Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс постинтернатного сопровождения.
Предмет – условия постинтернатного сопровождения.
Цель исследования – выявить эффективные условия постинтернатного сопровождения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….…3

Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17

Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22

Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23

2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23

2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

ты моя радость)))).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    Дети, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности, частыми эпизодами  депрессии, неумением устанавливать  эмоциональные и физические границы  в общении, нарушенной полоролевой  идентификацией.

    Ролевой дефицит. Дети, не имеющие родителей, очень часто даже не представляют, что мама и папа должны делать, как строятся взаимоотношения в семье, какие могут быть семейные традиции и ритуалы, как распределить ответственность и обязанности в семье. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье, и т.п. [19;9]

      Так же мы можем выделить ряд следующих  особенностей выпускников детского дома:

        • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

      • низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

      • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

      • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; [14;74]

      • склонность к аддиктивному поведению; [14;75]

    Поведение выпускников в постинтернатной  период, их жизненная позиция во многом является результатом условий  жизнедеятельности и воспитания в детском доме. 
 

    1.3 Условия постинтернатного  сопровождения  

    В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.[27]

    Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:

    − создание развивающей среды и  благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный  способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;[16;4 ]

    − создание событийной общности детей  и персонала, позволяющей  подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;[9;12]

    − индивидуальный подход к ребенку; [9;12]

    − межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской. [16;4]

    Среда развития ребёнка – это комплекс  материально – технических, санитарно  – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и  взрослых в учреждениях интернатного типа.[15;398]

    Названные условия призваны удовлетворять  жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они  должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

    Материально – технические и санитарно – гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.

    Соответствие  этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении,  проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур  и реализации образовательного процесса. Вышесказанное  распишем подробней.

    Здания, помещения, оборудование.

    1. Месторасположение, планировка, размер  и общее техническое обслуживание:

    • наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;

    • наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;

    • соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;

    • утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.

    2.Жилые помещения:

    • поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;

    • наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;

    • наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;

    • количество мест в спальне — не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;

    • наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.

    3.Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).

    4.Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:

    • наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;

    • обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;

    • наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;

    • наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;

    • наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).

    Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.

    Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.

    Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.

    • обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);

    • информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;

    • обеспечение непрерывности лечения детей;

    • ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;

    • включение воспитанников в программы санитарного просвещения;

    • организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;

    • наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров

    у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;

    • организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);

    • соблюдение периодичности медицинских осмотров;

    • проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;

    • проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;

    • наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;

    • организация помощи нарколога в случае формирования аддикций. [13;99]

    Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации  собственно образовательного процесса.

    Требования  к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:

    1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения , реализуемым в интернатном учреждении;

    2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;

    3. требований к среде развития  ребёнка.

    Индивидуальный  подход – принцип отечественной  педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое  взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате  систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка. [24;121]

    Межведомственное  взаимодействие – это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном  сопровождении. Цель заинтересованные ведомств – оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие  позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.[6; 66]

    Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды,  так как в неё входит ряд следующих условий: материально – технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных  ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.  
 
 
 

    Вывод по первой главе 

    Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения  мы пришли к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.

    Но  сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как:  бедность конкретно – чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями,  иждивенческая позиция,  низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей – сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методологические аспекты постинтернатного сопровождения  детей  – сирот,  и  детей  оставшихся без 

попечения  родителей 

    2.1 Выявление проблем  детей – сирот,  и детей оставшихся  без попечения родителей 

Информация о работе Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей