Понятие проекта в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке учебных проектов и их экспериментальная проверка на учащихся для выявления эффективности данной технологии. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты технологии метода проектов в процессе обучения школьников
2. Разработать учебные проекты по разделам школьной географии для средней и старшей школы
3. Провести педагогический эксперимент по реализации разработанных проектов
4. Провести анализ проектной деятельности учащихся

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие проекта в учебной деятельности.............................................6
1.1.Определение понятия проект, учебный проект и проектная деятельность.6
1.2. Типология проектов......................................................................................18
1.3. Этапы проектной деятельности....................................................................23
1.4. Роль учителя и ученика при выполнении проекта................................ .....31
1.5. Критерии оценки результатов проектной деятельности...........................32
Глава II.Использование технологии проектной деятельности на уроках географии...............................................................................................................36
2.1. Разработка учебного проекта для 7 класса «Тайны происхождения географических названий на карте Америки»....................................................
2.2.Применение технологии проектной деятельности при изучении «Население России» в 9 классе............................................................................
2.3. Влияние технологии проектной деятельности на процесс усвоения знаний и формирование познавательных интересов к географии....................

Файлы: 1 файл

диплом земкина елизавета 2012 год.docx

— 148.17 Кб (Скачать)

а) предполагает возможность  диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью  коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных  этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных  учреждениях различного типа.

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Педагогическая эффективность метода проектов

В настоящее время авторы дают различные определения проекту:

 Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. [27]

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное  использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также  свой личный опыт. Это создает благоприятные  условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость  в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектной деятельностью следует понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение - организация  образовательного процесса, направленная на решение обучающимся учебных  задач на основе самостоятельного сбора  по данным признакам и интерпретации  информации, обязательного обоснования  и корректировки последующей  продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой  личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения. [29]

Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому, в литературе даются различные определения.

Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта. [20]

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем [27] или иным образом или это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

В методической литературе существует две точки зрения на то, что лежит в основе метода проектов.

Первая точка зрения представлена на одном из сайтов интернета[http://www.mgpu.ru]. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - достояние учащегося, соединяющий знания и умения, компетенции и ценности.

Вторая, точка зрения представлена у Горбуновой  Н.В и Кочкиной Л.В. [4]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говорится именно о решении какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных приемов, с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности:

· коммуникативных, которые  развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

· личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

· социальных: способности  к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

· литературно - лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;

· художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;

· технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Но в методической и  педагогической литературе имеется  материал, в котором описаны причины, мешающие успешному внедрению метода проектов в педагогическую практику школы, а также проблемы, возникающие  при внедрении данного метода.

    Метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста.  Проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время. Это тоже не всегда возможно.

Несмотря на перечисленные  трудности внедрения метода проектов, некоторые учителя применяют  его в своей образовательной  практике. Для привлечения учителей к овладению методом проектов существует система проведения конкурсов  проектов. Министерство образования РФ в 2000 году направило органам управления образованием субъектов Российской Федерации, институтам повышения квалификации работников образования методическое письмо «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология», в котором говориться, что метод проектов имеет особую значимость в учебно-воспитательном процессе технологической подготовки.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели, и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • презентации хода своей деятельности и результатов;
  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). [19]

 

 

1.2. Типология проектов

 

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3.  Характер координации  проекта: непосредственный (жесткий,  гибкий), скрытый (неявный, имитирующий  участника проекта, характерно  для телекоммуникационных проектов).

4.  Характер контактов  (среди участников одной школы,  класса, города, региона, страны, разных  стран мира).

5.   Количество участников  проекта. 

6.   Продолжительность  проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции  учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

По доминирующему в  проекте методу:

1. Исследовательские. 

Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта  для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе  экспериментальных и опытных  работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект  в логике научного исследования,

- Включает в проект  аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и  предмет исследования,

- Обозначает цели и  задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения  проблем,

- Осваивает новое опытным  путем,

- Оформляет проект в  виде выводов,

- Подтверждает или опровергает  гипотезу,

- Выходит на новый спектр  проблем.

2. Информационные.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта  с этой информацией, ее анализ и обобщение  фактов, предназначенных для широкой  аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта  может быть обозначена следующим  образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том  числе электронные, интервью, анкетирование); обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видео); презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции).

- Задает жесткую структуру  проекта, предусматривающую систему коррекции;

Информация о работе Понятие проекта в учебной деятельности