Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:58, реферат
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.
1. Введение.
2. История.
3. Характеристики стиля.
4. Романская архитектура.
5. Романский стиль в интерьере.
6. Мебель романского стиля.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
2. История.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
Романская архитектура характеризуется глубокой теологичностью. На первое место выходит форма, единство элементов, соразмерность, порядок. Данный стиль является общеевропейским, национальные традиции в нем почти отсутствуют. Архитектура строга, она лишена каких-то излишеств. Стены массивные, окна очень узкие. Изящество и вкус отходит на второй план, уступая место практичности. При этом окна могут быть не только стандартных форм, то есть круглые или четырехугольные, но также иметь форму глаз, ушей либо трилистника. Ставни делаются из холста.
Романский стиль в архитектуре отдает приоритет всему массивному и громадному. Важно показать в здании мощь и силу его владельца. Во всем чувствуется максимальная простота и чувство меры, рациональность. Сооружения в этом стиле могут оказывать даже давящее ощущение.
В качестве декора стен допускается барельеф, иногда раскрашенный. Внутреннее убранство составляют ковры. Уделяется повышенное внимание свету. Скульптура была неразрывно связана с архитектурой и никакой самостоятельной ценности не имела. Это, вероятно, один из немногочисленных декорирующих элементов в данном стиле. Романская скульптура должна передавать волнение и смятение образов, а также трагичность чувств, божественность.
Романская архитектура впитала в себя дух средневековья, когда душа подавляла телесность, но при этом она находится в смятении и борьбе с собой. Именно в это время появились первые витражи.
Вначале зарождения романского стиля жилые помещения в замках были практически без удобств – пол земляной, стены и потолки каменные, камины не прогревали помещения полностью. В городах тоже были довольно скромные жилища – узкие мрачные комнаты, грубая мебель. Позднее на стенах появляется деревянная обшивка, на полу керамическая плитка и ковры, на потолке окрашенные в разные цвета деревянные балки.
Основной
мотив интерьера того времени
– полуциркульные арки. Основные формы
– прямоугольные и
Окна в постройках романского стиля были довольно разнообразны – круглые, четырехугольные, арочные, иногда принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Главное в окнах было – небольшой размер и широкие, из-за массивных стен, подоконники. Двери тяжелые, дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом. Преобладающие цвета в интерьерах романского стиля коричневый, красный, зеленый, белый.
Мебель в романском
стиле имеет примитивную
В период романского стиля сидели в основном на низких скамьях, стоящих вдоль стен. Только главам знатных семейств полагался отдельный стул. Высота спинки стула отражала степень знатности владельца. Столы того времени имели простую брусочно- дощатую конструкцию и покрывались белыми скатертями. Сундук продолжал оставаться универсальной мебелью и мог служить как кроватью, так и мебелью для сиденья. Наряду с простыми сундуками-скамьями стали появляться более высокие с короткими ножками и дверками – прообразы современных шкафов.
В романском стиле большое значение имеют кровати. Характерная конструкция кроватей – рама на ножках, окруженная низкой решеткой. Чтобы защититься от сквозняков, кровати часто встраивались в стену. В позднем романском стиле, под влиянием Востока, появляются кровати с балдахинами. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас.
Искусство народов
Западной Европы XI – XIII вв., принявших
христианство из рук латинского мира,
- французов, немцев, англичан, шведов,
норвежцев и др., - известно под
именем романского стиля.
Элементами, создавшими раннюю средневековую
цивилизацию, кроме национальных элементов
культуры отдельных народов. Были остатки
среднеримской культуры в их христианской
интерпретации и культуры Византии, являвшейся
наиболее цивилизованной в эту эпоху европейской
страной.
В эту эпоху меблировка жилищ очень проста
и скудна. Первое место среди предметов
обихода занимает сундук, который заменяет
собою стол, стул, кровать и шкаф. Для удобства
передвижения сундуки делают на небольших
колесах с очень крепкой, массивной металлической
оковкой. Позднее, когда сундук занял свое
особое определенное место среди других
предметов обстановки, его делают на довольно
высоких ножках и украшают лицевую сторону
резьбой. Являясь родоначальником всех
других позднее пришедших форм мебели,
сундук вплоть до XVIII в. сохраняет большое
значение в обстановке жилищ, - таковы,
например, свадебные сундуки, богато украшенные
резьбой. Появившаяся мебель для сидения
(кресла и скамьи) целиком состояла из
наборов точеных стержней.
Кроме стульев и кресел на четырех ножках, существовал также точеный треногий табурет, широко распространенный в Западной Европе, начиная от Скандинавского полуострова и до южных границ Франции. Вся эта мебель окрашивалась в яркие цвета. Являясь произведением чисто народного искусства, подобного рода предметы встречаются в крестьянских домах почти до конца XVIII веке. Сколоченная, из досок мебель для сидения встречается в романскую эпоху гораздо реже, преимущественно у скандинавских народов, у которых сохранился целый ряд кресел и стульев со сквозной и плоской резьбой. Мотивами этой резьбы являются фантастические звери, переплетенные ремнями и ветвями. Поставленный вертикально, «на попа», сундук явился прототипом шкафа. Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага. Небольшие розетки, исполненные плоской резьбой, гриффоны по сторонам фронтонов и массивные полосы железной оковки - вот украшение такого романского шкафа. Боковые стенки его соединены с угловыми стойками в шпунт.
Материалом для
изготовления мебели романского стиля
служат ель, кедр и дуб, причем эти
поделочные материалы распределяются
следующим образом. В горных областях
Западной Европы вся романская мебель
делается из мягких пород дерева - ели
или кедра; в нижней части Германии,
Скандинавии и Англии преобладает
дуб. Кровати также очень
При изготовлении
всей этой мебели главная роль принадлежит
плотнику и кузнецу. Формы мебели
романского стиля просты, лаконичны
и примитивны. Ее конструктивные элементы
нередко используются как декоративные
мотивы.
Прямоугольные столы не имеют ножек и
покоятся на двух боковых щитах, соединенных
для прочности довольно массивными (одним
или двумя) брусками. Концы этих щитов,
выходя наружу, заклиниваются кусками
дерева. Никакой резьбы на этих столах
нет. Все украшение состоит из фигурной
вырезки краев боковин. Более сложными
по конструкции являются круглые и восьмиугольные
столы на одной тумбе, с массой шаблонов,
выступов и выемок столярной работы.
В романскую эпоху большинство предметов
мебели относится к обстановке культовых
зданий. Седалища с пюпитрами, ризницы,
церковные шкафы, отдельные - пюпитры для
чтения и т. п. были широко распространены
в культовых зданиях XI-XIII веке. Несложный
ассортимент предметов домашнего обихода
- сундук, стол, кресло, стул, табурет, кровать
и очень редко шкаф - все же встречается
если и не в полном составе, то частично
в домах крестьян, ремесленников и торговцев,
сохраняя свои формы, пропорции и украшения
без всякого изменения в течение нескольких
столетий.
Это чисто народное искусство оказалось
необыкновенно жизненным. Народная мебель
сохраняет в полной неприкосновенности
до XVIII и отчасти до ХХ в. свои излюбленные
романские черты. В культовых же сооружениях
и их обстановке со второй половины XIII
в. распространяется готический стиль,
который подчиняет своему влиянию большинство
стран Западной Европы. Но народный стиль
долго остается незатронутым внешними
влияниями в некоторых, наиболее удаленных
от городской культуры уголках. Повторяя
установленные традицией формы, народная
мебель с течением времени только слегка
облегчает свои пропорции, освобождаясь
в позднейших повторениях от излишнего
запаса материала. В городской же мебели,
начиная с XIV в., уже начинают встречаться
элементы готики, сначала в виде немногочисленных
украшений, нанесенных на романскую конструкцию.