Проектирование событийности патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Условия проявления событийности образования.docx

— 1.14 Мб (Скачать)

        Далее на основании полученных данных построили график, показывающий уровень сформированности творческой деятельности учащимися.

Рисунок 1.Результаты предварительного контроля  экспериментального

7 «А» класса

 

Показатели уровня сформированности творческой деятельности у детей, составлявших контрольный класс примерно схожи с аналогичными показателями экспериментального класса.

Показатели уровня   сформированности творческой деятельности в контрольной группе на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.Уровень сформированности творческой деятельности в контрольном 7 «Б» классе на констатирующем эксперименте

 

 

 

Сравнение данных уровня   сформированности творческой деятельности экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлено на рисунке 3.

Рисунок 3.Уровень   сформированности творческой деятельности экспериментальной  и контрольной группе на констатирующем эксперименте.

 

 

Показатели уровня  сформированности творческой деятельности у детей, составлявших контрольный класс примерно схожи с аналогичными показателями экспериментального класса, хотя экспериментальный класс является немного слабее контрольного.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа  педагогического эксперимента в соответствии с предложенными в гипотезе - педагогическими условиями.

2 этап - формирующий.

Формирующий этап проводился с октября по декабрь 2010 года.

На этом этапе провели 16 уроков по «Геометрии». В экспериментальном классе, использовали специальные приемы работы на уроках (творческие задачи), направленные на повышение уровня сформированности творческой деятельности учащихся 7-ых классов. С контрольным классом на формирующем этапе педагогического эксперимента проводились уроки, предусмотренные календарно-тематическим планированием по программе «Геометрии» [38,с.1].

Дети контрольного класса не включались в специальные уроки по «Геометрии».

Целью формирующего этапа  педагогического эксперимента было создание психолого-педагогических условий  по  формированию творческой деятельности на уроках по «Геометрии» с использованием творческих задач.

Для этого нами было рассмотрено  календарно-тематическое планирование по  геометрии в 7 классе на основании  учебника по « Геометрии» под редакцией  авторы: К.О.Букубаева, А.Т.Миразова, К.Ж. Аганина ., Алматы,  издательство «Атамура» 2003 г. –стр.127.

Объем учебной нагрузки в  каждом классе составляет по 2 часа в  неделю, 68 часов в учебном году.

В ходе формирующего эксперимента нами использовались  творческие задачи в процессе проведения экспериментального исследовании. Уроки по  «Геометрии» проводились два раза в неделю, в связи с чем, мы использовали  творческие задачи на протяжении всего педагогического эксперимента, то есть   часть 1 четверти и   часть 2 четверти.

Проведем анализ уроков во второй четверти и использование  на них  творческих задач по программе  учебника «Геометрия». В результате данного анализа предложим добавить  творческие задачи на каждый урок по «Геометрии»  с целью  формирования творческой деятельности учащихся в экспериментальном  классе, тогда как контрольный  класс занимается по стандартной  программе по «Геометрия» в 7 классе.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Календарно-тематический план уроков по  геометрии в первой и  второй четверти

урока

                                  Тема урока

часы

дата

 

Начальные понятия  планиметрии

10

 

1

Начальные понятия планиметрии, геометрические фигуры

1

 

2

Прямая. Луч.

1

 

3

Отрезок, длина отрезка  и его свойства

1

 

4

Угол, величина, свойства

1

 

5

Равенства фигур

1

 

6

Биссектриса угла, свойства

1

 

7

Теорема и доказательство теоремы

1

 

8

Смежные и вертикальные углы

1

 

9

Контрольная работа № 1

1

 

10

Задачи на повторение

1

 
       
 

Равенство треугольников

25

 

11-13

Признаки равенства треугольников

3

 

14-15

Решение задач

2

 

16-18

Медианы, биссектрисы, высоты треугольников

3

 

19-20

Решение задач на закрепление

2

 

21-22

Равнобедренный треугольник  и его свойства

2

 

23-24

Решение задач

2

 

25

Контрольная работа  № 2

1

 

26-27

Решение задач на повторение

2

 

28-29

Основные задачи на построения

2

 

30-31

Построения треугольников

2

 

32-33

Решения задач на построения

2

 

34

Контрольная работа  № 3

1

 

35

Задачи на повторение

1

 
       

 

Как мы можем видеть, в  процессе преподавания геометрии  творческие задачи используются крайне редко, хотя темы уроков позволяют их использование.

Давайте составим таблицу  использования  творческих задач на данных уроках с целью улучшения качеств знаний учащихся 7 классов.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.Календарно-тематическое планирование уроков по геометрии с использованием творческих задач.

урока

                                  Тема урока

часы

Метод изучения

 

Начальные понятия  планиметрии

10

 

1

Начальные понятия планиметрии, геометрические фигуры

1

проблемный

2

Прямая. Луч.

1

проблемно-познавательный

3

Отрезок, длина отрезка  и его свойства

1

познавательный

4

Угол, величина, свойства

1

проблемный

5

Равенства фигур

1

проблемный

6

Биссектриса угла, свойства

1

познавательный

7

Теорема и доказательство теоремы

1

проблемный

8

Смежные и вертикальные углы

1

проблемный

9

Контрольная работа № 1

1

 

10

Задачи на повторение

1

 
       
 

Равенство треугольников

25

 

11-13

Признаки равенства треугольников

3

 

14-15

Решение задач

2

 

16-18

Медианы, биссектрисы, высоты треугольников

3

 

19-20

Решение задач на закрепление

2

 

21-22

Равнобедренный треугольник  и его свойства

2

 

23-24

Решение задач

2

 

25

Контрольная работа  № 2

1

 

26-27

Решение задач на повторение

2

 

28-29

Основные задачи на построения

2

 

30-31

Построения треугольников

2

 

32-33

Решения задач на построения

2

 

34

Контрольная работа  № 3

1

 

35

Задачи на повторение

1

 
       

 

На уроке по теме «Начальные понятия планиметрии, геометрические фигуры» были предложены следующие  творческие задания.

Развивающие – развивать  творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения  задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность  к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной  работы; формировать умение четко  и ясно излагать свои мысли.

С геометрическими понятиями  вы уже знакомы с самого детства: круг, квадрат, угол, куб, измерение  отрезков, площадь, объем, и т.д.

При изучении фигур в геометрии  не берется во внимание, из какого материала  они сделаны, какого цвета, в каком  состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное).

Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, нас  будут интересовать формы и размеры  предметов.

Шкаф, спичечный коробок, кирпич, многоэтажный дом – прямоугольный  параллелепипед.

Футбольный мяч, резиновый  мяч, мыльный пузырь – шар.

Блин, солнце, луна, озеро  – круг.

Красный кубик, синий кубик, зеленый кубик – куб.

Таким образом, геометрическая фигура (тело) – это абстрактный  предмет, в котором рассматривается  только форма и размер, не обращая  внимания на физические свойства.

Расположением геометрических фигур занимаются различные разделы  геометрии.

 

 

Геометрические фигуры, точки  которых лежат в одной плоскости, изучает планиметрия.

Геометрические фигуры, точки  которых не лежат в одной плоскости, изучает стереометрия.

Мы начнем изучать геометрию  с плоских фигур.

Но прежде заглянем в историю  возникновения геометрии.

Конечно, геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.

Мы начинаем изучать планиметрию.

Как вы думаете, какие самые  основные понятия планиметрии?

Даже самое большое  здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур.

Конечно, самая главная - это точка.

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как  и само слово геометрия. Однако эти  слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

Точка – результат мгновенного  касания, укол

Отсюда же произошел медицинский  термин пункция-прокол.

Пунктир.

Линия – льняная нить.

Линолеум – первоначально  означал промасленное льняное полотно.

Как уже было сказано ранее, все названия геометрических фигур  первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более  или менее близкую к форме  данной фигуры.

4. Повторение известного  материала о точках и прямых  и их расположении относительно  друг друга. 

Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки.

- Прямая безгранична,  поэтому на чертеже изображают  часть.

- Прямые обозначают двумя  заглавными латинскими буквами,  соответствующим двум точкам  на прямой или одной малой  буквой.

- Точки обозначают заглавными  латинскими буквами.

- Знак  означает принадлежание, т.е. А1 m означает, что точка А1 принадлежит прямой m или лежит на ней. И А2 m соответственно, не принадлежит или не лежит. (приложение В)

На уроке по теме «Прямая. Луч» мы развивали пространственное воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.

На уроке по теме «Отрезок, длина отрезка и его свойства», мы рассмотрели понятия оптико-геометрических иллюзий, посредством творчески представленного материала по теме урока.

«...Потом Мэри Поппинс  поставила градусник себе самой, подержала его одно мгновение  и вытащила. «Полное совершенство во всех отношениях», - прочитала она, и самодовольная улыбка заиграла на ее лице...»

Трудно сказать, в каких  единицах Мэри Поппинс измерила свое совершенство, поэтому мы поговорим  о более простом и привычном, а именно об измерении ...

И тема урока сегодня: Длина  отрезка. Единицы измерения.

В повседневной жизни нам  часто приходится сталкиваться с  измерением длины высот, расстояний. С точки зрения геометрии мы имеем  в таких случаях дело с измерением отрезков. (Приложение Г)

На уроке по теме «Угол, величина, свойства», мы развивали геометрическую креативность (Приложение Д).

На уроке по теме «Равенство фигур» мы развивали логическое мышление учеников экспериментального класса.

Целью данных уроков являлось  формирование творческой деятельности детей экспериментального класса. Мы выявляли влияние  творческих творческих заданий и задач на уроках «Геометрии»  на  формирование творческой деятельности учащихся.

Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания