Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.

Файлы: 1 файл

Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Представления о ведущей  деятельности и ее определяющей роли в психическом развитии оказались весьма плодотворными в отечественной возрастной психологии. Ведущая деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, получившей у нас наибольшее признание.

Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих возрастное психическое развитие, другие аспекты деятельности. Так, Н.Н. Поддьяков полагает, что «универсальным психологическим механизмом самообновления и развития» является поисковая деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена деятельностью экспериментирования». Правомерность  
выделения для каждого возрастного этапа ведущей деятельности в качестве определяющей развитие личности отрицает и А.В. Петровский [2. C. 22 – 24].

В кризисе отрочества происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. Отправной точкой ее перестройки, изменений во внутреннем мире подростка является ориентировка на себя как основное условие решения всех жизненных задач. В первую очередь – это задачи построения отношений с другими людьми. Сформировавшиеся в отрочестве способности усваивать принципы, образцы, эталоны действия взрослых имеют тенденцию распространяться за рамки школьных предметов. Самая доступная для детей область приложения их новых способностей – это собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Именно в начале подросткового возраста интенсивное общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями к другим людям (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Важность и особое место  подросткового периода определяется тем, что именно в этом периоде  происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого  и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростков. [1. C. 240].

Описание путей разрешения кризиса отрочества, смены типа отношений  взрослого и подростка содержится в работах Т.В. Драгуновой [17. C.178]. Характер смены прежнего типа отношений на новый во многом зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует принципиальная возможность оптимизировать этот процесс и избежать трудностей. При инициативе же подростка вероятность возникновения конфликтов велика и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку – еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому и ответственному. Взрослый, не дожидаясь, когда инициатором перемен может стать подросток, начинает перестраивать свое отношение к нему и выяснять, где именно и как можно и нужно расширить его самостоятельность и права, повысить требования к подростку, увеличить его ответственность.

Подросток становится инициатором  смены отношений, когда у него возникает чувство взрослости, и  если отношение взрослого к нему не меняется, то такое рассогласование в оценке степени взрослости подростка выступает в качестве противоречия, способного породить конфликт. При этом развитие некоторых сторон взрослости может тормозиться, а личность калечиться (появление ответных агрессивно-деспотических тенденций, лживости, приспособленчества и т.д.).

Д.Б. Эльконин полагал, что  ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Деятельность общения выступает  своеобразной формой воспроизведения  между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее [18. С. 73 – 74].

В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определяет общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу [16. С. 111 – 114].

Т.В. Драгунова изучила  и описала направления в развитии взрослости у подростков. Существование различных направлений определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Усвоение различных образцов взрослости происходит в практике отношений со взрослыми и товарищами, через прямое заимствование или подражание, путем самовоспитания и самообразования.

Подражание внешним проявлениям  взрослости. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться  к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения и привилегии. При этом подросток подражает наиболее зримо выступающим отличительным чертам взрослых. Прежде всего это касается тех прав, обладание которыми выделяет взрослых по внешнему облику и манере поведения. В совокупности они представляют отличительные признаки внешней взрослости.

Ориентация на качества взрослого. Равнение подростка на взрослого  проявляется в стремлении приобрести его качества, освоить взрослые умения. Мальчики начинают развивать в себе качества "настоящего мужчины" (силу, смелость, настойчивость, волю и т.д.). С этой целью они занимаются спортом, различными упражнениями. У девочек также существует готовность овладеть некоторыми женскими умениями.

Взрослый как образец  деятельности. Развитие ценной по содержанию социальной зрелости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток ориентируется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Участие в труде рядом и наравне со взрослыми, при большом доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельности, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка  что-то знать и уметь по-настоящему. Такое желание стимулирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, путем самообразования. Именно в подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов.

Д.И. Фельдштейн полагает, что  в настоящее время возросла значимость поиска новых видов и форм социально  значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения и самовыражения современных подростков. Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию. Не случайно идея общественной направленности деятельности является центральной и у скаутов, и у ротари, и других подростковых объединений [19. C. 24].

К.Н. Поливанова высказывает предположение, что выстраивание собственного "поведенческого текста", создание произведения собственного действия – вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В подростковом возрасте ребенок строит собственное субъектное поведение в авторской позиции, т.е. подросток лишь постольку является действительным субъектом, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым выявляет для себя собственный замысел.

При всех трудностях определения  конкретных путей преодоления кризиса  развития в подростковом возрасте можно  сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения – наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [9. C. 156].

I.2.1. Особенности общения подростка со сверстниками

 

Особенно интенсивное  развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже  не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Отношения подростка  с товарищами, сверстниками, одноклассниками  сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение  со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство  вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами.

В содержании общения  происходят изменения. Если младшего подростка  интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы  личностного общения, развития индивидуальности.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников  в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в  них между детьми начинают подчиняться  более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников  в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости  от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы  чести. Конечно, в целом нормы  и правила заимствуются из отношений  взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения  лидерства. Личное внимание со стороны  лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой  с лидером он всегда особенно дорожит  и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в малых формах. Если подросток предал, подвел, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков  сверстников идет более максималистично  и эмоционально, чем у взрослых. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремиться к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества