оценка 3

2

10

Оценка 4

12

50

Оценка 5

9

35


Показатели уровня повышения формирования  творческой деятельности в экспериментальном классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Уровень повышение творческой деятельности  в экспериментальном 7 «А» классе на контрольном эксперименте

Таблица 7.Показатели уровня   сформированности творческой деятельности в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе педагогического эксперимента.

Уровень  сформированности творческой деятельности

Количество

наблюдений

% соотношение

Задание не выполнено

2

8,3

Оценка 2

4

16,6

Оценка 3

4

16,6

Оценка 4

8

33,3

Оценка 5

6

25


 

Показатели уровня обученности в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Уровень формирования творческой деятельности  в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе

 

Сравнительные результаты контрольного эксперимента показаны на рисунке 6.

Рисунок 6. Сравнение результатов контрольного педагогического эксперимента в экспериментальном и контрольном классе

На рисунке показаны в сравнении результаты контрольного эксперимента. Столбцы показывают процент учеников выполнивших верно соответствующее творческие задачи (причем при подсчете процента учитывались лишь задания, выполненные верно полностью, то есть в таблицах об итогах соответствующего контроля напротив такого задания стоит знак  «+»).(Приложение Ё,Ж)

Исследование показало, что  повышении уровня  формирования творческой деятельности в течение  эксперимента (процент выполнения каждого  задания в итоговом контроле) более  высок по сравнению с констатирующим этапом.

Итак, сравнение исходного  уровня  формирования творческой деятельности с конечным уровнем  формирования творческой деятельности позволяет  судить о реальном повышении эффективности  обучения при проведении эксперимента.

 В результате можно  сделать вывод: проведенный эксперимент  показал, что  использование   творческих заданий и задач  на уроках  «Геометрии» повышает  творческую деятельность учащихся.

В заключении сделаем предположение: постоянное  использование в курсе  «Геометрии» метода  творческих задач способствует повышению сформированности творческой деятельности.

 В ходе проведения  эксперимента  можно дать следующие  рекомендации по повышению   формирования творческой деятельности  учащихся 7 классов в общеобразовательных  школах.

Анализ динамики формирования мыслительных операций в экспериментальном 7 «А» классе дает основание считать, что предложенная методика является эффективным и результативным средством  формирования у учащихся исследуемых мыслительных операций.

Результаты срезов подтверждают предположение о том, что владение мыслительными операциями и процедурами  творческой деятельности идут параллельно, они взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Формирующий эксперимент  позволил выявить силу и характер влияния каждой мыслительной операции на процесс решения творческих задач с геометрическим содержанием.

Обобщая полученные данные на основе анализа результатов формирующего эксперимента, можно заключить, что  систематическое включение учащихся в решение творческих задач будет способствовать формированию творческой деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном курсовом исследовании разработаны теоретические и методические основы формирования творческой деятельности учащихся 7 классов в процессе решения творческих задач геометрического содержания, как внутреннего условия обеспечения событийности. Теоретически и экспериментально установлено, что обучение решению системы творческих задач, отвечающей сформулированным требованиям, позволяет обеспечить эффективное формирование и развитие мыслительных операций, адекватных процедурам творческой деятельности. В курсовом исследовании обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что систематическое, целенаправленное обучение учащихся решению творческих задач геометрического содержания позволит повысить уровень их творческой деятельности.

В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в  соответствии с задачами и целью  исследования получены следующие основные результаты:

  1. Раскрыта сущность психолого-педагогических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся, как условия проявления событийности образования.
  2. Выполнен логико-дидактический анализ научно-методических исследований по проблеме формирования и развития творческой деятельности учащихся в обучении математике.
  3. Определена структура и виды творческих задач геометрического содержания в курсе математики 7 классов и способы их решения.
  4. Теоретически и экспериментально установлено, что повысить эффективность процесса формирования творческой деятельности учащихся 7 классов позволяет введение творческих задач в процесс обучения математике.   Обучение решению таких задач способствует формированию основных компонентов мыслительной деятельности - мотивационного, содержательного, операционного. Указанные компоненты мышления адекватны процедурам творческой деятельности. В связи с этим в дипломной работе предложена типология творческих задач, направленная на формирование и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.).
  5. Разработана система творческих задач геометрического содержания и требования к ней, ориентированные на формирование творческой деятельности учащихся.
  6. Разработаны методические основы формирования творческой деятельности учащихся 7 классов при обучении математике.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие  проблемы формирования творческой деятельности учащихся 7 классов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Александров, А.Д. Геометрия: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Математика» / А.Д. Александров, Н.Ю. Нецветаев. - М.: Наука, 1990. - 672 с.
  2. Александров, А.Д. Основание геометрии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Математика». - М.: Наука, 2007. - 288 с.
  3. Александров, И.И. Сборник геометрических задач на построение с решениями. Пособие. Изд. 19-е, - М.: УЧПЕД ГИЗ, 2004. - 176 с.
  4. Антонов, Н.С. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учебное пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Сост. Н.С. Антонов, В.А. Гусев. - М.: Просвещение, 2005. - 304 с.
  5. Балабан М.А. Как построить школу без классов и уроков. М.: Первое сентября, 2001, - 204; там же: О.Л.Леонтьева. Школа-парк сегодня и в будущем. С. 191-204
  6. С. Ю. Курганов. Экспериментальная программа Школы Диалога Культур, 1-4 классы. Кемерово: «Алеф», 1993. - 62с.
  7. В.М.Видгоф. Школа как со=бытие (философско-культурологическая концепция развития). // Новые ценности образования: десять концепций и эссе, М., №3- 1995, с. 154.
  8. Школа самоопределения. Шаг второй. Ред. и сост. А.Н.Тубелъский. М., «Политекст», 1994. -480с.
  9. А.Голъдин А. Образовательная система «Школа-парк». Теория и практика. Екатеринбург: «Полиграфист». 2002. с. - 293с.
  10. Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности., Выпуск 1 (43).2010
  11. Лобок A.M. Вероятностный мир. Екатеринбург, 2001. - 223с.
  12. Слободчиков В.И. Со=бытийная общность. // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных педагогов, М., №1. - 1995.
  13. Прозументова Г.Н. Я-пространство как характеристика образовательного пространства школы // Школа и открытое образование. Сб. научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции. Москва-Томск, 1999. - 152с.
  14. Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. М., 2004.
  15. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / М., Просвещение, 1977.
  16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика; Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогических институтов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский, -2-е издание переработано и дополнено / М., Просвещение ,1980.
  17. Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики / Сост. Петрова Е.С., Саратов, Изд-во "Полиграфист", 2003 - 67 стр.
  18. Программы школьных факультативов по математике.
  19. Понтрягин Л.С. О математике и качестве её преподавания - Коммунист, 2000.
  20. Новосельцева З.И. Развернутые планы лекций и учебные задания для студентов по курсу "Теоретические основы обучения математике"/ С.-Петербург, Изд-во "Образование", РГПУ, 1997 -38стр.
  21. Пичурин Л.Ф., Репьев В.В. Вопросы Общей методики преподавания математики / Москва Изд-во "Просвещение", 1979 - 80 стр.
  22. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе / Минск, Изд-во "Высшая школа", 1990 - 270 стр.
  23. Учебники для средней школы и соответствующие пособия для учителя.
  24. Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе / Москва, Изд-во "Просвещение", 1985 - 336 стр.
  25. Аргунов, Б.И. Геометрические построения на плоскости. Пособие. / Б.И. Аргунов, М.Б. Балк. - М.: УЧПЕД ГИЗ, 2005. - 268 с.
  26. Брушлинский, А.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.; Под редакцией А.В. Петровского - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 464 с., ил.
  27. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 2003. - 96 с.
  28. Буловацкий, М.П. Разнообразить виды задач: [О развитии мышления на уроках математики] // Математика в школе. - 2008 - №5 - с. 37-38.
  29. Варданян, С.С. Задача оп планиметрии с практическим содержанием: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. / под ред. В.А. Гусева. - М.: Просвещение, 2009.
  30. Векслер, С.И. Найти и преодолеть ошибку: [О развитии мышления школьников на уроках математики] // Математика в школе. - 2009 - №5 - с. 40-42.
  31. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 252 с., ил.
  32. Груденов, Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. - М.: Педагогика, 2007.
  33. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики - М.: просвещение, 1990. - 224 с., ил

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания контрольного среза  формирующего эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Таблица 3.Результаты предварительного контроля в экспериментальном

в 7 «А» классе.

   

Номер задания

Оценка

Фамилия ученика

1

2

3

4

5

 

1

Анашкина Е.

±

+

±

+

-

«3»

2

Блинов И.

±

+

-

±

-

«3»

3

Гырдымов Е.

±

+

±

+

-

«3»

4

ДолгополовП.

Отсутствовал

 

5

Елсукова А.

±

+

+

+

-

«4»

6

Жукова Э.

-

-

±

+

-

«2»

7

Ишутинов А.

Отсутствовал

 

8

Казаков К.

+

+

-

±

-

«3»

9

Клыпина К.

±

+

+

+

-

«4»

10

Кодолов Е.

±

+

+

+

+

«4»

11

Колпаков Д.

+

+

+

+

-

«4»

12

КрестьяниновА.

+

+

+

+

+

«5»

13

Кузнецова Ю.

±

-

-

+

-

«2»

14

Михеев А.

+

+

+

+

+

«5»

15

Нетцель Р.

-

-

-

±

-

«2»

16

Панихина М.

+

+

±

+

±

«4»

17

Перешеин В.

±

+

+

+

±

«4»

18

Росина М.

+

+

+

+

+

«5»

19

Салахова А.

±

+

+

+

-

«4»

20

Тугаринов С.

+

±

±

-

-

«3»

21

Царева И.

+

+

-

±

-

«3»

22

Шатунов А.

+

+

-

+

-

«3»

23

Шулятьев Е.

±

+

+

+

-

«4»

24

Шустова И.

±

±

±

+

-

«3»

Процент выполнивших задание

40%

82%

50%

82%

14%

 

Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания