Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.

Файлы: 1 файл

Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Следующий параграф посвящен ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Представления о ведущей деятельности и ее определяющей роли в психическом развитии оказались весьма плодотворными в отечественной возрастной психологии. Ведущая деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, получившей у нас наибольшее признание.

Третий параграф посвящен кризису подросткового возраста.   «Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является самым важным временем на пути развития.  
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.

Четвертый параграф посвящен проблеме ведущей деятельности в кризисе отрочества. В кризисе отрочества происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. В этот период происходят изменения в общении со взрослыми и со сверстниками. Общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование

 

Для проведения экспериментального исследования были выбраны учащиеся 8 класса Семилукской сельской школы, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 18 человек, 11 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей 13 – 14 лет. Дети данного коллектива обучаются вместе с первого класса.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования, беседы с учащимися и учителями.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап – исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.

2 этап – изучение психологического климата коллектива.

3 этап – исследование уровня общительности подростков.

4 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

 

 

II.1. Исследование межличностных отношений в группе при помощи социометрического метода

 

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется  для диагностики межличностных  и межгрупповых отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Ход выполнения задания

Суть социометрического метода исследования межличностных отношений в группе состоит в выборе учащимися других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.).

Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3 – 5 учащихся в случае, если класс состоит из 12 – 36 человек и 1 – 2  учащихся, если класс состоит менее чем из 12 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очереди). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?» «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?».

Например: «Назвать трех учеников вашего класса, которых ты хотели бы видеть на своем дне рождения?» «Кого из своих товарищей из группы ты попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

 

Обработка результатов

Составим социометрическую матрицу на выявление эмоциональных связей.

Табл. 1

Социометрическая  матрица выбора

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Игнаточкин

Х

     

3

           

2

         

1

2

Бурков

 

Х

       

2

       

1

 

3

       

3

Габдушев

 

3

Х 

 

1

 

2

                     

4

Климова

     

Х

     

1

       

2

   

3

   

5

Литвин

 

3

2

 

Х

 

1

                     

6

Гузеева

         

Х

   

3

1

       

2

     

7

Корявченков

 

1

       

Х

       

3

 

2

       

8

Пилеич

     

1

     

Х

3

     

2

         

9

Осипова

         

3

   

Х

1

2

             

10

Ветохина

         

2

   

1

Х

   

3

         

11

Стребкова

               

1

2

Х

     

3

     

12

Гунькин

3

2

       

1

       

Х

           

13

Судакова

     

2

     

3

       

Х

   

1

   

14

Федотов

 

2

       

3

       

1

 

Х

       

15

Плетюхова

         

1

   

3

 

2

     

Х

     

16

Сверчкова

     

2

           

1

       

Х

3

 

17

Орехова

                           

2

3

Х

1

18

Блашкова

3

 

2

                         

1

Х

Кол-во полученных выборов

2

5

2

3

2

3

5

2

5

3

3

4

3

2

3

3

2

2

Кол-во взаимных выборов

2

3

1

3

1

3

3

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2


 

 

 

 

 

 

По данным таблицы 1 составим социограмму (см. рис. 1).

 

Социограмма

 

Рис.1

 

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о статусных категориях каждого ребенка:

1) лидеры – 3 человека;

2) предпочитаемые – 8 человек;

3) принебригаемые – 7 человек;

4) отверженные – 0 человек.

Это означает, что в  классе 16,6 % детей имеют первую статусную  категорию (лидеры), 44,4 % – вторую, 38,8 % – третью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составим социометрическую матрицу на выявление деловых связей.

 

Табл. 2

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Игнаточкин

Х

     

2

 

3

       

1

           

2

Бурков

 

Х

       

2

       

1

 

3

       

3

Габдушев

   

Х 

 

2

 

3

       

1

           

4

Климова

     

Х

       

2

     

1

     

3

 

5

Литвин

       

Х

3

1

     

2

             

6

Гузеева

         

Х

3

     

1

2

           

7

Корявченков

           

Х

     

1

2

3

         

8

Пилеич

     

1

     

Х

       

2

     

3

 

9

Осипова

               

Х

3

1

2

           

10

Ветохина

               

2

Х

1

3

           

11

Стребкова

           

2

 

3

 

Х

1

           

12

Гунькин

           

1

 

2

   

Х

 

3

       

13

Судакова

     

1

   

2

     

3

 

Х

         

14

Федотов

           

2

 

3

   

1

 

Х

       

15

Плетюхова

             

1

 

2

 

3

   

Х

     

16

Сверчкова

     

2

             

1

     

Х

3

 

17

Орехова

           

2

 

3

   

1

       

Х

 

18

Блашкова

           

1

 

2

             

3

Х

Кол-во полученных выборов

0

0

0

3

2

1

11

1

7

2

6

12

3

2

0

0

4

0

Кол-во взаимных выборов

0

0

0

1

0

0

3

0

3

1

2

3

2

1

0

0

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным таблицы 2 составим социограмму (см. рис. 2).

 

Социограмма

Рис.2

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о статусных категориях каждого ребенка:

1) лидеры – 3 человека;

2) предпочитаемые – 1 человек;

3) принебригаемые – 8 человек;

4) отверженные – 6 человек.

Это означает, что в  классе 16,6 % детей имеют первую статусную  категорию (лидеры), 5,5 % – вторую, 44,4 % – третью, 33,3 % – четвертую.

 

Вывод: в классе было выявлено два лидера (это члены группы под номерами 7 и 9), наблюдаются взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, также в данной группе наблюдаются явление “неразделенной любви” (у члена группы под номером 18 к номеру 3).

 

 

 

 

 

II.2. Изучение психологического климата коллектива

 

Ход выполнения

Испытуемым дается задание: «Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине» (см. табл. II.2).

Обработка результатов

 

1. Пилеич: А1=21, В1=1, С1=20.

2. Осипова: А2=26, В2=2, С2=24.

3. Корявченков: А3=27, В3=2, С3=25.

4. Гузеева: А4=20, В4=6, С4=16.

5. Литвин: А5=17, В5=2, С5=15.

6. Климова: А6=0, В6=0, С6=0.

7. Габдушев: А7=39, В7=0, С7=39.

8. Бурков: А8=10, В8=1, С8=9.

9. Игнаточкин: A9=12, B9=9, C9=3.

10. Плетюхова: A10=26, B10=0, C10=26.

11. Ветохина: A11=30, B11=0, C11=30.

12. Стребкова: A12=23, B12=0, C12=23.

13. Гунькин: A13=29, B13=0, C13=29.

14. Судакова: A14=25, B14=0, C14=25.

15. Федотов: A15=25, B15=0, C15=25.

16. Сверчкова: A16=26, B16=0, C16=26.

17. Орехова: A17=34, B17=0, C17=34.

18. Блашкова: A18=28, B18=0, C18=28.

 

 

55,5% учащихся этого  класса оценили психологический  климат в нутрии коллектива как благоприятный, 39% - как неустойчиво благоприятен и 5,5% - как крайне неблагоприятный.

Cср=401/18=22,3

 

Вывод: в результате обработки полученных данных получили, что в данном коллективе психологический климат меняется от благоприятного к менее благоприятному и, наоборот, от менее благоприятного к благоприятному, т. е. является неустойчиво благоприятным.

 

 

 

II.3. Исследование уровня общительности подростков

С помощью этого теста можно определить уровень коммуникабельности человека.

Обработка результатов

В ходе  проведенного тестирования мы получили следующие  данные:

 

1. Игнаточкин – 9 баллов.

2. Бурков –  10 баллов.

3. Габдушев – 18 баллов.

4. Климова – 15 баллов.

Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества