Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.
Государственное образовательное учреждение
Воронежский государственный педагогический университет
Кафедра общей и педагогической психологии
Курсовая работа
на тему: «Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества»
Выполнила: студентка 3 курса, отделение математика, группа МИ, Лозенко Татьяна Григорьевна
Научный руководитель: доктор психологических наук Трофимова Наталья Борисовна
Воронеж 2010
Содержание
Под ведущей деятельностью в подростковом возрасте одни ученые понимали общение со сверстниками, другие общественно значимую функцию, третьи социально значимую деятельность. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрю проблему, специфику и особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками.
Актуальность темы заключается в том, что изучение проблемы, специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.
С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Степень разработанности
темы в отечественной
Объектом исследования является изучение ведущей деятельности в подростковом возрасте.
Предметом исследования является проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание
кризиса подросткового
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.
Практическая значимость курсовой
работы заключается в возможности
использования данного
Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.
Кризис подросткового возраста
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым
развитием возникают трудности
в функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны
перепады сосудистого и мышечного тонуса.
А такие перепады
вызывают быструю смену физического состояния
и, соответственно, настроения. Стремительно
взрослеющий ребенок может часами гонять
мяч или танцевать, почти не чувствуя физической
нагрузки, а затем, в относительно спокойный
период времени, буквально падать от усталости.
Бодрость, азарт, радужные планы при этом
сменяются на ощущение разбитости, печаль
и полную пассивность. Вообще, в подростковом
возрасте эмоциональный фон становится
неровным, нестабильным.
К этому следует добавить,
что ребенок вынужден постоянно
приспосабливаться к физическим
и физиологическим изменениям, происходящим
в его организме, переживать «гормональную
бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается
больше, чем у взрослых людей; у них практически
постоянна усиленная секреция желез корь,
надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию
защитных сил организма, его напряженное
функционирование в тяжелых, стрессовых
ситуациях. Подростки как будто все время
находятся в состоянии стресса. Осознание
этого состояния приводит к заключениям
типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность
усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее
процесс полового созревания. Большинство
мальчиков в большей мере осознают истоки
этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных
различий: часть из них испытывает такие
же сильные сексуальные ощущения, но большинство
- более неопределенные, связанные с удовлетворением
других потребностей (в привязанности,
любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов,
подросток еще бисексуален. Тем
не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня.
Отчетливо проявляется ориентация на
образцы мужественности и
женственности в поведении и проявлении
личностных свойств. Но подросток может
сочетать в себе как традиционно мужские,
так и традиционно женские качества. Например,
девочки, планирующие себе в будущем профессиональную
карьеру, часто обладают мужскими чертами
характера и интересами, хотя одновременно
могут иметь и чисто женские качества.
Чтобы уточнить мужские и женские стили
поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся
соответствующими шкалами американского
детского опросника (табл. 1).
Таблица 1
Представления подростков о мужественности и женственности
Мужские качества |
Женские качества |
- Я легко принимаю решения. - Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников. - Я предпочитаю делать все сам и не обращаюсь за помощью к другим. - В сложных ситуациях я стараюсь действовать. - Я не легко сдаюсь. - Среди моих друзей я часто бываю лидером. - Я отстаиваю то, во что верю. - Я не изменяю своего мнения под влиянием других людей. |
- Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны. - Я много помогаю другим людям. - Я сопереживаю другим. - Я добра по отношении к другим людям. - Я стараюсь делать все, что могу, для людей, которые мне небезразличны. - Я мягкий человек. - Я люблю искусство. - Я люблю маленьких детей. |
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.
Тяжелые эмоциональные
реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых,
доверительных отношениях с близкими
взрослыми, которые должны, разумеется,
проявить и понимание, и тактичность. И
наоборот, бестактное замечание, подтверждающее
худшие опасения,
окрик или ирония, отрывающие ребенка
от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно
невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны, Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в: отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности [2. C. 281 - 284].
Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником психического
развития является деятельность. Освоение
различных видов деятельности, социального
опыта неразрывно связано с обучением.
Маленького ребенка близкие взрослые
учат пить из чашки, пользоваться ложкой,
укачивать
куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже
с помощью учителей и книг ребенок приобретает
сложные интеллектуальные умения, разнообразные
навыки и знания. При непрекращающемся
личностном росте учение продолжается
всю
жизнь.
Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами (бросить игрушку на пол, постучать ею о бортик кроватки, попробовать на зуб), то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, создавать сложные сооружения из деталей конструктора, учится читать, считать, писать и т.д.
В то же время разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Ведущей не может стать
любая деятельность, которой отдается
много времени. Хотя, безусловно, каждая
деятельность вносит свой вклад в психическое развитие
(например, рисование и составление аппликаций
способствуют развитию восприятия и образного
мышления). Условия жизни
человека таковы, что на каждом возрастном
этапе он получает возможность наиболее
интенсивно развиваться в определенном
виде деятельности: в младенчестве –
в непосредственно-эмоциональном общении
с матерью, в раннем возрасте – манипулируя
с предметами, в дошкольном детстве –
играя со сверстниками, в младшем школьном
возрасте – в учебной деятельности, в
подростковом – в интимно-личностном
общении со сверстниками, в юности – при
выборе и подготовке к будущей профессии,
в молодости – при освоении выбранной
профессии и создании семьи и т.д.
Если какая-то деятельность
стала особенно привлекательной
для ребенка в том или ином возрасте, это отразится
на становлении его личности, но такого
глубокого развивающего эффекта, как свойственная
данному возрасту
ведущая деятельность, она в большинстве
случаев не даст.
Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества