Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Рис. 2. Педагогическая эффективность метода проектов
В настоящее время авторы дают различные определения проекту:
Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. [27]
Процесс выполнения творческих
проектов на каждом из этапов обучения
предполагает не только комплексное
использование учащимися
Под проектной деятельностью следует понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимся учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения. [29]
Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому, в литературе даются различные определения.
Метод проектов - целенаправленная,
в целом самостоятельная
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем [27] или иным образом или это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
В методической литературе существует две точки зрения на то, что лежит в основе метода проектов.
Первая точка зрения представлена на одном из сайтов интернета[http://www.mgpu.ru]. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - достояние учащегося, соединяющий знания и умения, компетенции и ценности.
Вторая, точка зрения представлена у Горбуновой Н.В и Кочкиной Л.В. [4]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говорится именно о решении какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных приемов, с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности:
· коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
· личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
· социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
· литературно - лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;
· художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;
· технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.
Но в методической и педагогической литературе имеется материал, в котором описаны причины, мешающие успешному внедрению метода проектов в педагогическую практику школы, а также проблемы, возникающие при внедрении данного метода.
Метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. Проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время. Это тоже не всегда возможно.
Несмотря на перечисленные трудности внедрения метода проектов, некоторые учителя применяют его в своей образовательной практике. Для привлечения учителей к овладению методом проектов существует система проведения конкурсов проектов. Министерство образования РФ в 2000 году направило органам управления образованием субъектов Российской Федерации, институтам повышения квалификации работников образования методическое письмо «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология», в котором говориться, что метод проектов имеет особую значимость в учебно-воспитательном процессе технологической подготовки.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели, и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
1.2. Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская, поисковая, творческая,
ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
ознакомительно-
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации
проекта: непосредственный (жесткий,
гибкий), скрытый (неявный, имитирующий
участника проекта, характерно
для телекоммуникационных
4. Характер контактов
(среди участников одной школы,
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
При выполнении проекта ученик:
- Структурирует проект
в логике научного
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и
задачи проектного
- Определяет методы
- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
2. Информационные.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование); обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видео); презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции).
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;