Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации
Необходимое условие успешной
работы с информацией – ясное
понимание каждым учеником цели работы
и критериев отбора информации. Задача
учителя – помочь группе определить
эти критерии. Обработка полученной
информации – это прежде всего
её понимания, сравнение, отбор наиболее
значимой для выполнения поставленной
задачи. Учащимся потребуются умение
интерпретировать факты, делать выводы,
формировать собственные
III. Этап обобщения информации
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
Учителю необходимо проследить,
чтобы учащиеся обменивались знаниями
и умениями, полученными в процессе
различных видов работ с
IV. Представление полученных результатов работы
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
1.4. Роль учителя
и ученика при выполнении
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
Меняется и
роль учащихся в учении: они выступают
активными участниками
Даже неудачно
выполненный проект также имеет
большое положительное педагоги
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности
На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) -это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Второй это оценка продукта проектной деятельности согласно следующим критериям:
Выводы к первой главе
В данной главе были рассмотрены такие вопросы как, технология проектной деятельности, метод проектов и их использование в учебном процессе.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях, во внеклассной работе либо экспериментальных классах.
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса
«Тайны происхождения географических названий на карте Америки»
Основные цели и задачи проекта:
В ходе прохождения педагогической практики совместно с учениками 7 класса нами был разработан проект «Тайны происхождения географических названий на карте Америки». В проекте принимали участие 11 учащихся.
Реализация нашего, проекта проходила во внеучебное время, поскольку его организация в урочное время считается нами нецелесообразной ввиду нехватки часов, выделенных учебным планом на географию.
Проект имеет непрерывную связь с проходимой по программе темой уроков, тем самым способствует развитию познавательного интереса к изучению номенклатуры по теме «южная и северная Америка».
Проект носит информационно – исследовательский характер.
Основная цель нашего проекта: в ходе изучения курса география материков и океанов, на примере южной и северной Америки, создать школьный топонимический словарь, познакомить учащихся с терминологией по топонимики, тем самым развить у учащихся глубокий и устойчивый интерес к предмету географии, на основе широкой познавательной активности и любознательности.
Задачи проекта:
Требования:
Планируемые результаты проекта
В ходе работы над проектом учащиеся должны освоить терминологию по теме «топонимика", познакомиться и выучить номенклатуру по теме «северная и южная Америка».
Отобрать и проанализировать дополнительную литературу по данной теме, научиться составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Ребята в ходе работы над проектом должны научиться систематизировать собранные материал, освоить навыки работы с принтером, сканером, компьютером.
Работа проекта планируется поэтапно:
1. Планирования
Создаётся рабочая группа, и составляется план проекта.
Учащиеся должны заинтересоваться предложенной темой и начать поиск информации. Так же проводится первое собрание по работе над проектом, где учитываются все пожелания, и распределяется работа.
2. Аналитический этап
Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Сформированные группы распределяют роли. Роли школьники выбирают себе самостоятельно, но важно, чтобы все виды предстоящей работы были выполнены.
3. Систематизирование и анализ собранной информации
Собранная информация обрабатывается и анализируется. Составляется словарик по топонимике северной и юной Америки.
Этапы реализации проекта
Как показывает практика, и исследования многих ученных наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.