Понятие проекта в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................

Файлы: 1 файл

диплом земкина елизавета 2012 год.docx

— 148.17 Кб (Скачать)

Думаю целесообразным осуществлять проектную деятельность пошагово.

На первом шаге «этап планирования»  организуется  подготовительная работа, цель которой познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом. Чтобы учащиеся лучше осознали методику предстоящей им работы, предлагается  рассмотреть проект «тайны происхождения географических названий северной и южной Америки». Таким образом, формирую у учащихся представление о ходе проектной деятельности. Предлагаю ребятам самостоятельно продумать ход работы над этим проектом.

Второй шаг нашего проекта  «аналитический этап» заключался  в систематизации и сборке материала  по теме. Распределяются задание в  группе, каждый из ребят получили своё задание. Учащимся было дано неделя времени  для поиска информации.

Через неделю нами было проведено  собрание, где мы систематизировали  материал, просматривали топонимические словари, знакомились,  с названиями руководствуясь номенклатурой.

На этом же этапе мы проанализировали интернет ресурсы, и начали оформление  проекта.

Третий шаг  проекта  «этап обобщение информации»  заключался в оформление проекта, и  подведении итогов работы.

После того, как все полученные результаты удовлетворяют требованиям, то можно переходить к следующему этапу. Но у ребят еще есть возможность посмотреть на результат своей работы «со стороны», тем самым увидеть недостатки, изъяны и откорректировать их.

На четвёртом этапе  создания нашего проекта, участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Ребятам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность с точки зрения выдвинутых требований, отвечают на возникшие в ходе презентации вопросы.

Представляют вниманию всех участников и гостей выполнение задания. Учащиеся, демонстрируют готовый проект, а именно краткий топонимический словарь о теме « северная и южная Америка» [ приложение №1], и карту на которой отмечены все объекты, входящие в словарь. [приложение №2]

2.2. Применение технологии проектной деятельности при изучении темы «Население России» в 9 классе

 Основные цели и задачи проекта:

В ходе прохождения педагогической практики совместно с учениками 9 класса, был разработан проект «Миграция  население на примере моей семьи».

Реализация проекта проходила  во внеурочное время. В проекте принимали участие 8 учеников. Данный проект имеет непрерывную связь с проходимой по программе темой уроков, способствует развитию познавательного интереса к изучению темы «Население России» на примере собственной семьи.

Проект носит информационно  – исследовательский характер.

Основная цель проекта: в ходе изучения курса географии население и  хозяйство России, на примере темы «Население России», создать общее  генеалогическое древо и разработать  карту, где будут отображены миграционные процессы, а так же познакомит учащихся с терминологией по теме миграция, тем самым развить у учащихся интерес к предмету.

Задачи проекта:

  1. развитие познавательной самостоятельности;
  2. формирование и развитие творческих способностей;
  3. формирование опыта самообразования;
  4. самостоятельное добывание знаний через различные источники информации;
  5. показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности;
  6. формировать умение  работать с дополнительной литературой и словарями;
  7. воспитывать у учащихся интерес к этимологии слова, повышать речевую культуру, расширять кругозор;
  8. развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли;
  9. умение слушать и уважать чужое мнение;
  10. анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Требования:

    1. наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи),
    2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
    3. самостоятельная деятельность учащихся;
    4. структурирование содержательной части проекта;
    5. использование исследовательских методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Каждый шаг организации  проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого  шага было познакомить школьников с  сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализована, поскольку  учащиеся успешно самостоятельно организовали работу над проектом.

Но здесь нельзя говорить о том, что учащиеся овладели прочными умениями и навыками, так как продолжительность  этого этапа мала, и он не включал  в себя весь объем материала по проектной деятельности. Теоретический  блок материала изложенного на данном этапе содержал лишь необходимые  данные для организации проектной  деятельности в рамках географии.

Цель второго шага нашей  работы заключалась в осуществлении  работы над проектом.

 Цель была достигнута, поскольку учащимися выполнен  предложенный проект на достаточно  высоком уровне. Деятельность школьников  носила самостоятельный и творческий  характер. Учитель на этом этапе  выступал в роли консультанта, наставника, его задачей на данном  этапе была организация деятельности  учащихся в соответствии с  этапами проектной деятельности  и не допустить стихийный характер  самостоятельности учащихся. Дополнительной  целью для себя мы выдвинули:  определить, насколько сформированы  умения ставить проблемы, выделять  цель и задачи своей работы, а также оценивать результат,  осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение  вести себя в публичном выступлении.  Эта цель была реализована  на последнем собрании.

Третий шаг проделанной  работы – проанализировать проведенную  работу по созданию проекта «Тайны происхождения географических названий на карте северной и юной Америки»

На каждом  собрании   проекта, учащимся предлагалась анкета, по ответам на которую получены следующие  результаты

Вопрос анкеты: «Понравилась ли вам работа над проектом»?


 

 

 

 

 

    

 

 Вопрос анкеты: «Будите ли вы заниматься географией  дополнительно, после   окончания  проекта»?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почти все участникам проекта  понравилось осуществлять проектную  деятельность. Можно посмотреть тенденцию  развития интереса школьников к проектной  деятельности. Причём с каждым последующим  занятием интерес к проекту возрастал. На второй вопрос анкеты ребята ответили в среднем положительно, о чем  можно смело говорить, что проектная  деятельность вызывала у ребят интерес.

Так же мною был проведён небольшой эксперимент, который  показал неплохой результат.

Диаграмма «Влияние проектной  деятельности на успеваемость учащихся»


 

 

 

На зачёте по сдаче номенклатуры, ребята которые принимали участие  в проекте, показали более успешные результаты. Из 30 человек класса на отметку «5», сдали 16 человек из них 10 принимавших участие в проекте, на отметку «4» -  5 человек, остальные  ребята получили отметку «3».

Из этого видно, что  все участники проектной деятельности в той или иной мере овладели умениями, формируемыми в процессе реализации проектной деятельности. Таким образом, можно сказать, что организованная проектная деятельность дала положительные  результаты. Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку  способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые  необходимо найдут применение в повседневной практической жизни ребенка, в курсе изучения многих других дисциплин.


Информация о работе Понятие проекта в учебной деятельности