Понятие проекта в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................

Файлы: 1 файл

диплом земкина елизавета 2012 год.docx

— 148.17 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6

1.1.Определение понятия  проект, учебный проект и проектная деятельность.6

1.2. Типология  проектов......................................................................................18

1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23

1.4. Роль учителя и ученика  при выполнении проекта................................ .....31

1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32

Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36

2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................

2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................

2.3. Влияние технологии  проектной деятельности на процесс  усвоения знаний и формирование  познавательных интересов к географии....................

Заключение..............................................................................................................

Библиографический список...................................................................................

Приложение.............................................................................................................

 

 

Введение

 

    Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас, исходя из этого, а так же учитывая потребность образовательных учреждений, нами была определенна тема дипломной работы: «Технология проектной деятельности на уроках географии».

Развитию у школьников указанных навыков, а также самостоятельности, способности к сотрудничеству, самоорганизации, созидательной деятельности способствует применение в образовательном процессе технологии проектной деятельности. Её проблемы являются объектом всестороннего исследования педагогов, методистов и учителей. Теоретико-методические основы проектной технологии рассматриваются в работах Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой,  И.Д. Чечель; исследования основных концептуальных понятий, структуры и опыта организации проектной деятельности содержатся в работах A.B. Леонтовича, Е.М. Гурвич; психолого-педагогические основы. Методические основы применения технологии проектной деятельности в обучении географии рассматривали В.В. Николина, Е.А. Таможняя, И.В. Душина и др. Однако, результаты этих исследований ещё полностью не внедрены в практику массового использования. Применение проектной технологии в школе даёт возможность формирования компетенций и развития личностных качеств в активном познании. Создание учебных проектов оптимизирует и дополняет учебный процесс, стимулирует оригинальность, креативность мышления и способность самостоятельно добывать знания, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Это одна из технологий сохранения мотивированных к географии детей, которые через проектирование знакомятся с методами самостоятельной научной творческой работы и осуществляют профессиональное самоопределение. Это способствует проявлению активной познавательной, исследовательской позиции в рамках быстро меняющегося мира.

Работа с ребятами была направлена на развитие творческих способностей, и повышению интереса к географии, поскольку традиционные уроки не дают в достаточной степени возможности проявления познавательной активности при решении конкретных исследовательских задач.

Объектом исследования является процесс обучения географии

Предмет исследования: технология проектной деятельности

Цель исследования заключается в разработке учебных проектов  и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников

2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы

3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов

4. Провести анализ проектной  деятельности учащихся

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое проектирование – разработка проектов; эмпирические - проведение педагогического эксперимента; создание проектов с учащимися, прямое и косвенное наблюдение за проектной деятельностью учащихся.

Экспериментальная работа проводилась  в период педагогической практики на 4 и 5 курсе на базе МБОУ СОШ №138 и  МБОУ ЛИЦЕЙ №9 города Красноярска. В исследовании принимали участие ученики 7 и 9 класса.

На основе материалов данной работы была написана и опубликована статья «Методика организации проектной  деятельности на уроках географии на примере темы «Население России», в  ежегодном сборнике статей, конференции  «Молодёжь и наука 21 века» в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТА  В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

       1.1. Определение понятия проект и проектная деятельность

 В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и  проектная деятельность. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Сущность понятия "проектная  деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями  как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый  характер, как с точки зрения различных  отраслей научного знания, так и  с точки зрения разных уровней  методологии науки.

Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение  на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и  психологической науки. Обучение проектной  деятельности предполагает учет, как  основных закономерностей педагогического  процесса, так и её психологического содержания.

По мнению Н.В. Матяш проектная  деятельность является интегративным  видом деятельности, синтезирующим  в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное  творческой деятельности. Проектная  деятельность школьников тесно связана  с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.[14]

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным  проектом, предложенные Н.Ю. Пахомовой:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Итак, погружение в учебный  проект иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации  учебной деятельности, как полагает Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления  деятельности учащиеся "добывают" недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся  и учителю для оценки и соответственно самооценки. [23]

Таким образом, сравнительный  анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал  значительное совпадение этапов и их направленности, что позволяет нам  утверждать проектная деятельность, в целом, и учебный проект, в  частности и есть процесс творчества или творческая деятельность.

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед.

Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат : "Проект –  это прототип, идеальный образ  предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых  случаях – план, замысел какого-либо действия". [19]

По К. М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, "через  который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия  к бытию". Автор придает огромное значение проекту как специфической  форме сознания, конституирующей  всякий трудовой процесс. [16]

Помимо основных понятий, связанных  с проблемой нашего исследования, можно обозначить еще целый ряд  понятий, так или иначе имеющих  отношение к проблеме проектной  деятельности школьников. В. И. Аверченков и Ю. А. Малахов употребляют понятие "проектная ситуация", не давая  его точного определения, но неявное  описание этого понятия позволяет  предположить, что под ним понимаются проектировочная деятельность, связанная  с разрешением проблемных ситуаций в процессе творческого проектирования. Проект, проектирование, проектировочная  деятельность, как и ряд других понятий, релевантных понятию проектная  деятельность школьников, необходимо проанализировать с точки зрения соответствия друг другу. Эта информация отражена на (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рис. 1. Отношения между понятиями, связанными с проектной деятельностью школьников (по Матяш Н. В, 2000,с. 123)

В качестве учебной деятельности проектная  деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого  продукта. Тем самым определятся  основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности  понятий (и стоящих за ними видов  деятельности), связанных с проектной  деятельностью школьников.

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и  развития учащихся. Поэтому есть основания  говорить о методах обучения проектной  деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных  творческих проектов.

Как полагает Н. В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному  поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев (табл. 1)

Таблица 1

Методы обучения*

Традиционные методы

Вербальные методы; 
Демонстрация; 
Практические методы; 
Наблюдения; 
Самостоятельная работа с литературой; 
Метод упражнений; 
Исторический метод

Нетрадиционные 
методы

Метод проектов; 
Дизайн-анализ; 
Морфологический анализ; 
Метод фокальных объект; 
Функционально-стоимостный анализ; 
Алгоритмический метод; 
Метод абсурда; 
Метод информационной недостаточности; 
Метод информационной избыточности; 
Метод информационной поддержки; 
Конкурсы творческих проектов.


*Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 2003. С. 39.

Указанные Н. В. Матящ методы кардинально  меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности  в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной  деятельности многообразны, что с  одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей  деятельности на уроке, с другой стороны  требует повышенного внимания и  избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса, так  как многие методы имеют возрастные ограничения.

Проектная деятельность имеет давнюю историю. Со временем идея проектной деятельности изменилась, отмечает Чечель И.Д [27]. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность. В современной педагогике проектную деятельность рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,  исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

На сайте Интернет [http://www.mgpu.ru/] говориться, что формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

При этом педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой (рис. 2).

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

Информация о работе Понятие проекта в учебной деятельности