Проектирование событийности патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение формирования творческой деятельности учащихся в курсе геометрии в общеобразовательной школе на основании инновационных технологий обучения как одним из условий проявления событийности образования.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при обучении решению задач геометрического содержания.
Предметом исследования является система творческих задач как средство, обеспечивающее формирование творческой деятельности в обучении математике учащихся 7 классов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические условия проявления событийности образования………………………………………………………………………..6
1.1.Значение событийности как культурообразующая идея образования…….6
1.2.Условия создания и обеспечения событийности………………………….12
1.3. Значение математических задач в формировании творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии»………………………………14
2. Анализ опыта формирования творческой деятельности учащихся на уроках «Геометрии» в условиях экспериментального обучения……………………..24
2.1. Педагогическое исследование влияния творческих задач на уроках «Геометрии» на формирование творческой деятельности учащихся………..24
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Условия проявления событийности образования.docx

— 1.14 Мб (Скачать)

 

 

Педагогический эксперимент  проводился в 7 классах Костанайской средней школы № 7, наполняемость классов составила в контрольной группе – 24 человек, в экспериментальной – 24 человек.

В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, содержание каждого из которых отвечает основным задачам экспериментального исследования:

1) изучению уровня сформированности  творческой деятельности у семиклассников контрольного и экспериментального классов на начало эксперимента;

2) реализации условий  развития  творческой деятельности в ходе учебной деятельности при решении творческих задач с семиклассниками экспериментального класса;

3) контрольному замеру  сформированности развития  творческой деятельности учащихся контрольного и экспериментального классов по окончании эксперимента.

Педагогический эксперимент  состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

Как мы уже отметили, основная цель формирующего эксперимента - выявление  влияния системы творческих задач на подготовку и развитие творческой деятельности в процессе обучение математике в 7классах.

Экспериментальное обучение проводилось в рамках существующих учебных планов по разработанной  нами экспериментальной программе, которая органично встраивалась в принятую традиционную структуру  уроков по геометрии в 7 классах.

Задача констатирующего  этапа педагогического эксперимента состояла в определении уровня  сформированности творческой деятельности школьников в обоих классах.

Первоначально был проанализирован  уровень  сформированности творческой деятельности учащихся 7-х классов  по «Геометрии».

На основе этого этапа  эксперимента были отобраны задачи в  соответствии с требованиями и их педагогической ценностью и подготовлен вариант системы творческих задач для проведения формирующего эксперимента в 7 классах и последующего уточнения системы задач. На этом этапе работы были включены в систему дополнительно такие задачи, которые подготавливали бы учащихся к решению более трудных задач. Так возникли задачи, близкие по содержанию. Это позволило индивидуализировать работу с учащимися: более сильным давать более сложные задания, требующие более рациональных приемов преобразовании, построений.

Критерием для отбора задач  в систему мы выбрали формирование и дальнейшее развитие системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; аналогии, классификации, а также,  задачи на формирование и развитие пространственного мышления.

В соответствии с установленными требованиями к системе творческих задач, в дипломной работе выделено четыре типа:

  1. тип - задачи, направленные на формирование мыслительных операций "анализ" и "синтез";
  2. тип - задачи, направленные на формирование мыслительной операции "сравнение";
  3. тип - задачи, направленные на формирование мыслительных операций "аналогия" и "классификация";
  4. тип - задачи, направленные на развитие пространственного мышления.

Система творческих задач, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 7 классов, рассматривается нами как система мыслительных операций (как бы "сигналов" к действиям над условием задачи).

Каждый тип задач состоит  из трех серий: А, Б, В, дифференцированных по трудности.

1 тип - задачи, направленные  на формирование мыслительных  операций "анализ" и "синтез".

Серия А.

Сюда вошли задачи на формирование операции "анализ". Задания дифференцированы по степени трудности. Каждое из них  проверяет ориентацию ученика в  круге понятий, связанных с геометрическими  фигурами (задания 1 - 7). Задания 18 -26 проверяют "видение" некоторой реальной ситуации, а также возможность ее использования для абстрагирования и умение "прочитать" на рисунке (задания 18 - 21) нужную информацию об указанной фигуре.

Серия Б.

Сюда вошли задания  на формирование операции "синтез". Задачи 1 - 15 содержат задания на практическое или мысленное соединение элементов (частей) рассматриваемого объекта в целое. В задачах 16 - 40 также необходимо сложить какую-либо фигуру из частей предварительно разрезанной исходной фигуры (операция "анализ"). Это более трудные задачи, так как для их решения требуется сформированность не только анализа и синтеза, но и производных от них операций абстрагирования (специальной формы анализа) и  обобщения (высшей формы синтеза).

 

 

Серия В.

В эту серию задач мы включили творческие задачи-головоломки с палочками (более известные как "геометрия на спичках"). Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры или фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов, треугольников. Задачи этой серии также различны по трудности. Более простыми являются задачи на составление фигуры из палочек. Решение их состоит в пристраивании к одной фигуре другой фигуры или делении составленной фигуры для получения новой.

Для решения более трудных  задач надо убрать указанное количество палочек, чтобы получить определенную фигуру. Для развития творческой мыслительной деятельности надо учить школьников догадываться о решении. Это возможно при накопленном опыте и глубоком понимании задачи, поэтому на первом этапе обучения решению таких задач необходимо решать задачи на составление фигур (1 - 12), где в результате практических поисков можно придти к решению. В задачах на видоизменение фигур (21, 33, 34) учащимся предлагают подумать и наметить возможное построение, преобразование, обучая их частичному планированию в уме. Помимо анализа и синтеза, которые мы формируем, у школьников воспитываются гибкость, подвижность мышления,   творческая инициатива.

Кроме того, в серию В  мы включили игру "Пентамино" на составление геометрических фигур.

2  тип - задачи, направленные на формирование мыслительной операции "сравнение".

В этих задачах необходимо установить сходство и различие предметов  или геометрических фигур. При нахождении признаков сходства (сопоставление) учащиеся должны выделить существенные признаки объектов, то есть провести анализ. При нахождении признаков различия (противопоставление) необходимо выделить то, от чего следует отвлечься при определении существенных признаков, то есть используется операция абстрагирования. Последний этап при решении задач второго типа - обобщение. Таким образом, в сравнении отчетливо прослеживается единство анализа и синтеза. Задачи этого типа также дифференцированы по трудности. Трудность задач возрастает по мере возрастания количества сравниваемых объектов.

Серия А.

В этой серии более простые  задачи - на сравнение двух фигур. Серия  Б.

Эта серия представлена двумя  группами фигур (одна - слева, другая - справа, по шесть в каждой). В фигурах  обеих групп надо найти общие  признаки и различия. За анализом представленных групп следует сравнение (сопоставление  и противопоставление), а также  обобщение выделенных признаков (синтез), которое ведет к решению.

 

Серия В.

Задачи этой серии труднее  задач серий А и Б. В них  необходимо сравнить величины указанных фигур, в частности, периметр или площадь.

3 тип - задачи, направленные на формирование мыслительных операций - "аналогия", "классификация".

Сюда также вошли задачи на построение закономерности ряда.

Задачи этой серии направлены на формирование операции "аналогия". В процессе решения этих задач (l - 4) необходимо выявить признаки, по которым молено сравнить указанные объекты. Чем существеннее найденные сходные черты у сравниваемых предметов, тем большая вероятность справедливости выводов, сделанных по аналогии. Для успешного решения необходима сформированность операций "анализ", "синтез", "сравнение".

Серая Б.

Сюда мы включили задачи на "классификацию". Эта операция, как впрочем и другие приемы мышления, не выступает в школе в качестве предмета специального усвоения. По этой причине многие учащиеся часто затрудняются в выборе основания классификации, нарушают иерархию классификационной системы того или иного понятия, сужают объем понятия, подлежащего делению. Поэтому обучение школьников приему классификации надо начинать как можно раньше, Максимально используя при этом текущий учебный материал. Предложенные в серии Б задачи имеют целью формирование умения классифицировать математические понятия, заданные в графической форме.

Серая В.

Сюда вошли задачи на нахождение закономерности  построения ряда (задачи 1.1 - 1.8). При их решении наиболее полно проявляются мыслительные операции: абстрагирование, обобщение, сравнение. Причем, при сравнении учащиеся должны найти признаки сходства и отличия одной группы фигур от другой. Эти задания наиболее простые в этой серии. В заданиях 2.1 - 2.5 требуется найти недостающую в ряду фигуру. Учащимся предлагают рассмотреть расположенные по горизонтальным рядам фигуры, проанализировать их и выявить закономерности повторяемых признаков.   Используя  в  учебном процессе подобные задачи, мы развиваем у учеников умение анализировать (выделять присущие фигуре или объекту признаки), сопоставлять (видеть отличия в изображенных фигурах внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, на основе которых построен ряд фигур).

4 тип - задачи, направленные  на развитие пространственного  мышления.

Серия А.

Задачи 1 - 33 определяют ориентировку на плоскости. Сюда вошли задачи по развитию глазомера: оценка "на глаз" длин отрезков, величин углов на чертеже и на местности; построение отрезков и углов заданной величины; деление отрезка и угла на равные части; мысленное представление отдельных линий и точек на чертеже и на местности.

Серия Б.

Задачи этой серии формируют  у учащихся ориентировку в пространстве. Содержанием задач является оперирование формой, величиной, пространственными соотношениями, изменение которых осуществляется на основе двух типов оперирования: изменение пространственного положения объекта (1 -6); преобразование структуры объекта (7 - 12).

Серия В.

Задания этой серии представлены задачами и играми на составление фигур-силуэтов и геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких задач состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата - в "Танграме"; головоломки "Пифагор"; прямоугольника - в играх "Стомахион", "Сфинкс"; овала - в игре "Колумбово яйцо"; круга - в играх "Волшебный круг", "Вьетнамская игра". Эти игры  и задачи предназначены для развития у учащихся пространственного воображения и всех рассмотренных выше мыслительных операций. Для того, чтобы воссоздать из элементов разрезанной фигуры изображение-силуэт, необходимо владеть способами соединения частей, представить составляемый силуэт (пропорции, линии, контур), уметь передать сходство с реальным предметом.

Наиболее полно творческий подход в задачах на воссоздание  фигур-силуэтов проявляется в придумывании и составлении аналогичных по тематике и новых фигур-силуэтов. Но это возможно при сформированных мыслительных  операциях.

Задачи всех четырех типов  построены на программном материале. У учащихся 7 классов уже сформировано представление о форме геометрических фигур (отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, куб, призма), об их основных свойствах (равенстве, неравенстве сторон), составных элементах (сторонах, вершинах, углах). Поэтому все задачи могут быть использованы на разных этапах обучения в темах: "Геометрические фигуры", "Площадь", "Равновеликие и равносоставленные фигуры", "Ось симметрии", "Центр симметрии". Задачи четвертого типа серии А будут полезны при изучении тем: "Пересечение прямых", "Параллельные прямые".(Приложение А)

При определении уровня сформированности творческой деятельности мы использовали методику по Г.А. Русских [35,208].

По этой методике после  проверки  тестов мы составили схему  анализа работы.

В ней указали элементы знаний, по которым оценивали уровень  сформированности творческой деятельности  учащимися на основании задач четырех типов сложности.

Заполняя схему таблицу, ставили знак «+» против фамилии учащегося, усвоившего данную тему и не допустившего ошибки, или знак  «-», если ученик не справился с заданием (Приложение Б).

 

Результат от 80 до 100% - тема усвоена на оптимальном уровне (четвертый уровень);

от 65 до 80% - на допустимом уровне (третий уровень);

от 50 до 65% - на критическом уровне (второй уровень);

до 50% - на недопустимом уровне (первый уровень).

Формула расчета обученности класса:

   

где ,

N - количество учащихся, выполнявших работу;

n - количество проверяемых элементов знаний;

Е - сумма всех учеников, усвоивших элементы знаний.

Соответственно учащиеся, чьи результаты будут ниже 50%, получают

оценку «плохо», от 50 до 65% - «удовлетворительно», от 65 до 80% - «хорошо», от 80 до 100% - «отлично». Числовые данные, характеризующие результат конкретного ученика, позволяют выявить его индивидуальные особенности, уровень усвоения проверяемой темы, а также выделить наиболее трудные для большинства учащихся элементы учебного материала.

Констатирующий этап проводился с целью фиксации исходного уровня сформированности творческой деятельности (реально усвоенные знания, умения, навыки) и осуществлялся с помощью специально организованной самостоятельной работы по определению уровня сформированности творческой деятельности.

Информация о работе Проектирование событийности патриотического воспитания