Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:39, дипломная работа

Краткое описание

Наряду с остальными предметами, изучаемыми в школе, иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий личность потенциал. А внедрение современных технологий помогает еще больше задействовать воспитательный потенциал.

Сейчас в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, предлагающий опору на творчество учеников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяющий организовать обучение в сотрудничестве.

Одной из таких школ, где широко применяется метод проектов, является общеобразовательная школа №5. Для исследования был выбран 6 класс, в котором метод проектов используется как обобщающее задание в конце каждого раздела.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     Такой проект требует дедукции от учащихся. Он занимает две недели работы.

     Данный  пример является всего лишь одним  из примеров организации метода проектов на уроке. На первом этапе учителю  следует подробно объяснить, что  и как следует делать. Необходимо также убедиться, что каждый ученик понимает, какое задание ему предстоит  выполнить. От того насколько ученик поймет задание, зависит выполнение проекта.

     Во  время работы учеников над проектом, учителю необходимо внимательно  наблюдать за процессом. По возможности  дать учащимся самим разрешить, возникающие  проблемы внутри группы. Ученикам следует  предварительно предоставить черновой вариант работы для корректировки.

     Если  работа над проектом проводится впервые  в классе, то учитель может использовать подготовительные упражнения. Также  эти упражнения могут помочь,  когда учитель плохо знает  еще своих учеников  и не знает, как лучше разделить их на группы.

     На  основании вышесказанного можно  сделать вывод, что организация  проекта требует большой работы учителя. Это и помощь в выборе нужных источников. Помощь в оформление проекта, проверка черновиков, продумывание хода работы, формирование групп. Также  учитель должен помнить о создании условий для развития мотивации  использования иностранного языка, о развитии рефлексии и автономии  учащихся. 

    1. Способы работы с информацией

     Для работы с информацией существует много различных способов, таких  как составление плана, прочитанного текста, написание тезисов, составление  схем, заполнение таблиц и так далее. Однако более подробно рассмотрим составление  плана, прочитанного текста, так как  он более знаком учащимся и более  всего ими используется не только на уроках английского языка, но и  на других занятиях. 

     План, прочитанного текста, может быть составлен  различными способами. Существуют такие  виды планов как план-схема, назывной план, вопросный план.

     Вопросный план составляется на основании вопросов (например, где, почему, когда и так  далее), ответы на которых помогут  раскрыть основную мысль текста. Назывной план – это план, составленный с  помощью назывных частей речи, таких  как имя существительное. Также  с помощью назывного плана  можно составить тезис. План-схема  по своей структуре схож со схемой, так как такой вид плана  предполагает схематически зафиксировать  прочитанный текст.

     Обобщая все вышесказанное, можно придти к следующему выводу, что использование  метода проектов в процессе обучения и воспитания дает учителю возможности  для воспитания личности учащегося. Разработка проекта позволяет вовлечь  учеников в процесс формирования своего знания и умения применять  полученные знания иноязычные знания в различных видах практической деятельности, самостоятельно планировать  конечный продукт проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

     2.1. Анализ ситуации

     Исследование  проводилось в 6 “A” классе в средней общеобразовательной школе №5. Данный класс изучает английский язык со второго класса. Уроки английского языка проводятся три раза в неделю, что соответствует нормам государственного стандарта.([1], c. 263). Класс поделен на две группы, примерно по 12 человек. В наблюдаемой группе 12 человек из них 5 девочек и 7 мальчиков. Детям в основном по 12 – 13 лет.

     Наблюдаемый класс обучается по учебнику “Английский  язык Нового Тысячелетия”Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова. Данным УМК предполагается проведение проектной деятельности. В книге для учителя преподавателю  даются рекомендации, как провести тот или иной проект, его особенности, цели и задачи. Данные проекты являются творческими и выполняются в  группах. Например, в 6 разделе на странице 73 ученикам предлагается в группе придумать  своего инопланетянина и написать о  нем информацию, используя пример. В учебнике учащимся даются вопросы  для выбора нужной информации. Например, в 7 разделе на 85 странице ученикам нужно  придумать и написать страшную историю. Учащимся предлагаются вопросы, ответы на которых помогут в выполнении проекта и выбора информации. Однако как показывают результаты анкет(прил.5) и наблюдения(прил.4) данных вопросов недостаточно учащимся и поэтому они испытывают трудности при выборе необходимой информации.

     В процессе исследования были использованы такие инструменты сбора информации как анкета, интервью с учителем, работа с документацией (журнал) и  наблюдение.

     Для начала с учащимися была проведена  анкета (прил. 2), целью которой было узнать, проводятся ли проекты в классе, и нравится ли детям

заниматься  проектами. 
 

       
 
 
 
 

     Результаты  анкеты показали, что большинству детей нравится заниматься проектами. Эти результаты засвидетельствовало интервью с учителем (прил. 3). Учитель подтверждает, что детям нравится делать проекты, так как это вид творческой работы и при создании проекта они используют компьютер, что еще больше вызывает у них интерес. На основании этого можно сделать вывод, что проектная деятельность является наиболее приемлемой формой обобщения пройденного материала. Однако анкета и интервью не выявили никаких проблем. Следующим этапом исследования было наблюдение (прил. 4). Наблюдался процесс выполненияпроекта, связанного с темой Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Учащимся необходимо было найти информацию об одной из стран королевства и презентовать ее. На презентации проекта из 12 человек присутствовало 7. Поэтому была предположена такая проблема как пропуск урока, на котором проходит презентация проекта. Для того чтобы подтвердить данную проблему была изучена документация (журнал), однако данная проблема не подтвердилась так как такая ситуация, как присутствие половины учащихся, являлась единичным случаем. Презентация проекта оценивалась по следующим критериям:

    • Грамотность и логика изложения;
    • Полнота представления данных;
    • Изложение материала;
    • Оформление: Привлекательность дизайна для большинства присутствующих.

     Присутствие мало количества человек на презентации  проекта, было не единственной проблемой  подмеченной в процессе наблюдения. В ходе наблюдения была замечена такая  проблема как множество не нужной информации и недостаток необходимой. Поэтому затем учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты (прил. 5). Целью данной анкеты было выяснить, какими источниками информации ученики пользуются при поиске необходимой информации и как они впоследствии работают с полученной информацией. 

Трудности с полученной информацией

     

       Результаты данной анкеты подтвердили  результаты, полученные в ходе  наблюдения. Как видно на схеме  учащиеся испытывают трудности  при работе с полученной информацией  им сложно выбрать нужную информацию. Отсюда можно сделать вывод,  что с учащимися нужно больше  проводить заданий направленных  на развитие умений выбора/ отбора  и переработки информации. Использование  специальных заданий на отбор  важной информации, возможно, поможет  учащимся при работе с полученной  информацией и улучшит результаты  проектной деятельности. 

     2.2. План опыта 

     
Дата Что делаю Зачем/ с какой целью
4-ая  неделя января Задание №1 Помочь учащимся структурировать текст и выбрать  нужную информацию
4-ая  неделя января Задание №2 Помочь структурировать  текст
5-ая  неделя января Задание №3 Помочь учащимся выбрать нужную информацию, для описания монстра в страшной истории
Начало 1-ой неделя февраля Проведение  проекта Проверить, как  работают с информацией; помогли  проведенные задания при работе с информацией
2-ая  неделя февраля Задание №5 Помочь учащимся с выбором информации для составления  анкеты
2-ая  неделя февраля Задание №6 Помочь учащимся составить вопросы анкеты, связанные  с едой
Конец 3-ой недели февраля Проведение  проекта Проверить эффективность  проведенных заданий
 
 
 
 
 

     2.3. Описание проведения дополнительных заданий на выбор информации

     Как было выявлено раннее, учащиеся испытывают трудности при выборе нужной информации и для решения этой проблемы учащимся были предложены специальные задания, направленные на развитие умения  выбора/ отбора информации. Поскольку учащиеся испытывают трудность на втором этапеприготовления проекта([6], c.38), задания проводились до проекта. Первый проект, который должны были сделать ученики, был связан с темой«Страшные истории». Для начала учащимся было предложено задание№1(прил. 1), где необходимо было составить план, по которому они напишут страшную историю. Целью этого задания было помочь учащимся структурировать текст и выбрать нужную информацию. Учащимся был предложен разрезанный на три части текст. Сначала учащимся была дана первая часть. После того как учащиеся прочитали ее, учитель спрашивает о чем эта часть. После этого, на основанииполученной от учеников информации, учитель совместно с учащимися составил вопросы, ответы на которые помогут написать начало страшной истории. После того как начало страшной истории было разобрано и составлены вопросы, ученики получили вторую часть страшной истории, которую они также должны были просмотреть. Затем совместно с учителем учащиеся составили вопросы и для второй части. Такие же задания учащиеся сделали и с концовкой страшной истории. После того как весь план был составлен и записан, учащиеся получили вторую страшную историю, разрезанную согласно плану на части. Заданием учащихся было расположить полученные части текста в правильном порядке. Это задание было проведено с целью, проверить, как ученики могут работать с планом. Как видно из листов наблюдения (прил. 7), большинство учащихся успешно справились с предложенным им заданием. Однако есть ученики, у которых данное упражнение вызвало трудности.

     Для того чтоб учащиеся не забывали план, по которому они пишут страшную историю, им было предложено задание №2(прил. 1). Учащимся был дан разрезанный на несколько частей план. Им необходимо было просмотреть данные части и расположить их в правильном порядке.Задание делается индивидуально каждым учеником. После того как они расположили части плана, в классе вместе учителем ученики проверили правильно расположены части или нет.

     Следующие задание, проведенное с учениками, было связанно с серединой страшной истории. Цель этого задания - помочь ученикам выбрать необходимую информацию для описания монстра в страшной истории. Сначала учащихся спросили, о чем они пишут в средней  части страшной истории. После того как они сказали об этом, ученики  получили середину страшной истории  с описанием монстра. Учащиеся, просмотрев и прочитав это описание, выбрали  ключевые слова для описания монстра  и записали их. Затем в классе совместно с учителем на основании  этих ключевых слов составили план для описания монстра.

     Проверка  эффективности проведенных заданий  проходила на третьем этапе проекта. Для этого этапа проекта было выбрано пять английских страшных историй  из различных источников: Интернет и журнал. Для выполнения проекта  учащиеся были разделены на команды. Сначала каждая команда получила, разрезанный на несколько частей, план и их заданием было расположить  эти части в правильном порядке. На это задание учащимся была данаодна минута. Затем план был проверен. Каждая группа получила задание -  прочитать  страшилки и, согласно плану, написать свою собственную страшную историю  используя информацию из прочитанных  ими страшных историй. После того как группам было дано задание, им выдались страшные истории. На выполнение данного задания учащиеся было предоставленооколо 20 минут от урока. После этого  каждая группа презентовала свою страшную историю. В ходе данного проекта  получилось проверить, помогли липроведенные  заранее с учениками задания. Однако не получилось проверить, как  учащиеся работают с информацией, так  как в основном учащиеся составили  свои собственные страшные истории, не используя предложенные им. Из четырех  групп одна группа частично использовала предложенные ей страшные истории, остальные  же группы лишь просмотрели предложенные страшные истории, но не использовали из них информацию.  В течение  проведения проекта проводилось  наблюдение (прил.6), целью которого было проверить эффективность заданий на выбор информации и как учащиеся работают с информацией. Данное наблюдение показало, что учащиеся хорошо работают с планом, несколько учащихся использовали страшные истории, взятые из интернета и из журнала. Однако проверить используют ли учащиеся источник правильно или нет, не удалось отследить. Это не удалось сделать, так как ученики не использовали предложенные им страшные истории, а те кто использовал их (их всего 3 человека из 11) использовали небольшие части, хотя и правильно.

Информация о работе Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта