Проектирование событийности патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Условия проявления событийности образования.docx

— 1.14 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретико-методологические  условия проявления событийности  образования………………………………………………………………………..6

1.1.Значение событийности  как культурообразующая идея  образования…….6

1.2.Условия создания и  обеспечения  событийности………………………….12

1.3. Значение математических  задач в формировании творческой            деятельности учащихся на уроках  «Геометрии»………………………………14

2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24

2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24

2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...41

Приложения…………………………………………………………………….. 43

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

Актуальность исследования заключается в том, что современное общество не может эффективно функционировать не находя новых путей развития творческой деятельности людей во всех сферах жизни. Его совершенствование предполагает воспитание и подготовку высокообразованных людей, склонных к творческой деятельности в различных областях науки, культуры и техники.

Проблемы обеспечения  событийности в образовательной  и педагогической деятельности становятся всё более актуальными, они напрямую связаны с созданием необходимых  культурных условий для раскрепощения  человека в образовании. Управление (в том его виде, в котором  оно существует в нашей стране) чаще обеспечивает свои собственные  организационные и контрольные  функции, не понимая глубинного, онтологического  содержания образования и роли его  событийности для раскрытия потенциала человека.

Чтобы две сферы (собственно образования и управления) могли  бы со-существовать и взаимодействовать  продуктивно, нужно выстроить определенные нормы взаимоотношений, которые  пока у нас не выработаны совместно, а действуют только установления государства и его требования в отношении того, что и как  должны делать школы внутри своего пространства.

В условиях ускорения научно-технического и социального прогресса формирование творческой личности является одной  из стратегических целей современной  педагогики и школы. Важнейшей становится задача развития интеллектуальных способностей детей, умения мыслить, творчески решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности. Простого усвоения детьми совокупности знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности  в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих умственных способностей.

Формирование творческой деятельности учащихся 7  классов на уроках геометрии обусловлено рядом причин.

В настоящее время особое значение в общеобразовательной школе придаётся развивающим целям обучения. Математика как никакая другая наука обладает большими возможностями для интеллектуального развития учащихся.

Таким образом, формирование творческой деятельности в процессе обучения - важнейшая задача современной  школы, которая тесно связана  с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося, поэтому проблема развития творческих способностей учащихся все время  привлекает внимание, как исследователей, так и практических работников образования.

Проблема целенаправленного  развития геометрического творчества учащихся является весьма сложной и многогранной. Это обусловлено тем, что творческая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения эффективности процесса обучения.

Анализ  содержания курса математики 7 классов показал, что имеются большие возможности для формирования творческой деятельности, особенно при изучении геометрического материала, которые в настоящий момент явно не реализуются. Учитывая, что геометрия имеет в своем распоряжении огромный потенциал для развития творчества возникает необходимость проведения целенаправленной систематической работы по организации творческой деятельности учащихся с опорой на развитие геометрического творчества. Это будет способствовать повышению интереса школьников к изучению геометрического материала, что в свою очередь позволит улучшить качество знаний по изучаемому предмету и расширить возможности формирования творческой деятельности.

Проблема исследования состоит  в выявлении возможностей системы творческих заданий с геометрическим содержанием, ориентированной на формирование творческой деятельности учащихся.

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.

Объект исследования: учебная  деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.

Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Гипотеза исследования: если систематически и целенаправленно в обучении учащихся на уроках геометрии использовать творческие задачи с геометрическим содержанием, как внутренние условия обеспечения событийности, то, это позволит повысить уровень сформированности творческой деятельности учащихся 7 классов.

Для достижения данной цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть  условия проявления событийности образования в научной и методической литературе.

2.Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью выявления условий событийности формирования творческой деятельности учащихся при обучении геометрии в основной школе.

3.Определить методические пути формирования творческой деятельности учащихся основной школы при изучении геометрического материала.

4. Разработать методику формирования творческой деятельности учащихся при систематическом изучении школьного курса геометрии в основной школе.

5.Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики в процессе обучения.

Методы исследования - теоретический  анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы, проведение педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного), наблюдение, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: Костанайская средняя школа № 7, седьмые классы, г. Костаная.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит и введения, двух глав, в первой главе рассматриваются  условия проявления событийности образования, условия создания и обеспечения событийности. А также инновационные технологии обучения и творческая задача как проблемный метод подачи геометрического материала.

Во второй главе проведено  экспериментальное педагогическое исследование по влиянию творческих задач на формирование личности школьника  среднего звена в рамках проблемного  метода обучения на уроках геометрии, как условия внутренней обеспеченности событийности.

В заключении сделан вывод  о проделанной работе, в списке литературы приведен перечь авторов  по исследованию данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретико-методологические  условия проявления событийности образования

1.1.Значение событийности как  культурообразующая идея образования

 

 

      

           Давно уже признано, что педагогика для объяснения своего содержания и форм широко использует общенаучные понятия. И особенно – философию и психологию, поэтому не случайно влияние этих направлений гуманитарной мысли на понимание того, как устроена педагогическая и образовательная деятельность и как она может развиваться и влиять на общество. Такое понимание культуросообразно, оно помогает сфере образования и ее философским, педагогическим и дидактическим идеям развиваться естественным, культурным путём, обеспечивая сложное воспроизводство разнообразия и производство новых культурных идей.

Одна из значимых культурообразующих идей образования - его событийность, обеспечивающая уникальность личностного роста каждого ребенка. В этом понятии отражена самобытная природа образования, его интенция, внутреннее движение, социокультурная динамика в различных ситуациях, а также в определенной мере противоположение технологизму устоявшихся дидактических приемов.

Это понимание событийности возникло на основе известных философских  идей, которые имеют собственную  длительную историю. Их плодотворное влияние  на философию образования (его общую  теорию, педагогику и культурологию  образования) сделало возможным  анализ этой проблемы, начиная с 80-х  гг. прошлого века, когда в отечественной  теории образования стали не только активно анализировать проблему, но и пытались обеспечить реальную событийность в образовании. Новый  пик интереса к проблеме событийности сегодня стал результатом осознания  противоречий между преобладающими формальными механизмами управления, тенденциями развития сложной субъектности личности и нацеленностью сферы  образования на открытость, инновационность, вариативность развития школы.

Сфера образования сегодня  действительно сильно зависит от организационно-управленческих амбиций  государства, сдерживаемых, правда, его  экономическими возможностями. Управленческая система действует на основе собственных  систем ценностей и значимых для  неё норм, которые, как показал  практика, порой весьма значительно  расходятся с онтологическими смыслами образования, т.е. порожденными его  собственным культурным бытием и  реальным потребностями школ. Например, система управления, пытаясь задать корректирующие социальные рамки развития школьного обучения, делает это бюрократическими и технологическими средствами. В  результате на первый план выходит  не обеспечение культуросообразного  хода развития школьного обучения с  учётом социокультурных условий, а  например, технический контроль школ по формальным признакам «успеваемости». Или вместо того, чтобы расширить сеть школ и уменьшить наполняемость классов (что является одним их жизненно важных факторов комфортности обучения), создавать условия для психологически выверенного развития детей, система управления закрывает малокомплектные школы (якобы экономически невыгодные) и тем самым нарушает культурную среду социума, особенно это касается малых поселений. Примеров много.

Но не в Казахстане, в Казахстане в настоящее время 4221 МКШ, в том числе 4074 работают в аулах и сёлах. В основном эти школы расположены в северных регионах республики и в них занимается 396840 детей.

По сведениям Министерства образования и науки Республики Казахстан малокомплектные школы  составляют 56,5% от общего числа школ страны       (в 2005 году малокомплектные  школы составляли 52%). Среди них 68% всех сельских школ являются малокомплектными.

Каждый четвертый учитель  работает в малокомплектной школе, каждый шестой казахстанский ученик учится в малокомплектной школе. Если посмотреть на динамику развития системы малокомплектных школ в  стране, то в период с 1982 по 2008 гг. их число резко возросло, также увеличилось  и количество основных и средних  школ. Например, в последние годы число основных малокомплектных  школ увеличилось в 2,5 раза. Им присуще  совмещение нескольких классов, многопредметность  и т.п. Наряду с этим количество средних  малокомплектных школ также возросло в 2,5 раза, так как в связи с  уменьшением количества учащихся в  полных школах они превратились в  малокомплектные.

В настоящее время социально-экономическому развитию села уделяется большое  внимание. Это касается и малокомплектной  школы, для развития которой принят ряд мер, среди них:

1. Принятие постановления  Правительства Республики Казахстан  № 300 от 28. 02. 2002г., в котором определяются  нормативно-правовые стороны работы  малокомплектных школ.

2. Создание основной нормативно-правовой  базы для малокомплектных школ.

3. Определение проблем  малокомплектных школ в «Законе  об образовании».

4. В государственной программе  развития образования Республики  Казахстан с 2011 по 2020гг. конкретизируются  проблемы повышения качества  образования в малокомплектных  школах, а именно:

- создать республиканский  центр развития малокомплектных  школ на базе национальной  академии образования им. Ы. Алтынсарина;

- при учреждениях повышения  квалификации сотрудников-педагогов  открыть 14 краевых центра;

-   разработать основные правила деятельности малокомплектных школ;

-   разработать и утвержить стандарты, регулирующие обеспечение учащихся и воспитанников живущих в местностях, где нет школ, бесплатным и безопасным транспортом до и после школы.

5. В связи с малочисленностью  детей в малокомплектных школах  имеется возможность:

-       установления  полноправных взаимоотношений разновозрастных  детей друг с другом;

Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания