Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения проблемы ведущей деятельности подростков.
Задачи курсовой работы:
- определить какой период онтогенеза называется подростковым возрастом;
- определить какая деятельность является ведущей;
- исследовать протекание кризиса подросткового возраста;
- раскрыть проблему ведущей деятельности в кризисе отрочество.
Следующий параграф посвящен ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Представления о ведущей деятельности и ее определяющей роли в психическом развитии оказались весьма плодотворными в отечественной возрастной психологии. Ведущая деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, получившей у нас наибольшее признание.
Третий параграф посвящен кризису подросткового возраста.
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют
подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период
в жизни вашего ребенка, когда детство
уже почти закончилось, а взрослая жизнь
еще не началась. И именно этот момент
перехода по шаткому мосту от детства
к взрослости является самым важным временем
на пути развития.
Для того чтобы лучше понимать своего
взрослеющего ребенка, каждому родителю
необходимо знать о взаимодействии психологических
и физиологических причин и проявлений
подросткового кризиса.
Четвертый параграф посвящен проблеме ведущей деятельности в кризисе отрочества. В кризисе отрочества происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. В этот период происходят изменения в общении со взрослыми и со сверстниками. Общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.
Для проведения экспериментального исследования были выбраны учащиеся 8 класса Семилукской сельской школы, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 18 человек, 11 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей 13 – 14 лет. Дети данного коллектива обучаются вместе с первого класса.
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования, беседы с учащимися и учителями.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:
1 этап – исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.
2 этап – изучение психологического климата коллектива.
3 этап – исследование уровня общительности подростков.
4 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Ход выполнения задания
Суть социометрического метода исследования межличностных отношений в группе состоит в выборе учащимися других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.).
Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.
Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3 – 5 учащихся в случае, если класс состоит из 12 – 36 человек и 1 – 2 учащихся, если класс состоит менее чем из 12 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очереди). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?» «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?».
Например: «Назвать трех учеников вашего класса, которых ты хотели бы видеть на своем дне рождения?» «Кого из своих товарищей из группы ты попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.
Обработка результатов
Составим социометрическую матрицу на выявление эмоциональных связей.
Табл. 1
Социометрическая матрица выбора
№ |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
Игнаточкин |
Х |
3 |
2 |
1 | ||||||||||||||
2 |
Бурков |
Х |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
3 |
Габдушев |
3 |
Х |
1 |
2 |
||||||||||||||
4 |
Климова |
Х |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||
5 |
Литвин |
3 |
2 |
Х |
1 |
||||||||||||||
6 |
Гузеева |
Х |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||
7 |
Корявченков |
1 |
Х |
3 |
2 |
||||||||||||||
8 |
Пилеич |
1 |
Х |
3 |
2 |
||||||||||||||
9 |
Осипова |
3 |
Х |
1 |
2 |
||||||||||||||
10 |
Ветохина |
2 |
1 |
Х |
3 |
||||||||||||||
11 |
Стребкова |
1 |
2 |
Х |
3 |
||||||||||||||
12 |
Гунькин |
3 |
2 |
1 |
Х |
||||||||||||||
13 |
Судакова |
2 |
3 |
Х |
1 |
||||||||||||||
14 |
Федотов |
2 |
3 |
1 |
Х |
||||||||||||||
15 |
Плетюхова |
1 |
3 |
2 |
Х |
||||||||||||||
16 |
Сверчкова |
2 |
1 |
Х |
3 |
||||||||||||||
17 |
Орехова |
2 |
3 |
Х |
1 | ||||||||||||||
18 |
Блашкова |
3 |
2 |
1 |
Х | ||||||||||||||
Кол-во полученных выборов |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 | |
Кол-во взаимных выборов |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
По данным таблицы 1 составим социограмму (см. рис. 1).
Социограмма
Рис.1
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о статусных категориях каждого ребенка:
1) лидеры – 3 человека;
2) предпочитаемые – 8 человек;
3) принебригаемые – 7 человек;
4) отверженные – 0 человек.
Это означает, что в классе 16,6 % детей имеют первую статусную категорию (лидеры), 44,4 % – вторую, 38,8 % – третью.
Составим социометрическую матрицу на выявление деловых связей.
Табл. 2
№ |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
Игнаточкин |
Х |
2 |
3 |
1 |
||||||||||||||
2 |
Бурков |
Х |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
3 |
Габдушев |
Х |
2 |
3 |
1 |
||||||||||||||
4 |
Климова |
Х |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
5 |
Литвин |
Х |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||
6 |
Гузеева |
Х |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||
7 |
Корявченков |
Х |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||
8 |
Пилеич |
1 |
Х |
2 |
3 |
||||||||||||||
9 |
Осипова |
Х |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||
10 |
Ветохина |
2 |
Х |
1 |
3 |
||||||||||||||
11 |
Стребкова |
2 |
3 |
Х |
1 |
||||||||||||||
12 |
Гунькин |
1 |
2 |
Х |
3 |
||||||||||||||
13 |
Судакова |
1 |
2 |
3 |
Х |
||||||||||||||
14 |
Федотов |
2 |
3 |
1 |
Х |
||||||||||||||
15 |
Плетюхова |
1 |
2 |
3 |
Х |
||||||||||||||
16 |
Сверчкова |
2 |
1 |
Х |
3 |
||||||||||||||
17 |
Орехова |
2 |
3 |
1 |
Х |
||||||||||||||
18 |
Блашкова |
1 |
2 |
3 |
Х | ||||||||||||||
Кол-во полученных выборов |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
7 |
2 |
6 |
12 |
3 |
2 |
0 |
0 |
4 |
0 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
По данным таблицы 2 составим социограмму (см. рис. 2).
Социограмма
Рис.2
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о статусных категориях каждого ребенка:
1) лидеры – 3 человека;
2) предпочитаемые – 1 человек;
3) принебригаемые – 8 человек;
4) отверженные – 6 человек.
Это означает, что в классе 16,6 % детей имеют первую статусную категорию (лидеры), 5,5 % – вторую, 44,4 % – третью, 33,3 % – четвертую.
Вывод: в классе было выявлено два лидера (это члены группы под номерами 7 и 9), наблюдаются взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, также в данной группе наблюдаются явление “неразделенной любви” (у члена группы под номером 18 к номеру 3).
Ход выполнения
Испытуемым дается задание: «Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине» (см. табл. II.2).
Обработка результатов
1. Пилеич: А1=21, В1=1, С1=20.
2. Осипова: А2=26, В2=2, С2=24.
3. Корявченков: А3=27, В3=2, С3=25.
4. Гузеева: А4=20, В4=6, С4=16.
5. Литвин: А5=17, В5=2, С5=15.
6. Климова: А6=0, В6=0, С6=0.
7. Габдушев: А7=39, В7=0, С7=39.
8. Бурков: А8=10, В8=1, С8=9.
9. Игнаточкин: A9=12, B9=9, C9=3.
10. Плетюхова: A10=26, B10=0, C10=26.
11. Ветохина: A11=30, B11=0, C11=30.
12. Стребкова: A12=23, B12=0, C12=23.
13. Гунькин: A13=29, B13=0, C13=29.
14. Судакова: A14=25, B14=0, C14=25.
15. Федотов: A15=25, B15=0, C15=25.
16. Сверчкова: A16=26, B16=0, C16=26.
17. Орехова: A17=34, B17=0, C17=34.
18. Блашкова: A18=28, B18=0, C18=28.
55,5% учащихся этого
класса оценили
Cср=401/18=22,3
Вывод: в результате обработки полученных данных получили, что в данном коллективе психологический климат меняется от благоприятного к менее благоприятному и, наоборот, от менее благоприятного к благоприятному, т. е. является неустойчиво благоприятным.
С помощью этого теста можно определить уровень коммуникабельности человека.
Обработка результатов
В ходе проведенного тестирования мы получили следующие данные:
1. Игнаточкин – 9 баллов.
2. Бурков – 10 баллов.
3. Габдушев – 18 баллов.
4. Климова – 15 баллов.
Информация о работе Проблема ведущей деятельности в кризисе отрочества