Проектирование событийности патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Условия проявления событийности образования.docx

— 1.14 Мб (Скачать)

Хорошо бы каждому из нас  обзавестись таким «живым метром», чтобы в случае нужды пользоваться им для измерения.

Полезно помнить, что у  большинства людей расстояние между  концами расставленных рук равно  росту – правило, подмеченное  гениальным художником и ученым Леонардо да Винчи. Оно позволяет пользоваться нашими «живыми метрами», ведь свой рост знают почти все.

Давайте измерим себя.

Для обмеривания мелких расстояний следует помнить длину своей  «четверти», т.е. расстояния между концами  расставленных большого пальца и  мизинца.

Далее полезно знать длину  своего указательного пальца: от основания  среднего пальца и от основания большого.

Должно быть известно вам  наибольшее расстояние между концами  указательного и среднего пальцев. Надо, наконец, знать и ширину своих  пальцев.

Вооружившись всеми этими  сведениями, вы сможете довольно удовлетворительно  выполнять разнообразные измерения  буквально голыми руками, даже в  темноте.

Измерьте все перечисленные  расстояния и запишите в тетрадь.

8. «Не верь глазам своим...»  Геометрические иллюзии.

Одна семиклассница делилась со своей подругой-шестиклассницей  впечатлениями об уроках геометрии: «Вот чудеса, пришла учительница в  класс, нарисовала на доске два равных треугольника, а потом целый урок доказывала нам, что они равны. Никак  не пойму: зачем это нужно? Ведь, что  фигуры равны, это и так видно». "Чего же тут рассуждать," –  думают многие семиклассники, начиная  изучать геометрию. «Посмотришь  на чертеж, и сразу видно, что доказывать ничего не надо, всё и так видно, что доказывать ничего не надо, всё  верно. Глаз не обманет».

Сравните длины отрезков:

 

А вот два четырехугольника, в них противоположные вершины  соединены отрезками.

Сравните длины этих отрезков.

 

Смотрим дальше.

Установите – прямые, кривые, параллельные ли линии на чертежах?

 

 

Мы уже на прошлом уроке  сравнивали такие отрезки (иллюзия  Мюллера-Лайера):

- Как это называлось?

А вот еще одна иллюзия (Понцо). Какая - синяя или красная  черта - длиннее:

 

- Можно ли решить задачу  на основании построенного чертежа?

- Не могут ли наши  глаза обманывать нас?

9. Объяснение иллюзий.

Однажды известный математик  пытался объяснить своему знакомому  поэту, что такое пространство. Тот  долго его слушал, а в конце  заметил: «Это все не так. Я знаю, что пространство голубое и по нему летают птицы!» К сожалению  математики смотрят на пространство более прозаично.

Геометрия изучает форму  и взаимное расположение фигур (в  пространстве – стереометрия, на плоскости  – планиметрия).

С давних пор люди пытались объемные тела изобразить на плоскости  так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась  глубина пространства. Была разработана  научная теория перспективы, позволяющая  «обмануть» зрение.

Картинка венгерского  художника Виктора Вазарели «Изучение  перспективы» - прекрасный тому пример. Линии, уходящие вглубь, сходятся в  одной точке, а фигура, находящаяся  дальше от нас, изображается в виде формы меньших размеров.

 

 

Рассмотрите, как Вазарели с помощью изгибов линий удалось  передать вмятины, выпуклости, капли  на плоском листе.

 

 

Иллюзии рассматривают не только геометры, ими занимаются и  физики, и психологи, и художники.

Иштван Орос. Венгерский художник родился в 1951 году. Обучался в Будапеште в Университете Искусств и Дизайна. После окончания обучения в 1975 стал работать в театре художником и участвовал в создании мультипликационных фильмов. Позже стал писать плакаты. В своем творчестве любит использовать иллюзии и визуальные парадоксы.

Жос де Мей (Jos de Mey). Фламандский художник родился в 1928 году. Обучался в Королевской Академии Искусств в Генте (Бельгия). Около 39 лет преподавал, а после 1968 основным его занятием стало рисование. На многих его работах можно увидеть сову как символ двойственности (по-голландски "сова" является символом теоретических знаний, а также образом глупого человека).

Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности  воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его  видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты?

Иллюзии – это искаженное, неадекватное отражение свойств  воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».

На иллюзиях Мюллера-Лайера и Понцо поробуем разобраться. Было предложено много теорий, объясняющих  подобные искажения. Одна из более интересных гипотез предполагает, что человек  накладывает обе картинки (отрезки) как плоские изображения в  перспективе. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей  в одной точке создают признаки перспективы, и человеку кажется, что  отрезки расположены на разной глубине  относительно наблюдателя.

Учитывая это, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера. Те, которые  кажутся удаленными, воспринимаются большими по размеру (вспомните картину  В.Вазарели). Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются  либо с длинным шоссе, ж/дорожным полотном, на котором лежат два  предмета. Зрительные шаблоны, сформированные таким «прямоугольным окружением, и  заставляют нас ошибаться при  взгляде на рисунки.

Позже мы рассмотрим и те картинки невозможного мира, которые  вы уже видели ранее.

- Смогла я хоть немного  заставить вас сомневаться в  виденном?

Русская поговорка «Лучше один раз увидеть...», как раз и  дает возможность осуществляться зрительным иллюзиям.

Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень  часто люди видят то, что они  хотят увидеть. Ищите иллюзии  вокруг, и вы больше узнаете о  себе.

- Определите самое важное, что вы взяли для себя с  урока.

10. Домашняя работа. Выставление  оценок.

Стр. 13-16, №25, 33,

Вспомните пословицы, поговорки, в которых фигурируют меры длины.

Найти еще единицы измерения  длины, которые не были перечислены  на уроке.

Придумать и нарисовать картинку в стиле Вазарели.

Конечно, в этой разработке представлено лишь небольшое количество рисунков урока, в последующем далее  списке литературы можно подобрать  еще огромное количество иллюстративного  материала к уроку.

 

 Приложение Д

Урок по теме «Угол, величина, свойства»

Цели:

Проверить уровень знаний учащихся и их геометрические навыки по данной теме.

Развивать умение рассуждать и доказывать.

Развивать геометрическую интуицию, газомер.

Воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность.

Задача: Подготовить учащихся к восприятию систематического курса  геометрии 7-го класса.

І этап: Проверка знаний.

На доске изображены углы (острый, тупой, прямой, развёрнутый, смежные  углы, вертикальные углы, соответственные  углы).

1) Проводим игру «Угадай-ка»:  Дети выбирают ведущего, по считалке, он загадывает слово и говорит  его соседу на ухо. Дети, задавая  наводящие вопросы, отгадывают  его. 

Пример:

Ведущий загадал «тупой угол».

Дети. Градусная мера этого  угла больше 0о но меньше 90о?

Ведущий. Нет.

Дети. Его стороны являются дополнительными лучами?

Ведущий. Нет.

Дети. Его градусная мера больше 90о но меньше 180о?

Ведущий.Да.

Дети.Это тупой угол.

По ходу игры на доске  под рисунками подписываем градусную  меру углов и их названия.

(Можно провести это  этап урока, используя мяч.  Тогда вопросы лучше задавать  самому учителю, кидая мяч ребенку  который должен на него ответить. В этом случае вопросы подбираются  таким образом, что на него  нужно отвечать однозначно. Пример: «Как называются углы, если у  них одна сторона общая, а  другие стороны этих углов  являются дополнительными лучами?»).

2) Задания по рядам. 

1 ряд. Начертить угол, который образуют стрелки часов,  когда часы показывают 4 часа.

2 ряд. Начертить угол, который образуют стрелки часов,  когда часы показывают 6 часов.

3 ряд. Начертить угол, который образуют стрелки часов,  когда часы показывают 2 часа.

3) Вспоминаем свойства  смежных, вертикальных углов и  соответственных углов.

Работаем по рисунку 1 на доске:

1) Как называются углы  АОВ и СОД? 

2) Чему равна градусная  мера угла ДОС?

3) Как называются углы  АОВ и ВОД? Почему?

4) Чему равна градусная  мера угла ВОД? Почему?

Работаем по рисунку 2 на доске:

1) Как называются углы 1 и 2?

2) Какое свойство этих  углов вы знаете?

ІІ этап. Решение задач 

Для решения задач лучше  использовать рисунки на листах ватмана, можно использовать задачи которые  придумали и нарисовали дети на предыдущих уроках.

Пример: Определить величину угла АОВ.

ІІІ этап. Самостоятельная  работа по вариантам

І вариант

  1. Найти все остальные углы: угол 1, угол 2, угол 3.

 

2. Построить угол, градусная  мера которого 

0о<  < 90о. Как он называется?

ІІ вариант

    1. Найти все остальные углы: угол 1, угол 2, угол 3.

2. Построить угол, градусная  мера которого 

90о<    < 180о. Как он называется?

После выполнения работы дети обмениваются листочками с соседом  по парте и проверяют друг друга. Карандашом ставят оценки и сдают  их учителю.

ІV этап. Детям предлагается просмотреть презентацию (Приложение) с помощью медиапроектора на тему «Углы».

Во время просмотра  еще раз повторяются все виды углов, проговариваются их свойства и предлагается детям решить еще  несколько задач на нахождение градусных  мер углов.

Выставляются оценки за решение  задач у доски и за самостоятельную  работу. У ребят учитель спрашивает, что им понравилось на уроке.

V этап. Домашнее задание

Придумать сказку « О стране углов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Урок по теме "Первый признак  равенства треугольников"

Цель:

    1. повторить “Первого признака равенства треугольников”;
    2. закрепить навыки применения признака при решении задач;
    3. развитие математической речи, внимания, логического мышления;
    4. воспитание интереса к предмету и дружеских отношений.

Оборудование: компьютеры; рабочие  тетради и учебники по геометрии; ребусы; карточки с раздаточным материалом; плакаты.

Девиз урока:

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли

Отступать!

Нам расколоть его поможет

Девиз: “ Хочу все знать!”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Начнем урок с разгадывания ребусов: Приложение 1

Ученик: Ребус 1 (ответ –  треугольник).

Ученик: Ребус 2 (ответ –  равенство).

Учитель: Дайте объяснение каждому понятию.

Ученик: Треугольник –  это геометрическая фигура, состоящая  из трех точек плоскости, соединенных  между собой тремя отрезками.

Ученик: Фигуры называются равными, если при наложении совпадают.

Учитель: Справка из истории: Если мы обратимся к истории, то в  самом первом учебнике по геометрии  “Началах” Евклида можно найти  следующее определение:

“…Совмещающиеся друг с  другом равны между собой…” 

Учитель: Прошло столько лет, а определение практически не изменилось.

Эти определения о равенстве  фигур можно отнести и к  треугольникам, так как треугольник  это фигура.

Учитель: Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания