Понятие проекта в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................

Файлы: 1 файл

диплом земкина елизавета 2012 год.docx

— 148.17 Кб (Скачать)
  • Личных наблюдений и экспериментирования;
  • Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
  • Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через интернет).

Учитель играет роль активного  наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам  проекта; оказывает группам необходимую  помощь, не допуская пассивности отдельных  участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное  понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего  её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для  учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III.   Этап обобщения  информации

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

  • Систематизируют полученные данные;
  • Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
  • Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и  идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление  конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных  результатов работы

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и  способы достижения результата; обсуждают  и готовят итоговое представление  результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

 

1.4. Роль учителя  и ученика при выполнении проекта

 

Самое сложное  для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при  выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно  меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Меняется и  роль учащихся в учении: они выступают  активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах  помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет  большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

 

1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности

    На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) -это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Второй это оценка продукта проектной деятельности согласно следующим критериям:

  1. Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в результате проектной деятельности продукте нашли воплощение исходные цели, принципы, требования к качеству, все ли задачи оказались решены.
  2. Соответствие контексту проектирования. Данный критерий необходим, чтобы соотнести проектный результат с природой той среды, того пространства, в которое он объективно «вписывается»
  3. Соответствие культурному аналогу. Результат, который планируется получить, как правило, изначально соотносится авторами проекта к какому-либо типу (виду, категории) аналогичных социально-педагогических, образовательных продуктов. Это могут быть образовательный стандарт, программа, образовательная система, педагогическая технология, форма работы, творческое задание и т. д. Для каждого из вариантов существуют принятые в социуме способы нормирования и отнесения к тому или иному классу. Декларируя на уровне проектного результата разработку федерального, регионального стандарта, учебного пособия, учебника, образовательной или учебной программы, портала или сайта в Интернете, предполагается, что они будут соответствовать общепринятым требованиям, независимо от того, взрослые или учащиеся (студенты) являются авторами.
  4. Степень новизны. Критерий новизны впрямую примыкает к предыдущему критерию. Проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте. В данном случае социально-педагогическом, образовательном, учебном, воспитательном. Причем в рамках педагогического проектирования значима не только объективная, но и субъективная новизна результата. Новый для субъекта опыт проектной деятельности важен, прежде всего, в педагогическом плане, поскольку обеспечивает его развитие.       
  5. Социальная (практическая, теоретическая) значимость. Этот критерий позволяет оценить степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования или переноса в другие условия.
  6. Гуманитарность. Критерий гуманитарности очень значим, поскольку направлен на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферу его распространения. Представляется, что гуманитарная экспертиза проектных результатов должна войти обязательной составной частью в процедуру оценки любого проекта, связанного с изменением педагогической действительности.
  7. Эстетичность. Оценка проектного продукта по этому критерию также представляется необходимой. В одном случае речь пойдет об оформлении доклада, тезисов конференции, сайта, презентации, текстового материала.
  8. Удовлетворенность участием в проекте. Ее показателями служат субъективные ощущения участников, их желание продолжить опыт участия в проектах. Они могут быть выявлены на основе самооценки или проективных методик. В меньшей степени оценить результат по этому критерию помогают внешние впечатления «сторонних» наблюдателей.
  9. Степень освоения процедур проектирования. В данном случае речь идет о нормированных процедурах, выполнение которых обеспечивает прохождение всех необходимых этапов проектной деятельности, ведущих к получению продукта
  10. Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Если проект удался, то возникают перспективы продолжения «творения будущего» и на уровне полученного продукта, и на уровне межличностных связей.

Выводы к первой главе

В данной главе были рассмотрены такие вопросы как, технология проектной деятельности, метод проектов и их использование в учебном процессе.

Таким образом, из всего  выше написанного можно сделать  следующие выводы. В современный  учебный процесс внедряются новые  методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены  на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный  стиль мышления, который соединяет  в единую систему теоретические  и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал  личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной  школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях, во внеклассной работе либо экспериментальных классах.

 

Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии

 

2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса

«Тайны происхождения  географических названий на карте Америки»

Основные цели и задачи проекта:

В ходе прохождения педагогической практики совместно с учениками 7 класса нами был  разработан  проект «Тайны происхождения географических названий на карте Америки». В проекте принимали участие 11 учащихся.

Реализация нашего, проекта проходила во внеучебное время, поскольку его организация в урочное время считается нами нецелесообразной ввиду нехватки часов, выделенных учебным планом на географию.

Проект имеет непрерывную  связь с проходимой по программе  темой уроков, тем самым способствует развитию познавательного интереса к изучению номенклатуры по теме «южная и северная Америка».

 Проект носит информационно – исследовательский характер.

 Основная цель нашего  проекта: в ходе изучения курса география материков и океанов, на примере южной и северной Америки, создать школьный топонимический словарь, познакомить учащихся с терминологией по топонимики,  тем самым развить у учащихся глубокий и устойчивый интерес к предмету географии, на основе широкой познавательной активности и любознательности.

Задачи проекта:

  1. развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации
  2. развитие познавательной самостоятельности;
  3. формирование и развитие творческих способностей;
  4. усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;
  5. формирование опыта самообразования;
  6. самостоятельное добывание знаний через различные источники информации;
  7. показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности;
  8. формировать умение  работать с дополнительной литературой и словарями;
  9. воспитывать у учащихся интерес к этимологии слова, повышать речевую культуру, расширять кругозор;
  10. развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли;
  11. умение слушать и уважать чужое мнение;
  12. анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

    Требования:

    1. наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи),
    2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
    3. самостоятельная деятельность учащихся;
    4. структурирование содержательной части проекта;
    5. использование исследовательских методов.

 

 Планируемые результаты проекта

В ходе работы над проектом учащиеся должны освоить терминологию по теме «топонимика", познакомиться и выучить номенклатуру по теме «северная и южная Америка».

Отобрать и проанализировать дополнительную литературу по данной теме, научиться  составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Ребята в ходе работы над  проектом должны научиться систематизировать  собранные материал, освоить навыки работы с принтером, сканером, компьютером.

Работа проекта планируется  поэтапно:

1. Планирования

Создаётся рабочая группа, и составляется план  проекта.

Учащиеся должны заинтересоваться предложенной темой и начать поиск  информации. Так же проводится первое собрание по работе над проектом, где  учитываются все пожелания, и  распределяется работа.

2. Аналитический этап

Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Сформированные группы распределяют роли. Роли школьники выбирают себе самостоятельно, но важно, чтобы все виды предстоящей работы были выполнены.

3. Систематизирование и  анализ собранной информации

Собранная информация обрабатывается и анализируется. Составляется словарик по топонимике северной и юной Америки.

 Этапы реализации проекта

Как показывает практика, и  исследования многих ученных наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Детям  нравится работать с тем материалом, который они могут перенести  в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.

Информация о работе Понятие проекта в учебной деятельности