Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.

Файлы: 1 файл

Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Воронежский государственный  педагогический университет

Кафедра общей и педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса, отделение математика, группа МИ, Лозенко Татьяна Григорьевна

 

 

Научный руководитель: доктор  психологических наук Трофимова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2010

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под ведущей деятельностью  в подростковом возрасте одни ученые понимали общение со сверстниками, другие общественно значимую функцию, третьи социально значимую деятельность. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрю проблему, специфику и особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками.

Актуальность темы заключается  в том, что изучение проблемы, специфики  и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.

Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.

С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные  проблемы и конфликты, которые возникают  с детьми подросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.

Степень разработанности  темы в отечественной психологической  науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Т.В.Драгуновой, Д.И. Фельдштейна, а также К.Н. Поливановой.

Объектом исследования является изучение ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Предметом исследования является проблема  ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Задачи курсовой работы:

- определить какой  период онтогенеза называется  подростковым возрастом;

- определить какая деятельность является ведущей;

- исследовать протекание  кризиса подросткового возраста;

- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности  использования данного материала в процессе преподавания возрастной психологии как учебной дисциплины.

 

 

 

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ведущей деятельности в кризисе отрочества

I.1. Психологические особенности подросткового возраста

 

Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени  в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

 

Кризис подросткового  возраста

 

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей  быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и  веса сопровождается изменением пропорций  тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и  ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой  непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные  половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым  развитием возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады  
вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости.  
Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную  бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянна усиленная секреция желез корь,  
надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем  не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и  
женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского детского опросника (табл. 1).

Таблица 1

Представления подростков о мужественности и женственности

Мужские качества

Женские качества

- Я легко принимаю  решения.

- Во многих отношениях  я лучше, чем большинство моих  ровесников.

- Я предпочитаю делать  все сам и не обращаюсь за  помощью к другим.

- В сложных ситуациях  я стараюсь действовать.

- Я не легко сдаюсь.

- Среди моих друзей  я часто бываю лидером.

- Я отстаиваю то, во  что верю.

- Я не изменяю своего  мнения под влиянием других  людей.

- Мои замыслы и их  исполнение всегда оригинальны  и самобытны.

- Я много помогаю  другим людям.

- Я сопереживаю другим.

- Я добра по отношении  к другим людям.

- Я стараюсь делать  все, что могу, для людей, которые  мне небезразличны.

- Я мягкий человек.

- Я люблю искусство.

- Я люблю маленьких  детей.


 

Благодаря бурному росту  и перестройке организма в  подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.

Тяжелые эмоциональные  реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения,  
окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического  «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны, Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в: отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности [2. C. 281 - 284].

 

I.2. Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества

 

Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать  
куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные навыки и знания. При непрекращающемся личностном росте учение продолжается всю  
жизнь.

Чем старше человек, тем  больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами (бросить игрушку на пол, постучать ею о бортик кроватки, попробовать на зуб), то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, создавать сложные сооружения из деталей конструктора, учится читать, считать, писать и т.д.

В то же время разные виды деятельности оказывают разное влияние  на развитие. Главные изменения в  развитии психических функций и  личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

А.Н. Леонтьев выделил  три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые  виды деятельности. Во-вторых, в ведущей  деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущей не может стать  любая деятельность, которой отдается много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (например, рисование и составление аппликаций способствуют развитию восприятия и образного мышления). Условия жизни  
человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – манипулируя с предметами, в дошкольном детстве – 
играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, в подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности – при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости – при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной  для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту  
ведущая деятельность, она в большинстве случаев не даст.

Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества