Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.

Файлы: 1 файл

Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

5. Литвин – 9 баллов.

6. Гузеева – 10 баллов.

7. Корявченков – 10 баллов.

8. Пилеич – 13 баллов.

9. Осипова – 6 баллов.

10. Ветохина – 11 баллов.

11. Стребкова – 14 баллов.

12. Гунькин – 12 баллов.

13. Судакова – 10 баллов.

14. Федотов – 8 баллов.

15. Плетюхова – 14 баллов.

16. Сверчкова – 9 баллов.

17. Орехова – 9 баллов.

18. Блашкова – 12 баллов.

 

 

Вывод: Осипова и Федотов: общительность бьет ключом, они всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать мигрень или даже хандру; охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление; всюду чувствуют себя в своей тарелке; берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

Игнаточкин, Бурков, Литвин, Гузеева, Корявченков, Пилеич, Ветохина, Гунькин, Судакова, Сверчкова, Орехова: весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих; охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить; бывают вспыльчивы, но быстро отходчивы; им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами; при

желании могут себя заставить не отступать.

Габдушев, Климова, Стребкова, Плетюхова: нормальная коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, в то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

 

 

 

 

 

 

II.4. Анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

 

По данным всех трех методик  можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют первый и второй статус (61 %), то есть относятся к категориям “лидеры” и “предпочитаемые”. Следовательно, в классе большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками. Существует взаимосвязь, которую можно определить как «взаимная симпатия», а также в классе наблюдается явление «неразделенная любовь».

Были выявлены два  лидера – это член группы под  номером 9 среди девочек и под номером 7 среди мальчиков. Но все же номер 9 будет немного впереди, так как он более коммуникабелен, активно принимает участие во всех дискуссиях, берется за любое дело.

А по данным методики «Изучение  психологического климата коллектива»  мы получили, что в данном коллективе психологический климат меняется от благоприятного к менее благоприятному и, наоборот, от менее благоприятного к благоприятному, что характерно для коллективов подросткового возраста.

 

После выводов, сделанных  на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

1. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

2. Нельзя оставлять без внимания менее популярных детей. На внеклассных занятиях давать групповые задания и следить, чтобы все принимали участие. А также помогать активизироваться менее популярным детям, чтобы выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение проблемы ведущей деятельности в подростковом возрасте непростая задача. Но мы определили, что ведущей деятельностью является общение со сверстниками.

В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений  между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.

На мой взгляд, более  углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные  способы разрешения конфликтных ситуаций. Взрослым необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учеб. пособие / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 22 – 24 с., 280 – 306 с.

3. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195 с.

5. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979 – 112 c.

6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83 с. 

7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374 с.

9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156 с.

10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

11. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256 с.

12. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212 с.

13. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 147 с.

14. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. – М., 2000. – 125 с.

15. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002. – 243 с.

16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996. – 111 –  114 с.

17. Драгунова Т.В. Подростковый возраст //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.,1973. – 178 с.

18. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.,1989. – 73 – 74 с.

19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999. – 24 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ № 1

Дата заполнения ______________

Класс _______________

Дата рождения ________________

Ф.И.О. _______________________________

             _______________________________

             _______________________________

 

 

 

 

 

 

В заданиях 1 и 2 напишите фамилии трех учеников вашего класса и при их выборе соблюдайте последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очереди).

 

1. Кого ты хотели бы видеть  на своем дне рождения?

  1. ___________________________________________________
  2. ___________________________________________________
  3. ___________________________________________________

 

2. Кого из своих товарищей  из группы ты попросил бы  в случае необходимости предоставить  помощь в подготовке к занятиям?

1) ___________________________________________________

  1. ___________________________________________________
  2. ___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

Дата заполнения ______________

Класс _______________

Дата рождения ________________

Ф.И.О. _______________________________

             _______________________________

             _______________________________

Оцените пожалуйста, как проявляются  перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует  истине.

Оценка свойств: 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется редко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

№ п/п

свойства психологического климата А

Оценка

свойств психологического климата В

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3210123

Преобладает подавленное  настроение

2

Доброжелательность в  отношениях

3210123

Конфликтность в отношениях, антипатия

3

В отношениях между группировками  внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

3210123

Группировки конфликтуют  между собой

4

Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать  в совместной деятельности

3210123

Проявляют к более  тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5

Успехи или неудачи  товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

3210123

Успехи или неудачи  товарищей оставляю равнодушными или  вызывают зависть, злорадство

6

С уважением относятся  к мнению других

3210123

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7

Достижения и неудачи  группы переживаются как собственные

3210123

Достижения и неудачи  группы не находят отклика у ее членов

8

В трудные дни для  группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного»

3210123

В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9

Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

3210123

К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно

10

Группа активна, полна  энергии

3210123

Группа инертна, пассивна

11

Участливо и доброжелательно  относятся к новичкам, помогают им осваиваться в коллективе

3210123

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют  враждебность

12

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3210123

Группа заметно разделяется  на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к  слабым

13

Совместные дела увлекают всех,

Велико желание работать коллективно

3210123

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах


БЛАНК ОТВЕТОВ № 3

Дата заполнения ______________

Класс _______________

Дата рождения ________________

Ф.И.О. ______________________________________

                      ______________________________________

                      ______________________________________

Отвечать на вопросы следует, используя  три варианта ответов, – «да», «иногда» или «нет». Выбрать можно только один из предложенных ответов.

 

Вопросы

Да

Нет

Иногда

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

     

2. Вызывает ли у Вас смятение  и неудовольствие поручение выступить  с докладом, сообщением, информацией  на каком-либо совещании, собрании  или тому подобном мероприятии?

     

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

     

4. Вам предлагают выехать в  командировку в город, где Вы  никогда не бывали. Приложите  ли Вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

     

5. Любите ли Вы делиться своими  переживаниями с кем бы то ни было?

     

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый  человек на улице обратится  к Вам с просьбой (показать  дорогу, назвать время, ответить  на какой-то вопрос)?

     

7. Верите ли Вы, что существует  проблема «отцов и детей» и  что людям разных поколений  трудно понимать друг друга?

     

8. Постесняетесь ли Вы напомнить  знакомому, что он забыл Вам  вернуть деньги, которые занял  несколько месяцев назад?

     

9. В ресторане либо в столовой  Вам подали явно недоброкачественное  блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку?

     

10.Оказавшись один на один  с незнакомым человеком. Вы  не вступите с ним в беседу  и будете тяготиться, если первым  заговорит он. Так ли это?

     

11.Вас приводит в ужас любая  длинная очередь, где бы она  ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

     

12.Боитесь ли Вы участвовать  в какой-либо комиссии по рассмотрению  конфликтных ситуаций?

     

13.У Вас есть собственные сугубо  индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

     

14.Услышав где-либо в кулуарах  высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному  Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

     

15.Вызывает ли у Вас досаду  чья-либо просьба помочь разобраться  в том или ином служебном  вопросе или учебной теме?

     

16.Охотнее ли Вы излагаете  свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

     

Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества