Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:09, дипломная работа
Объект исследования - процесс осознанного получения знаний при обучении младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования: приемы варьирования тестовых задач и способы их решения в курсе математики начальной школы.
Гипотеза – если на уроках математики в начальных классах научить учащихся самостоятельно анализировать условия и требования текстовых задач, соотносить вспомогательную модель к задаче с выбором варианта ее решения, а также решать текстовые задачи разными способами, то уровень осознанности знаний у младших школьников повысится.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Виды текстовых задач и методы их решения в начальной школе ….. 8
1.2. Варьирование текстовых задач при обучении младших школьников 19
1.3. Анализ текстовых задач в разных обучающих программах…………. 24
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ ВАРЬИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
2.1. Сущность и структура осознанности знаний младших школьников … 29
2.2. Проверка знаний младших школьников на начальном этапе …………. 34
2.3. Система задач, направленных на повышение осознанности знаний у младших школьников ………………………………………………………… 43
2.4. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача 2. Витя решил узнать, сколько времени он потратил за неделю на выполнение домашних заданий. Сколько минут он занимался в понедельник, если во вторник он затратил на выполнение домашнего задания 120 минут, в среду - 60 минут, в четверг - 80 минут, в пятницу - 40 минут, а всего в течение пяти дней он затратил на выполнение домашних заданий 500 минут?
Цель: повторить связи между компонентами и результатами арифметических действий, учить решать задачу разными способами
Оборудование: учебник, чертежи на доске.
Учащиеся читают задачу сначала про себя, а затем вслух. Выполняется разбор условия задачи:
Один учащийся выполняет чертеж на доске, остальные работают в тетрадях.
Задача: катер проплыл по озеру за 2 часа 48 километров, а против течения реки за 2 часа он проплыл 46 километров. Какова скорость течения реки?
Цель: повторить связи между компонентами и результатами арифметических действий, учить решать задачу разными способами
Учащиеся читают задачу сначала про себя, а затем вслух. Выполняется разбор условия задачи:
Один учащийся выполняет чертеж на доске, остальные работают в тетрадях.
Выполняется действие:
1) 48:2=24 (км/ч) скорость катера по озеру.
Возникает вопрос. Сколько катер проплывет против течения реки? Выполняется действие:
2) 46:2=23 (км/ч) скорость катера против течения реки.
Раз, у нас есть скорость катера по озеру (то есть скорость катера в стоячей воде) и скорость катера против течения реки, значит, мы можем найти скорость течения реки. Выполняется действие:
Задача. Арбуз и дыня весят 11 кг, причем арбуз тяжелее дыни на 5 кг. Сколько килограммов весит арбуз и сколько весит дыня?
Цель: учить устанавливать связи между данными и искомыми, отрабатывать умение решать задачи разными способами.
Учащиеся читают задачу сначала про себя, а затем вслух. Учитель предлагает детям решить эту задачу разными способами. К доске приглашаются два ученика. Один решает задачу алгебраическим методом, другой – арифметическим методом.
1 ученик. Алгебраический метод. Подробно рассказывает, как он решал эту задачу:
Ученик: По условию задачи составим систему уравнений:
Х + У = 11
Х – У = 5,
Где Х кг – масса арбуза, У кг – масса дыни.
Почленно сложив уравнения системы, получим
2Х = 11 + 5 2Х = 16 Х = 8.
Тогда из первого уравнения находим У = 11 – 8 + 3. Итак, арбуз весит 8 кг, дыня – 3 кг.
2 ученик решает задачу арифметическим методом. Также подробно рассказывает, как он решал эту задачу. Запишем решение по действиям с пояснениями:
Ответ: арбуз весит 8 кг, дыня – 3 кг
Информация о работе Повышение осознанности знаний учащихся путем варьирования текстовых задач