Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа
Объект исследования - процесс постинтернатного сопровождения.
Предмет – условия постинтернатного сопровождения.
Цель исследования – выявить эффективные условия постинтернатного сопровождения.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………....32
Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.
Практически
отсутствует какая бы то ни было
преемственность жизни в
Таким образом, когда для детей – сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.
Большой
проблемой для 90% выпускников является
жилищная проблема. Как правило, дети,
воспитывающиеся в детских
Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель – родитель» и «родитель – ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.
Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди – страшно стыдно.
Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.
Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 – 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования. Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.
В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто – то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.
Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.
Ощущение
сиротства сопровождает выпускников
детских домов на протяжении всей
жизни. От того, насколько благополучно
или неблагополучно сложилась их жизнь,
зависят частота воспоминаний о детстве
и отождествление себя с референтной группой
сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно
или незаслуженно объясняют одиночеством,
воспитанием в детском доме и предвзятым
отношением к ним окружающих. Проблемы
сироты не решаются не только до достижения
им 23 лет, как это предусмотрено законом,
а в течение всей жизни. [16;6]
2.2
Опыт работы по постинтернатному
сопровождению детей
– сирот, и детей оставшихся
без попечения родителей
С недавнего времени на проблему постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей обращается много внимания. Разрабатывается множество программ и систематизируется опыт.
Автор Исрафилова Т.М., директор Бугульминского детского дома, предлагает программу по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников детских домов, название которой «От ростка – до древа жизни».
Целью программы является: создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.
Для эффективного достижения цели система постинтернатного сопровождения выпускников состоит из двух ступеней:
I ступень – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.
Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.
В стенах детского дома ребята получают допрофессиональную подготовку в мастерских - в швейной и столярной; занимаются в кружках художественного рукоделия, а также в кружке вокала, в драматическом, и хореографическом кружках; участвуют в Спартакиаде, посещают тренажерный зал, занимаются в спортивных секциях города: акробатикой, тяжелой атлетикой, бадминтоном, футболом, армрестлингом.
Из числа старших воспитанников сформированы бригады, которые выполняют определенную работу через службу занятости и получают заработную плату. Таким образом, еще находясь в стенах детского дома, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на собственные нужды.
Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет социальный педагог.
Для
обеспечения комплексного сопровождения
индивидуального развития ребенка в воспитательном
процессе создана и успешно работает психолого-медико-
На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме.
Социальная служба детского дома тесно сотрудничает со специалистами Службы сопровождения выпускников.
Одним словом, педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического мира детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов Службы сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.
II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период.
Цель: оказание помощи выпускникам детских домов в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни.
Деятельность по достижению целей постинтернатного сопровождения подразделяется на два основных этапа: подготовительный и деятельный.
Задачей
подготовительного этапа
Подготовительный этап постинтернатного сопровождения выпускников начинается со сбора информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства (фактическое и закрепленное).
Следующий шаг в работе – составление базы данных на выпускников детского дома.
В рамках подготовительного этапа составляется индивидуальный план сопровождения выпускника.
На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, привлечение к работе молодежного актива, организация совместного досуга и отдыха выпускников.
Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору.
На каждого выпускника ведется «Маршрут сопровождения выпускника», где указываются даты, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.
Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры: здравоохранительные учреждения, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения, спонсорская помощь, волонтерское движение.
Для привлечения внешних структур специалистами службы организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах интернатного учреждения, а также с выездом по месту нахождения привлекаемой организации.
Направления работы постинтернатного сопровождения
выпускника.
Выводы
по второй главе
На
основе проблем детей – сирот,
и детей оставшихся без попечения родителей
строится всё постинтернатное сопровождение.
К таким проблемам можно отнести: дети
выпускаются из детского дома с чувством
страха, неуверенности, жилищная проблема,
сложности при поиске друзей и так же тяжело
даётся учёба. Анализ опыта работы показал
нам что, эффективными условиями постинтернатного
сопровождения детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей являются
индивидуальный подход и координация
всех служб. А такие условия как создание
развивающей среды и с событийной общности
детей и персонала являются неэффективными,
так как они должны создаваться тогда,
когда выпускник находится ещё в учреждении
интернатного типа, то есть в допостинтернатный
период.
Заключение