Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа
Как констатируют авторы "Концепции аграрного развития России в 1997 - 2000 годах", "причины разрушения почвенного покрова определяются прежде всего порочностью хозяйственного механизма, последствиями директивного землепользования и экстенсивной технологической политикой, в результате которой на значительной территории земледелие не соответствует природным условиям.
1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века …………...…..3
2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства …………………………………………………….…………8
Список литературы………………………………………………………………..23
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент
научно-технологической
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Институт экономики и финансов АПК
Дисциплина: История аграрных отношений
Тема: 1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века
2. Россия
в ВТО: положительные и
Выполнил студент |
|
|
(подпись) |
||
Принял |
||
(подпись) |
2012 г.
Содержание
1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века …………...…..3
2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства …………………………………………………….…………8
Список литературы…………………………………
1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века
Анализ современной ситуации в агросекторе и вероятных перспектив ее развития в будущей двадцатипятилетней перспективе логично начать с основного средства производства в сельском хозяйстве - земли, которое, к тому же, наиболее инерционно и предсказуемо. Имеющиеся сведения о состоянии земель сельскохозяйственного назначения начиная с 1965 г., то есть за срок, превышающий прогнозируемую перспективу, позволяет предполагать, что при сохранении современной аграрной политики в неизменном виде, результат предыдущих тридцати лет может быть экстраполирован на будущий период.
Согласно
данным государственного учета земель,
на 1 января 1997 сельскохозяйственные угодья
во всех категориях землепользователей
занимали 221,6 млн. га, их доля в структуре
земельного фонда составляла 13,0%, в
том числе на пашню приходится
7,5%, на кормовые угодья - 5,1%, а на многолетние
насаждения и залежи менее 0,2%. Среди
всех сельхозугодий на земли сельхозпредприятий,
организаций и граждан
Широкое
вовлечение в сельскохозяйственный
оборот неблагополучных земель является
результатом экстенсивного
Как констатируют авторы "Концепции аграрного развития России в 1997 - 2000 годах", "причины разрушения почвенного покрова определяются прежде всего порочностью хозяйственного механизма, последствиями директивного землепользования и экстенсивной технологической политикой, в результате которой на значительной территории земледелие не соответствует природным условиям. Одной из наиболее крупных исторических ошибок стало смещение его в засушливые области страны. При административной системе положение усугублялось тем, что хозяйствам "сверху" определялись посевные площади, в ходу была "зерновая экспансия". Погоня за расширением посевов зерновых культур, сопряженных с большой долей пара, обусловила резкое увеличение площади зерно-парового клина.
Искусственное
смещение границы рискованного земледелия
на юг подорвало местное
Обойденные инвестициями лесостепные районы понесли значительный ущерб вследствие развития водной эрозии, особенно после сплошной распашки присетевых земель, сведения лесов. Между тем, только за счет интенсификации земледелия в равнинной лесостепной полосе черноземов, особенно на Урале и в Сибири, можно было бы решить вопросы производства товарного зерна. Диспропорция между зерновым хозяйством и кормопроизводством, при котором искусственно созданный недостаток кормов перекрывался зерном, предопределила разрушение лугопастбищного хозяйства на большей части территории России.
Непродуманная технологическая политика в животноводстве с акцентом на крупные животноводческие комплексы усугубила и без того сложную проблему утилизации отходов животноводства, в результате чего навоз (при всей значимости его как основного удобрения) превратился в источник загрязнения окружающей среды. Экстенсивной системе хозяйствования свойственны и иные экологические издержки: несовершенство структуры посевных площадей, нерациональное размещение сельскохозяйственных культур в агроландшафтах, шаблонная организация территории и севооборотов, технологическая отсталость, разрушающее воздействие на почву тяжелой техники и т.д.
Чтобы вырваться из технологических противоречий экстенсивного земледелия, необходимо расширить применение мелиорантов, удобрений и других средств интенсификации для безопасного использования эрозионных, солонцовых, засоленных, переувлажненных и других неблагополучных пахотных земель, либо вывести часть их из активного сельскохозяйственного оборота за счет более интенсивного использования лучших земель. Таким образом, экологизация земледелия в известной мере невозможна без химизации."
С 1990 г. за
счет передачи сельхозугодий в земли
запаса, в ведение сельских органов
власти, гражданам для садоводства,
огородничества, животноводства и сенокошения,
для несельскохозяйственных нужд, а
также потерь в результате зарастания
лесом и кустарником площадь
сельхозугодий в
Сразу нужно
отметить, что само по себе увеличение
темпов сокращения площадей нельзя расценивать
как однозначно отрицательное явление.
Россия относится к странам с
пониженной биологической продуктивностью
сельскохозяйственных земель, что определяется
как ее географическим положением,
так и постоянно ухудшающимся
состоянием земельного фонда. В целом
по стране наилучшие условия складываются
для сельскохозяйственных угодий Краснодарского
края и Республики Адыгея, весьма благоприятны
условия для земель Северного
Кавказа и Центрально-
В целом, большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. На эффективность использования сельскохозяйственных угодий в России отрицательно влияют неблагоприятные агроклиматические условия (засухи, суховеи, высокие температуры, заморозки, низкие зимние температуры и т.д.). В большей или меньшей степени под воздействием этих явлений находятся сельскохозяйственные угодья почти всех регионов. По обобщенной оценке различных групп неблагоприятных агроклиматических явлений, с вероятностью более 20% (приносимый ущерб существенен) наблюдаются засушливые условия на территории 17 и заморозки - на территории 10 субъектов Российской Федерации.
Учитывая
эти объективные параметры, следует
признать, что для определенных районов
и видов почв сокращение сельскохозяйственных
площадей можно было бы считать благом.
Однако проблема заключается в том,
что в условиях переживаемого
кризиса сокращение идет не с учетом
названных негативных для ведения
сельскохозяйственного
Еще одна
характеристика земель сельскохозяйственного
назначения, которая с большой
долей достоверности может быть
проанализирована в долгосрочной перспективе
- почвенное плодородие. Низкое плодородие
почв традиционно наблюдается на
значительных площадях сельскохозяйственных
угодий страны. Так, почти треть сельхозземель
занимают кислые почвы (их количество
с начала 90-х годов увеличилось
на 14%). Низкое содержание фосфора наблюдается
на 22% площадей, а низким содержанием
обменного калия
Особую тревогу вызывает постоянное снижение запасов гумуса - основного показателя плодородия почв. В целом по стране за последние двадцать пять лет запасы гумуса уменьшаются ежегодно на 0,62 т/га. Наибольшие потери гумуса были в 1967 - 1971 годах и в 1995 году, а наименьшие - за период 1981 - 1990 годов, что связано с разным уровнем внесения органических и минеральных удобрений. Так, в целом по России на 1 га пашни было внесено органических удобрений в 1967 - 1971 годах - 16 ц.; в 1981 - 1985 годах - 34 ц.; в 1986 - 1990 - 36 ц.; в 1995 - 14 ц., а минеральных азотных удобрений, соответственно - 0,11; 0,30; 0,35 и 0,08 ц/га.
По оценкам Минсельхозпрода России, на 1 января 1997 г. в результате постоянного недовосполнения выноса питательных веществ на пашне страны сохраняется их отрицательный баланс - 97 кг/га. В результате, по заключениям специалистов, в рассматриваемой двадцатипятилетней перспективе деградация почв может принять необратимый характер.
2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства
Россия в ВТО – проблема общегосударственная и потому требует взвешенного решения на межведомственном уровне.
Проблему ВТО, по нашему мнению, нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты собственных рынков и борьбу за внешние. В данном приложении, в основном, мы касаемся проблем сельского хозяйства, как отрасли, по единодушному мнению большинства экспертов, политиков и государственных деятелей, наиболее уязвимой в первые годы нашего членства в ВТО.
Россия пытается стать членом ВТО уже почти 17 лет, заявка на присоединение была подана в 1993 году, хотя обычно эта процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести лет напряженных переговоров Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали протокол о присоединении РФ к ВТО в 20 ноября 2006 года.
К моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.
Сейчас полная информация обо всех условиях вступления России в ВТО отсутствует, так как подобные документы носят конфиденциальный характер.
Итоги переговоров с ВТО:
1. В сентябре 2010 года ходе переговоров Кернской группой1 и с представителем США стороны пришли к соглашению, что одним из условий вступления России в ВТО станет сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое, а именно:
- до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем максимальном уровне - $9 миллиардов в год;
- с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику до $4,4 миллиарда.
Ранее Россия настаивала как минимум на сохранении объема агросубсидий. Противниками этого была Кернская группа, препятствующая вступлению России. Члены Кернской группы так ратуют за снижение, а ещё лучше полный отказ, от господдержки АПК, вступающих в ВТО стран, поскольку сами не способны субсидировать свой АПК напрямую. А разница в субсидировании АПК различных стран создает абсолютно не равную конкуренцию, при которой "бедные" страны заведомо обречены на худшие условия для своих товаров.
В период с 2013 по 2017 год Правительство РФ планирует увеличить финансирование направления "зелёной корзины"**. При этом объём "жёлтой корзины"*** к 2017 году вернётся к текущему уровню - 4,4 млрд. долларов США, что не ниже федеральной поддержки, которую мы имеем сейчас. Однако, например, если суммировать сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в этом году, получится около 250 млрд руб., что составляет почти $8 миллиардов. Что говорит о явном сокращении господдержки при вступлении в ВТО.
Информация о работе Экологические проблемы аграрного кризиса