Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43
- развитие языка;
- успешное обучение каждого ученика;
- связь
индивидуальных методов и
6. Уделяется внимание
на подготовку педагогических
кадров для малокомплектных
7. Бюджетное финансирование
для осуществления повышения
квалификации педагогических
Культуросообразную природу образования изменить технологическими средствами не удастся - образование всё равно будет искать собственные средства для удержания своей общественной роли фасилитатора молодого поколения: ведь школьное образование призвано не гасить, а зажигать мотивацию детей, создав все условия для становления их субъектности и авторства в образовании. Это пока не удаётся системе, но возможно в условиях ориентированного на человека уклада школьной жизни, что помогает осуществить норму (или принцип) событийности в образовании.
При каких условиях возникает событийность в образовании? - В ситуациях, когда то, что происходит с детьми в школе, развертывается на основе собственного «хода вещей», а не по специальному плану, заказу и умыслу со стороны; когда школьная жизнь не «давит» ребенка, а обеспечивает ему ту жизнедеятельность, к какой он стремится и которую ищет. Именно такая событийная организация образования творчески заряжает человека.
Почему так важна «
Вспомните те моменты из вашей школьной жизни, которые запомнились вам своей «особостью», ярким проживанием, экзистенцией, - те моменты, которые вы позже осознаете как «высшие проявления» своего детства - разве их было много, и разве они были связаны в основном с обучением в классе? Конечно, главное – эти экзистенциальные прорывы из детства в новый событийный горизонт всё же были вами прожиты и вошли в ваш культурный опыт.
Возникает или не возникает событийность в образовательных процессах, зависит от того, привнесены ли в ситуацию вашего личного учения (вами и другими) новые когнитивные и эмоциональные смыслы и культурные ценности. Это случается, если творческое, коммуникативное, образовательное действие инновационно, спонтанно, вариативно и творится совместно здесь и сейчас, потому и раскрепощает вас, проявляет в вас «авторство». Такие события не повседневны. Тем не менее, они определяют развитие, помогают рождению в образовании и в личностном опыте новых идей и смыслов.
Немецкий философ Хайдеггер
(а понятие «событие»/«со-
Событие - это открытие смысла
происходящего для каждого
В философии постмодернистов
смыслообразующие понятия - другие: например,
«деконструкция», которая (у Дерриды)
объясняется как
Важна значимость события -
эмоциональная, экзистенциональная, нравственная
- благодаря этому рождается
Почему, казалось бы, отдаленные от реальности идеальные конструкции призываются исследователями в анализ актуальных проблем образования. Видимо, потому, что событийность - свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живёт по другим нормам. Достижение этих норм в образовании становится всё более актуальным.
К пониманию актуальности
«событийности» шли в нашем образовании,
как от методологии и теории, так
и от практики авторских школ, что
взаимно обогащало эти
Здесь важно отметить основное свойство событийности - его уникальность. Все авторские школы - событийны и поэтому уникальны, неповторимы. Их нельзя «повторить» в других ситуациях. Поэтому кажутся наивными попытки некоторых педагогов повторить какую-либо авторскую событийную модель (вместо того, чтобы создать свою собственную!): дескать, дайте нам технологию, и мы ее воспроизведем!.. Педагогу трудно представить, что дидактический приём еще можно передать, но только не авторскую модель. Как ни стараться, авторская модель в других руках будет другой, возникнет иная событийность - как проявление иного бытия.
Когда начинаешь соотносить
определения родственных
Например, соединение ситуаций и понятий/ценностей событие - совместность - сообщество - содействие - соуправление порождает вполне определенные образовательные модели/пространства, в которых ребенок и учитель чувствуют себя и взаимодействуют совсем иначе, чем в системе мероприятие - ролевые зависимости - контингент - воздействие - контроль. Co-бытие и есть то, что развивается одновременно с той или иной формой субъективности человека.
Широко понимаемые «Субъектность» и «Субъективность» в образовании позволяют выстраивать другое человеческое пространство в школе. Событие предполагает значимое, творческое действие людей, создающих здесь и теперь новационную культурную ситуацию и обогащающую личностное знание (Полани) и личностный опыт участников. Это действо нельзя срепетировать и с-организовать (хотя можно в некотором плане пред-у-готовить, раскрепостив участников как в мозговом штурме). Поэтому событийность всегда эквивалентна наполнению жизнедеятельности событийной общности.
В.И.Слободчиков (в «НЦО: тезаурус»,
с.86) назвал со-бытийную общность одной
из фундаментальных категорий
Здесь можно вспомнить идею А.Флиера: культурные события - это артефакты культурных форм («Культурология XX века. Словарь», с. 360). Каждый участник определяют значение события субъективно; люди имеют обыкновение активно и ретроспективно сравнивать и анализировать собственные жизни, а также историю в терминах эпохи, размечая их событиями того или иного значения.
«Событию» в образовании противостоит «формальное действие», т.е. проходное, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами присутствующих. Наша привычка к организации мероприятий в школе должна нами же и изживаться, поскольку мероприятие по кем-то написанному сценарию (технологии) привносит в воспитание заурядность, но действие, прожитое детьми и взрослыми как особый жизненный артефакт, всегда становится событием.
Событийность задаёт творческую включенность субъекта в деятельность, исключая стороннее наблюдение и пассивное восприятие. Событийность совместно создается, но индивидуально понимается.
Событие - действие, приводящее
к коренному изменению
Каждый человек (и сообщество)
создает свой событийный горизонт деятельности/
1.2.Условия создания и обеспечения событийности
Образование развивается, если в нем возникает событийность и совместность. Когда наша система образования пыталась на рубеже 80-90-х взять курс на гуманизацию и либерализацию, многие надеялись, что высвобождение личности учителя и личности ребенка поможет сделать и школу более свободной от рутинной и формальной работы, что школа станет пространством творчества. И действительно, тогда появились интересные авторские школы, произошло много значимых событий, в частности, Съезд работников образования, многие педагоги собирались в инновационные сообщества в целях реорганизации образования. Но всё вернулось «на круги своя», как только стала в образовании выстраиваться на основе политических технологий «вертикаль власти».
Наша массовая школа давно потеряла подлинную событийность в своей жизнедеятельности (за исключением некоторых авторских моделей, которые с трудом прорывались сквозь строй палочной муштры). Массовая школа постепенно укрепилась лишь в навыках адаптации, мимикрии и имитации. Она обучает путём натаскивания и послушно вписывается в механизмы контроля. Она сориентирована на жесткие плановые решения и технологии, продвигаемые сверху, поэтому создание разнообразных образовательных ситуаций и событий, не ложащихся в утвержденные программы, рассматривает часто как излишнюю экзотику, к тому же некоторые методисты считают, что традиционная дидактика и классно-урочная система себя еще не выработала, но это - как посмотреть.
У нас есть и школы, и
педагоги, которые выходят за трафареты
строгих технологических
Практика инновационных школ и инновационных экспериментов в образовании показала, что возможен выход из жесткого информационно ориентированного и стандартно-программного поля обучения в одном и том же классе, по одной и той же схеме.
Наша отечественная
Есть и инновационные дидактические подходы, основой которых становится авторское действие ребенка, ставящего собственные вехи обучения созданием своего событийного горизонта (например, модели А.М.Лобка, Ю.Л.Троицкого и др.).
Эти модели показывают, что давно необходим переход на различные практико-продуктивные формы, в которых происходят обучающие погружения, многообразные практики, деловые игры, тематические фестивали, образовательные путешествия, комплексные исследовательские проекты и многое другое. Они-то и есть образовательные события, меняющие всю мотивацию, образ мышления, поведения и деятельности детей.
Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания