Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.
5. Литвин – 9 баллов.
6. Гузеева – 10 баллов.
7. Корявченков – 10 баллов.
8. Пилеич – 13 баллов.
9. Осипова – 6 баллов.
10. Ветохина – 11 баллов.
11. Стребкова – 14 баллов.
12. Гунькин – 12 баллов.
13. Судакова – 10 баллов.
14. Федотов – 8 баллов.
15. Плетюхова – 14 баллов.
16. Сверчкова – 9 баллов.
17. Орехова – 9 баллов.
18. Блашкова – 12 баллов.
Вывод: Осипова и Федотов: общительность бьет ключом, они всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать мигрень или даже хандру; охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление; всюду чувствуют себя в своей тарелке; берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.
Игнаточкин, Бурков, Литвин, Гузеева, Корявченков, Пилеич, Ветохина, Гунькин, Судакова, Сверчкова, Орехова: весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих; охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить; бывают вспыльчивы, но быстро отходчивы; им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами; при
желании могут себя заставить не отступать.
Габдушев, Климова, Стребкова, Плетюхова: нормальная коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, в то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
По данным всех трех методик можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют первый и второй статус (61 %), то есть относятся к категориям “лидеры” и “предпочитаемые”. Следовательно, в классе большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками. Существует взаимосвязь, которую можно определить как «взаимная симпатия», а также в классе наблюдается явление «неразделенная любовь».
Были выявлены два лидера – это член группы под номером 9 среди девочек и под номером 7 среди мальчиков. Но все же номер 9 будет немного впереди, так как он более коммуникабелен, активно принимает участие во всех дискуссиях, берется за любое дело.
А по данным методики «Изучение психологического климата коллектива» мы получили, что в данном коллективе психологический климат меняется от благоприятного к менее благоприятному и, наоборот, от менее благоприятного к благоприятному, что характерно для коллективов подросткового возраста.
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
2. Нельзя оставлять без внимания менее популярных детей. На внеклассных занятиях давать групповые задания и следить, чтобы все принимали участие. А также помогать активизироваться менее популярным детям, чтобы выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Изучение проблемы ведущей деятельности в подростковом возрасте непростая задача. Но мы определили, что ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
В своей работе мы попытались
решить одну достаточно важную задачу
– процесс влияния
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.
На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Взрослым необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
1. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учеб. пособие / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 22 – 24 с., 280 – 306 с.
3. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979 – 112 c.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274 с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374 с.
9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156 с.
10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
11. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256 с.
12. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212 с.
13. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 147 с.
14. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 125 с.
15. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002. – 243 с.
16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996. – 111 – 114 с.
17. Драгунова Т.В. Подростковый возраст //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.,1973. – 178 с.
18. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.,1989. – 73 – 74 с.
19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999. – 24 с.
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
Дата заполнения ______________
Класс _______________
Дата рождения ________________
Ф.И.О. ______________________________
______________________________
______________________________
В заданиях 1 и 2 напишите фамилии трех учеников вашего класса и при их выборе соблюдайте последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очереди).
1. Кого ты хотели бы видеть на своем дне рождения?
2. Кого из своих товарищей
из группы ты попросил бы
в случае необходимости
1) ______________________________
БЛАНК ОТВЕТОВ № 2
Дата заполнения ______________
Класс _______________
Дата рождения ________________
Ф.И.О. ______________________________
______________________________
______________________________
Оцените пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценка свойств: 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется редко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ п/п |
свойства психологического климата А |
Оценка |
свойств психологического климата В |
1 |
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения |
3210123 |
Преобладает подавленное настроение |
2 |
Доброжелательность в отношениях |
3210123 |
Конфликтность в отношениях, антипатия |
3 |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание |
3210123 |
Группировки конфликтуют между собой |
4 |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
3210123 |
Проявляют к более
тесному общению безразличие, выражают
отрицательное отношение к |
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы |
3210123 |
Успехи или неудачи товарищей оставляю равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 |
С уважением относятся к мнению других |
3210123 |
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные |
3210123 |
Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов |
8 |
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» |
3210123 |
В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 |
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство |
3210123 |
К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно |
10 |
Группа активна, полна энергии |
3210123 |
Группа инертна, пассивна |
11 |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им осваиваться в коллективе |
3210123 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
3210123 |
Группа заметно разделяется
на «привилегированных» и « |
13 |
Совместные дела увлекают всех, Велико желание работать коллективно |
3210123 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
БЛАНК ОТВЕТОВ № 3
Дата заполнения ______________
Класс _______________
Дата рождения ________________
Ф.И.О. ______________________________
______________________________
______________________________
Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов, – «да», «иногда» или «нет». Выбрать можно только один из предложенных ответов.
Вопросы |
Да |
Нет |
Иногда |
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? |
|||
2. Вызывает ли у Вас смятение
и неудовольствие поручение |
|||
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? |
|||
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? |
|||
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? |
|||
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? |
|||
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? |
|||
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? |
|||
9. В ресторане либо в столовой
Вам подали явно |
|||
10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? |
|||
11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании? |
|||
12.Боитесь ли Вы участвовать
в какой-либо комиссии по |
|||
13.У Вас есть собственные |
|||
14.Услышав где-либо в |
|||
15.Вызывает ли у Вас досаду
чья-либо просьба помочь |
|||
16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? |
Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества