Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43
Для того, чтобы выяснить оказывают ли влияние творческие задания и задачи на формирование творческой деятельности учащихся при изучении «Геометрии», был проведен 3 этап эксперимента – контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня формирования творческой деятельности в экспериментальном и контрольном классах и проведен анализ полученных результатов.
Для проверки эффективности формирующего этапа педагогического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности творческой деятельности детей школьного возраста с применением тестов по пройденным темам, с использованием творческих задач и заданий на уроках по геометрии. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности творческой деятельности школьников 7 класса.
На контрольном этапе мы предложили учащимся сделать самостоятельную работу по творческим задачам (Приложение А).
Наглядное сравнение результатов
констатирующего и
Таблица 6.
Показатели уровня сформированности творческой деятельности в экспериментальном 7 «А»классе на контрольном этапе педагогического эксперимента.
Уровень сформированости творческой деятельности |
Количество учащихся |
% соотношение |
Задание не выполнено |
0 |
0 |
Оценка 2 |
1 |
5 |
Оценка 3 |
2 |
10 |
Оценка 4 |
12 |
50 |
Оценка 5 |
9 |
35 |
Показатели уровня повышения формирования творческой деятельности в экспериментальном классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень повышение творческой деятельности в экспериментальном 7 «А» классе на контрольном эксперименте
Таблица 7.Показатели уровня сформированности творческой деятельности в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе педагогического эксперимента.
Уровень сформированности творческой деятельности |
Количество наблюдений |
% соотношение |
Задание не выполнено |
2 |
8,3 |
Оценка 2 |
4 |
16,6 |
Оценка 3 |
4 |
16,6 |
Оценка 4 |
8 |
33,3 |
Оценка 5 |
6 |
25 |
Показатели уровня обученности в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Уровень формирования творческой деятельности в контрольном 7 «Б» классе на контрольном этапе
Сравнительные результаты контрольного эксперимента показаны на рисунке 6.
Рисунок 6. Сравнение результатов контрольного педагогического эксперимента в экспериментальном и контрольном классе
На рисунке показаны в сравнении результаты контрольного эксперимента. Столбцы показывают процент учеников выполнивших верно соответствующее творческие задачи (причем при подсчете процента учитывались лишь задания, выполненные верно полностью, то есть в таблицах об итогах соответствующего контроля напротив такого задания стоит знак «+»).(Приложение Ё,Ж)
Исследование показало, что повышении уровня формирования творческой деятельности в течение эксперимента (процент выполнения каждого задания в итоговом контроле) более высок по сравнению с констатирующим этапом.
Итак, сравнение исходного уровня формирования творческой деятельности с конечным уровнем формирования творческой деятельности позволяет судить о реальном повышении эффективности обучения при проведении эксперимента.
В результате можно
сделать вывод: проведенный
В заключении сделаем предположение: постоянное использование в курсе «Геометрии» метода творческих задач способствует повышению сформированности творческой деятельности.
В ходе проведения
эксперимента можно дать следующие
рекомендации по повышению
формирования творческой
Анализ динамики формирования мыслительных операций в экспериментальном 7 «А» классе дает основание считать, что предложенная методика является эффективным и результативным средством формирования у учащихся исследуемых мыслительных операций.
Результаты срезов подтверждают
предположение о том, что владение
мыслительными операциями и процедурами
творческой деятельности идут параллельно,
они взаимообусловлены и
Формирующий эксперимент позволил выявить силу и характер влияния каждой мыслительной операции на процесс решения творческих задач с геометрическим содержанием.
Обобщая полученные данные
на основе анализа результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном курсовом исследовании разработаны теоретические и методические основы формирования творческой деятельности учащихся 7 классов в процессе решения творческих задач геометрического содержания, как внутреннего условия обеспечения событийности. Теоретически и экспериментально установлено, что обучение решению системы творческих задач, отвечающей сформулированным требованиям, позволяет обеспечить эффективное формирование и развитие мыслительных операций, адекватных процедурам творческой деятельности. В курсовом исследовании обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что систематическое, целенаправленное обучение учащихся решению творческих задач геометрического содержания позволит повысить уровень их творческой деятельности.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы формирования творческой деятельности учащихся 7 классов.
Список использованной литературы
Приложение А
Задания контрольного среза формирующего эксперимента
Приложение Б
Таблица 3.Результаты предварительного контроля в экспериментальном
в 7 «А» классе.
Номер задания |
Оценка | ||||||
№ |
Фамилия ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Анашкина Е. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
2 |
Блинов И. |
± |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
3 |
Гырдымов Е. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
4 |
ДолгополовП. |
Отсутствовал |
|||||
5 |
Елсукова А. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
6 |
Жукова Э. |
- |
- |
± |
+ |
- |
«2» |
7 |
Ишутинов А. |
Отсутствовал |
|||||
8 |
Казаков К. |
+ |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
9 |
Клыпина К. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
10 |
Кодолов Е. |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
«4» |
11 |
Колпаков Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
12 |
КрестьяниновА. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
13 |
Кузнецова Ю. |
± |
- |
- |
+ |
- |
«2» |
14 |
Михеев А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
15 |
Нетцель Р. |
- |
- |
- |
± |
- |
«2» |
16 |
Панихина М. |
+ |
+ |
± |
+ |
± |
«4» |
17 |
Перешеин В. |
± |
+ |
+ |
+ |
± |
«4» |
18 |
Росина М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
19 |
Салахова А. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
20 |
Тугаринов С. |
+ |
± |
± |
- |
- |
«3» |
21 |
Царева И. |
+ |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
22 |
Шатунов А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
«3» |
23 |
Шулятьев Е. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
24 |
Шустова И. |
± |
± |
± |
+ |
- |
«3» |
Процент выполнивших задание |
40% |
82% |
50% |
82% |
14% |
Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания