Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:39, дипломная работа

Краткое описание

Наряду с остальными предметами, изучаемыми в школе, иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий личность потенциал. А внедрение современных технологий помогает еще больше задействовать воспитательный потенциал.

Сейчас в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, предлагающий опору на творчество учеников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяющий организовать обучение в сотрудничестве.

Одной из таких школ, где широко применяется метод проектов, является общеобразовательная школа №5. Для исследования был выбран 6 класс, в котором метод проектов используется как обобщающее задание в конце каждого раздела.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 117.44 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ 
 
 

Выпускная квалификационная работа

по  методике обучения английскому  языку 

Подбор  и адаптация заданий  для переработки 

информации  при выполнении учебного проекта в 6 классе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………5
 
    1. Метод проектов……………………………………………………......5
 
    1. Этапы работы над проектом……………………………………….....9
 
    1. Критерии  оценивания проекта……………………………………...14
 
    1. Организация метода проектов на уроке……………………………15
 
    1. Способы работы с информацией……………………………………17
2. Практическая  часть…………………………………………………………19
  2.1. Анализ ситуации……………………………………………………….19
  2.2. План опыта……………………………………………………………..21
  2.4. Описание  проведения дополнительных заданий  на выбор информации…………………………………………………………………22
  2.5. Методические  рекомендации по проведению заданий  на выбор информации в классе……………………………………………………….27
  Заключение………………….........................................................................29
  Список используемой литературы………………………………………...31
  Приложения…………………………………………………………………32
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Наряду  с остальными предметами, изучаемыми в школе, иностранный язык имеет  огромный воспитательный и развивающий  личность потенциал. А внедрение  современных технологий помогает еще  больше задействовать воспитательный потенциал.

     Сейчас  в практике обучения иностранным  языкам в школах широко используется метод проектов, предлагающий опору  на творчество учеников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяющий организовать обучение в сотрудничестве.

     Одной из таких школ, где широко применяется  метод проектов, является общеобразовательная  школа №5. Для исследования был  выбран 6 класс, в котором метод  проектов используется как обобщающее задание в конце каждого раздела.

     В процессе исследования учебной деятельности учащихся и на основании результатов  анкет и наблюдения была выявлена такая проблема как переработка полученной информации. Так как учащиеся работают дома с полученной информацией, они испытывают трудности с выбором нужной информации, что впоследствии отражается на качестве выполнения проекта.

     Целью ВКР является разработка дополнительных заданий для переработки информации необходимой при выполнении учебного проекта.

     Задачи  ВКР:

  • Рассмотреть особенности проектной деятельности, проанализировав научно-методическую литературу.
  • Подобрать и адаптировать специальные задания для переработки информации.
  • Проверить на практике целесообразность использования заданий для переработки информации.
  • Сделать выводы.

     Объектом  ВКР – является процесс изучения учебной деятельности учащихся.

     Предмет ВКР – задания для работы с  полученной информацией при выполнении проекта в 6 классе.

     В процессе исследования были использованы такие инструменты сбора данных как наблюдение, анкета, интервью с  учителем, работа с документацией.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Метод проектов

     Рассматривая  метод проектов необходимо определить, что такое проект в целом. Проект – это вид творческой работы, выполняемой обычно в конце изучаемой  темы. Его использование обеспечивает подлинное общение. Он включает исследование и презентацию. Проект дает возможность  учащимся почувствовать, что иностранный  язык – это не цель, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается  реальная ситуация деятельности: ученики  интервьюируют людей, пишут статьи, рисуют плакаты. Часто для подготовки ученики используют современные  технологии, такие как видеофильмы, компьютерные программы, Интернет. Использование  современных технологий дает возможность  изучать практику жизни в реальном информационном пространстве ([5], c.72).

     В отличие от  других технологий, где  ученики остаются более или менее  пассивными, проектная методика помогает включить учащихся в реальное общение, увидеть реальные результаты своего труда.

     Не  следует путать проект в проективном  образовании и метод проектов, так как они отличаются друг от друга. В методе проектов проект является средством обучения, средством усвоения определенного учебного материала.

     Доктор  педагогических наук  Е.С.Полат определяет метод проектов как «определенным  образом организованную, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая  предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического  выхода, но организацию процесса достижения этого результата» ([8], c.31).Исходя из этого, можно сделать вывод, что метод проектов – специально организованная исследовательская деятельность учащихся, предусматривающая организацию и достижение результата.

     Е.С.Полат  выделяет ряд следующих требований, с помощью которых возможно использование  метода проектов в любой школе:

    1. Наличие проблемы или задачи, требующей исследовательского поиска ее решения;
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
    3. Самостоятельная деятельность участников;
    4. Указание поэтапных результатов и распределение ролей;
    5. Использование исследовательских методов.

         Можно выделить две основных категории  использования метода проектов: первая категория проектов, не связанная  с материалом учебника, в то время  как вторая осуществляется параллельно  с изучаемой темой.

         К первой категории можно отнести  проекты автора Дианы Фрид-Буд. Один из проектов называется  “Путеводитель по баням” (“WheelchairUser’sGuidetoBath”) ([15], c.195). Сначала ученики обследовали бани, рассматривали, свободным ли был доступ к общественным местам для всех людей. Конечным результатом этих исследований была экскурсия. Она была по-настоящему ценным этапом работы, так как помогла достичь коммуникативной цели. Этот проект, как и многие другие, было возможно осуществить, поскольку он был сделан в англоговорящей обстановке. Похожие проекты можно осуществить и не в англоговорящей среде.

         Тему  проекта предлагают учащиеся, а учителю  необходимо продумать какой языковой материал необходимо повторить и  обсудить заранее вопросы, рассматриваемые  в течение работы над проектом.

         Одним из достоинств такого подхода является постоянное обсуждение работы над проектом в классе. В процессе такого общения  происходит социализация, реализуются  компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество.

         Испанские педагоги Рамон Рибе и Нурия Видал, авторы второй категории проектов, осуществляемых параллельно с изучаемой  темой, считают: «изучение с помощью  метода проектов происходит по трем параллелям, готовящим школьников к выполнению проекта» ([6], c.38). Под параллелями предполагаются специально организованные упражнения, предваряющие разработку проекта. Первая параллель предполагает развитие коммуникативных способностей в рамках определенных лексических тем. Во второй к этому добавляется навык сбора и отбора информации. Третья предусматривает аналогичные второй параллели задания, но в более широком аспекте.

         Рамон Рибе и НурияВидал, считают, что «реальная  разработка проходит как пошаговое  движение по второй и третей параллелям» ([6], c.40).В процессе работы над проектом участники выполняют каждый шаг как отдельный мини-проект.

         Проанализировав подходы к использованию метода проектов при обучении учащихся иностранному языку, далее логично будет рассмотреть, как проект способствует реализации задач воспитания при обучении учащихся иностранному языку.

         По-мнению психологов падение интереса к обучению напрямую связанно с разрывом процесса обучения с реальными мотивами обучения.

         Наиболее  реальным путем формирования мотивации  является обращение к действительно  интересным для учеников проблемам. Знания становятся лишь тогда значимыми, когда они находят воплощение в реальной жизни.

         Темы  проектов способствуют развитию интереса к учебе, приобщению к различным  видам культуры. Например, проекты, предполагающие сравнить историю своей  страны и историю страны изучаемого языка, помогают развить чувство  патриотизма и национального  достоинства.

         Также мотивация может быть вызвана  стремлением к общению в процессе усвоения и восприятия информации. Выбор темы зависит от интереса и  важности проблемы или задания, связывая тем самым учебный процесс  с реальной жизнью. 

         Работа  над проектом подразумевает самостоятельную  работу по решению поставленной проблемы, подбору материала, умений найти  пути решения проблемы и так далее. Благодаря этому у ученика  развиваются интеллектуальные способности, целеустремленность, настойчивость, творческие способности, навыки работы в группе, ответственность. Работа над проектом помогает усовершенствовать отдельные  аспекты языка, обучить речевому этикету.

         Проектная деятельность обладает не только достоинствами, но и такими  недостатками как: переоценка возможностей, что может привести к стрессовой ситуации учеников, из-за нереальности уложиться в отведенные сроки; также технические накладки могут повлиять на конечный результат. Как правило, бывает при работе, в  группе, что есть люди, которые делают основную работу и есть, которые  не делают ничего. Поэтому очень  важно организовать деятельность учащихся так, чтобы работа была распределена равномерно. Для этого можно воспользоваться  принципами, которые выделила Е.С.Полат  ([6], c.46):

    1. Поощрение за проделанную работу получают все члены группы;
    2. Каждый ученик лично отвечает за успех или неуспех группы;
    3. Все учащиеся имеют равные возможности, получить очки для своей команды.

     Этими принципами можно воспользоваться  для работы со слабыми учениками, так как, это помогает чувствовать  свою значимость и необходимость  в общей работе.

     Однако, несмотря на недостатки, проектная  деятельность является адекватной технологией  личностно-ориентированного образования. Она дает возможность включить ученика  в различные среды.

     Обычно  проекты предусматривают работу в группах. Такая работа очень  эффективна в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью  является общение. Работая над проектом, ученики удовлетворяют свою потребность  в общении. Также во время работы развивается один из компонентов  компетентностного подхода –  умение работать в группе.

Информация о работе Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта