Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:39, дипломная работа

Краткое описание

Наряду с остальными предметами, изучаемыми в школе, иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий личность потенциал. А внедрение современных технологий помогает еще больше задействовать воспитательный потенциал.

Сейчас в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, предлагающий опору на творчество учеников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяющий организовать обучение в сотрудничестве.

Одной из таких школ, где широко применяется метод проектов, является общеобразовательная школа №5. Для исследования был выбран 6 класс, в котором метод проектов используется как обобщающее задание в конце каждого раздела.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     Метод проектов обладает рядом особенностей. Проект – межтематическое задание, которое требует знаний из различных  образовательных областей. Также  способствует включению иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую. И, наконец, это сочетание самостоятельной  работы учащегося с работой в  паре, группе, а это в свою очередь  требует постановки проблемы, способов ее решения, подборки подходящего материала, его систематизации и презентации  полученного результата, что также  является компонентами компетентностного  подхода.

     Проектная деятельность помогает ученикам овладеть умениям и навыкам, обеспечивающим социальную адаптацию в обществе. Также способствует разностороннему  развитию личности, формированию самостоятельности. Прагматические проекты, например, способствуют социализации личности через конкретную практическую деятельность.

     Использование метода проектов изменяет роль учителя. Здесь он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя. Его главной  задачей является не передача конкретных знаний, а передача способовдеятельности. Такая форма работы помогает учителю  реализовать на практике личностно-ориентированное  воспитание и обучение.  

    1. Этапы работы над проектом

     Рассмотрев  метод проектов, его особенности, достоинства и недостатки, далее  логично остановиться на этапах работы над проектом.

     Работа  над проектом имеет следующую  структуру ([5], c.75):

    • Предварительный этап (целеполагание и планирование);
    • Основной этап (выполнение проекта);
    • Заключительный этап (защита проекта).

     Первый  этап призван создать мотивацию  для выполнения работы. Во время  разработки темы, учитель продумывает  конкретные ситуации для каждого  ученика, в зависимости от его  интересов, потенциала, как он усваивает  материал.

     Выбор темы зависти от конкретной ситуации. Тема может быть выбрана в рамках учебника, ее может предложить сам  учитель с учетом учебных и  воспитательных задач, а также сами учащиеся.

     Обычно  темы проектов относятся к практическому  вопросу, актуальному в жизни  ученика, требующие включить его  собственный жизненный опыт. Также  тема проекта может относиться и  к теоретическому вопросу, который  требует углубления знаний по нему. Задача учителя здесь предложить ученику выбрать то задание, которое  ему интересно, которое он может  решить самостоятельно.

     Введение  темы, ее обсуждение, комментирование  также способствует развитию коммуникативной  компетенции. Основные виды деятельности на этом этапе это аудирование, так  как ученики слушают друг друга  внимательно, чтоб быть готовым обсуждать, так же говорение, иногда ознакомительное  чтение.

     На  предварительном этапе ученикам следует обсудить в группе такие  вопросы как: главная идея проекта; источник информации; как будет выглядеть  готовый проект; способ преподнесения  информации; распределение обязанностей в группе: кто за что отвечает.

     Деятельность  учителя на этом этапе заключается  в мотивации учащихся, объяснении задачи, организации учеников в группы, наблюдение и консультирование. Учащиеся же на этом этапе уточняют задание, определяют содержание проекта, источники  информации, способы оформления, распределяют обязанности в группе, формулируют  цели проекта и возможный продукт. Для успешного выполнения проекта  очень важны взаимоотношения  и взаимопонимание между самими учащимися. Поэтому очень важно  правильное формирование группы на первом этапе.

     Гуманитарная  парадигма предполагает активное сотрудничество взрослого (учителя) и ученика. Работая  вместе, ученик имеет возможность  совместно анализировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения, делать определенные выводы. Также совместная работа меняет стиль общения.

     На  втором этапе происходит осуществление  сбора информации, обсуждение первых результатов в группе. От того, насколько  успешно и качественно будет  извлечена необходимая для реализации проекта информация, зависит и  конечный результат.

     Первый  анализ важен, так как он является показателем, как идет работа, создает  комфортные условия для учеников. Также он помогает понять, удачен ли способ самореализации. Для анализа  необходимо вести дневник, где формулируется  отношение к разработке проекта. Также он помогает фиксировать каждый шаг, наиболее удачные методы работы и анализировать деятельность каждого  ученика, оценивать свое продвижение. Учителю дневник помогает ознакомиться со спецификой переживания, ролевых  конфликтов.

     На  этом этапе учащиеся используют все  четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, когда  учащиеся читают необходимую литературу, письмо во время ведения дневника.

     Описание  второго этапа работы дает основание  для выделения основных видов работы учителя и учащихся на втором этапе. Работа учителя не очень отличается от работы на первом этапе. Как и там, учитель наблюдает и консультирует, также дает советы, помогает с подбором источников, при необходимости снабжает ими, проверяет черновики. Ученики на этом этапе собирают информацию на бумаге или на электронных носителях; анализируют, обрабатывают, структурируют полученную информацию, изготовляют черновики; и, наконец, оформляют проект.

     На  последнем этапе проект представляют, обсуждают презентации и полученные результаты.

     Ученики самостоятельно собирают материал и  обсуждают итоговую презентацию. Учитель  же только отслеживает работу.

     Наиболее  интересная часть на этом этапе, конечно  же, презентация проекта. От того, как  она пройдет, зависит желание  учащихся выполнять следующий проект. Хотя ученики сами выбирают способ презентации, учитель должен знать  этот способ, кто, что будет делать, для того чтобы создать условия  каждому для личностной самореализации.

     Публичное выступление помогает ученику проявить себя. Выступая с докладом, учащиеся учатся правильно держаться, преодолевать застенчивость, скованность. Не менее  важной в такой ситуации является оценка окружающих, одобрение или  критическое замечание. Важно наличие  критериев оценивания, разработанных  учителем или совместно с учениками. Критерии  должны быть представлены учащимся до начала работы над проектом.

     Конечный  продукт может быть представлен  в любом виде. Этоможет быть доклад, стенгазета, постер с подписями на английском языке, раздаточный материал и так далее. Оформить проект также можно различными способами. Это может быть и бумажная версия, выполненная карандашом, фломастерами, красками. Можно проекты создавать с использованием компьютерных программ. Проект может быть выполнен и в виде фильма.

     Учителю необходимо знать способ презентации, так как это поможет ученику  избежать проблем во время устного  доклада. Учитель с учеником заранее  обсуждают тему выступления, его  план и длительность. Когда одна группа представляет свой проект, остальные  делают записи. Это поможет им в  дальнейшем анализировать, дать комментарии  и предложения. По окончанию презентаций, ученики анализируют проекты, дискуссируют, выражают свое мнение. В начале работы с классом, учитель может столкнуться  с такой ситуацией, когда никто  ничего не захочет прокомментировать. Поэтому учителю важно заранее  подготовиться к такой ситуации. Для начала он может сам начать обсуждение, задать вопросы – главная  его задача включить учеников в обсуждение. После презентации учитель вместе с учащимися обсуждает трудности  и пожелания на будущее. Здесь  очень важно, чтоб ученики проявили самокритичность.

     На  основании вышесказанного можно  выделить деятельность учителя и  учащихся. Учитель здесь продумывает  ход работы; участвует в коллективном анализе и оценки результатов  проектной деятельности, поощряет участников дискуссии; выставляет оценки. Ученики  защищают проект; готовят возможные  вопросы к авторам других проектов; участвуют в коллективной оценки результатов деятельности. Речь становиться  основным видом деятельности.

     Можно эти три этапа, описанных выше, разбить на более мелкие. Следуя пособию под редакцией В.В.Копыловой можно выделить следующие этапы ([6], c.62-68):

    • Подготовка;
    • Планирование;
    • Исследование;
    • Обсуждение результатов;
    • Представление и/ или отчет по выполненному проекту;
    • Оценка результатов проекта и общего хода работы над ним;
    • Планирование тем будущих проектов.

     В заключение следует отметить, что  в разных пособиях по-разному выделены этапы работы над проектом. Нельзя с определенной точностью сказать, чья точка зрения правильная. Однако во всех них можно найти следующие  схожие этапы: постановка целей и  задач проекта; его выполнение; защита проекта. Хотя они и могут иметь  другие названия, суть их от этого не меняется.

     Важно разделить работу над проектом на этапы, так как это значительно  облегчит работу. Однако как разделить  работу, на какие этапы – это  решение самого учителя. Он (учитель) лучше знает свой класс, своих  учеников, их возможности и способности. 

    1. Критерии  оценивания

     Оценить проект не так легко. Все видят  по-разному проблему, задачу, тему и  пути решения проблемы. Трудность  заключается еще и в том, что  проект – это вид творческой работы. Поэтому он может быть оценен по следующим параметрам: устное выступление  и оформление проекта. Критерии оценивания проекта могут быть выделены учителем, либо совместно с учащимися в  ходе работы над проектом. Оцениваются  усилия каждого ученика и группы в целом.

     Устное  выступление может быть оценено  по следующим критериям ([5], c.78):

    • Содержательная сторона выступления: как логично был представлен материал. Как полно была представлена тема, проблема;
    • Фонетическое звучание: была ли использована подходящая интонация, соблюдены ли паузы и логическое ударение;
    • Выразительность (артистичность);
    • Оригинальность формы подачи материала;
    • Умение реагировать на вопросы оппонентов: как ученики отвечают на вопросы, их активность и готовность аргументировать свою точку зрения.

     При рассмотрении оформления принимаются  во внимание:

    • Аккуратность: нет ли исправлений;
    • Привлекательность дизайна для большинства присутствующих;
    • Грамотность и логичность изложения материала.

     Данные  критерии лишь пример того, как может  быть оценен проект. Как оценить  проект, что в нем оценивать  – это должен решить сам учитель. Критерии оценивания зависят от  поставленных учителем целей. Но в любом  случае критерии должны быть известны ученикам. 

    1. Организация метода проектов на уроке

     Хорошо  разработанный проект требует достаточно большого времени, усилий, поэтому планировать  проект следует, когда ученики менее  всего загружены учебой, для того чтобы у учеников было достаточно времени для подготовки, поиска материала.

     Е.С.Полат  разработала типологию проектов в соответствии с их признаками ([6], c.32). На основании доминирующего в проекте метода, она выделила следующие типы проектов:

    1. Исследовательские, требующие продуманную структуру проекта, четко сформулированные цели;
    2. Творческие, требующие заранее договоренных планируемых результатов;
    3. Ролево-игровые, где результаты могут быть заранее договорены, а могут проявляться ближе к концу работы;
    4. Практико-ориентированные, требующие четкой цели деятельности участников, продуманной структуры.

     По  характеристике контактов проекты  могут быть:

    1. Внутренние или региональные проекты;
    2. Международные проекты, имеющие место при школьных обменах.

     По  доминирующему предметно-содержательному  аспекту проекты могут быть:

    1. Монопроекты, где необходима четкая структуризация, обозначенные цели и задачи, заранее продуманная форма презентации.

     Изучив  типологию проектов, разработанную  Е.С.Полат, можно прийти к выводу, что организовать проект можно различными способами.

     Например, организация исследовательского типа проектов. Данный проект называется “Доклад  о курении” (“TheSmokingReport”). Проект состоит из нескольких ступеней: на первой ступени учащиеся сообщают о своих намерениях в написании проекта о курении, на следующих ступенях идет сбор информации, ее структурирование, и, наконец, презентация проекта. После презентации группами проектов, идет обсуждение.

Информация о работе Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта