Ведущая деятельность в период взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблинская А., 1959; и др.).

Файлы: 1 файл

ведущая деятельность в период взрослости.docx

— 40.81 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                         Глава 1.ВОЗРОСТНЫЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ.                                                                                                            Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. 
Пифагор (VI в . до н . э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. 
         Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 до 14 лет и третья – от 14 до 21 года. На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития4 человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. 
В классификации Дж. Биррена (В1ггеп, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека. 
Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет. 
Вторая фаза – предшкольный возраст, от 2 до 5 лет. 
Третья фаза – детство, 5-12 лет. 
Четвертая фаза – юность, 12-17 лет. 
Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет. 
Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет. 
Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет. 
Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее. 
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблинская А., 1959; и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации – по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.). 
В классификации Д. Бромлея (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный , детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый циклов свою очередь подразделяется на несколько стадий. 
Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет). 
Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). 
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). 
В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания. 
В классификации Э . Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: 
от рождения до 1 года {младенчество, или орально - сенсорная стадия), 
от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия), 
от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно - генитальная 
стадия), 
от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия), 
от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), 
от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), 
от 26 до 64 лет (средняя зрелость), 
от 65 лет (поздняя зрелость). 
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы : 
младенческий возраст – от рождения до 3 лет, 
раннее детство – от 3 до 6 лет, 
детство – от 6 до 12 лет, 
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет, 
молодость – от 18 до 40 лет, 
зрелый возраст – от 40 до 65 лет, 
пожилой возраст – от 65 лет. 
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы : 
младенческий возраст – от рождения до 2 лет! 
раннее детство – от 2 до 6 лет, 
среднее детство – от 6 до 12 лет, 
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет, 
ранняя взрослость – от 20 до 40 лет, 
средняя взрослость – от 40 до 60 лет, 
поздняя взрослость – от 60 лет и далее. 
Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами – младенчество, детство, подростковый период и т. д., насколько близки или далеки друг от друга различные классификации? 
Сравнительный анализ периодизаций различных авторов 
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, 1998; Erikson E., 1963); до 18 месяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000). 
Раннее детство рассматривается как возраст : от 1 до 3 лет (Мухина В. С, 1998; Erikson E., 1963) ; от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000). 
Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000). 
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. 
Итак , подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райе Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности (Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Erikson E., 1963; Крайг Г ., 2000). 
Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D.,1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000). 
Средняя взрослость рассматривается как возраст : от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000). 
Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст : от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет (Bromley D., 1966); от 
65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000). 
Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. 
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.         

                                                                                                                                                           1.1 Взрослость как психологический период   

 Период взрослости  — наиболее продолжительный период  онтогенеза (в развитых странах  составляет три четверти человеческой  жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: 
   — ранняя взрослость (молодость), 
   — средняя взрослость, 
   — поздняя взрослость (старение и старость). 
   Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости: 
   — новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; 
   — способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; 
   — преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; 
   — некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.); 
   — социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости. 
   Понятия “взрослость” и “зрелость” не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа “акме”, что означает “вершина”, высшая ступень, цветущая пора. 
   В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст “совершения деяний”, наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. 
   Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается “успокоенной” в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них. 
   В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека. 
   По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой: 
   — необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты; 
   — в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности; 
   — прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ; 
   — быть честным с самим собой и принимать на себя ответственностъ; не бояться не понравиться другим людям; — необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания. 
   Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой “боязнь собственного величия”, “уклонение от своего предназначения”, “бегство от своих талантов”: “Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить”. 
   Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт: 
   1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я; 
   2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим; 
   3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль); 
   4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях; 
   5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора; 
   6) “философия жизни”, которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам. 
   Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни. 
   Б.Г. Ананьев в своей книге “Человек как предмет познания” (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала. Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода. 
   В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: “На том стою и не могу иначе”. 
   Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологические особенности взрослого человека.                                          Многочисленные исследования показали, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. При незначительном увеличении общего интеллекта в период от 18 до 46 лет соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания.

         В 26-29 лет происходит снижение функций памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам. У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35-39 лет.

В разных науках творческие способности  достигают своего наивысшего расцвета в разном возрасте. Для математику физики, химии — до 30-34 лет; для  медицины, географии — 35-39 лет; для  многих фундаментальных научных  дисциплин, включая философию — 40-55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.

Б. Г. Ананьев показал, что интенсивность  старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего фактора) и образования (внешнего фактора). Становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности человека происходит до 35-летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается интеграция меж функциональных систем, тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между функциями. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знании и навыков затруднены. Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.

Период геронтогенеза (старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 — у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. Роль личности в сохранении индивидуальной организации и регуляции активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований, неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида.

Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности  человека не только в пожилом, но и  старческом возрасте. Здесь, существенную роль играет целый рад факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет  творческая активность личности, которая  способна противодействовать процессам  инволюции. Включенность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров — пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров — скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.              

2.1 Ранняя взрослость (20–40 лет)

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

Взрослый человек может  самостоятельно контролировать ход  своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени  его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы  человека имеет индивидуально обусловленный  характер.

Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в  человеческих отношениях выступает  как основа любви. Чувство любви  имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий  круг эмоциональных явлений, различающихся  глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих  человека переживаний, достигающих  силы страсти.

В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких  как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения  с ребенком, чувство привязанности  и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство  интереса к ребенку, восхищения и  гордости за него.

В основном эмоциональная  сфера человека в этом возрасте уже    сформирована и стабильна.

Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии.

Создание семьи – очень  важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется  человек при создании семьи, будет  зависеть его будущее.

Еще одним важным шагом, которым  человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая  данный выбор, руководствуется практическими  соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией  на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.

Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы  мотивации труда: заработная плата  и материальное поощрение. Человек  уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и  уровень притязаний.

На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет  воплотить в жизнь нереализованный  потенциал личности.

Таким образом, каждая сфера  человеческой активности характеризуется  специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией  и разнообразием межличностных  отношений, досуг – реализацией  личностного потенциала.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.

Информация о работе Ведущая деятельность в период взрослости