Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:39, дипломная работа

Краткое описание

Наряду с остальными предметами, изучаемыми в школе, иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий личность потенциал. А внедрение современных технологий помогает еще больше задействовать воспитательный потенциал.

Сейчас в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, предлагающий опору на творчество учеников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяющий организовать обучение в сотрудничестве.

Одной из таких школ, где широко применяется метод проектов, является общеобразовательная школа №5. Для исследования был выбран 6 класс, в котором метод проектов используется как обобщающее задание в конце каждого раздела.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     Работа  с планом и полученной информацией

     Тема  второго проекта, проведенного с  учащимися, была связана со здоровьем. В этом проекте предполагалось, что  учащиеся составят анкету, а затем  с помощью этой анкеты проведут опрос, цель которого является выявление того, насколько здоровы люди в их классе и после этого презентуют классу результаты опроса.

     Для того чтобы ученики успешно составили  вопросы к анкете, с ними было проведено 2 заданияна этапе 2 – работа с информацией ([6], c. 38), которые смогли бы им облегчить задачу с выбором информации.

     Целью первого задания было помочь учащимся выбрать необходимую информацию для составления анкеты. Сначала  учащимся предлагалось прочитать текст  о здоровье. Затем они должны были на основе прочитанного теста заполнить  таблицу, выбрав только необходимую  информацию. После того как учащиеся заполнили таблички, они в парах  проверяли написанное, исправляя  или дополняя свои записи. Только после  того как ученики сравнили свои таблицы, они совместно с учителем проверили  их в классе. Вопросы, написанные в  таблице, служили основой для  вопросов анкеты. Следующим заданием было составление вопросов на основе прочитанного текста. Целью этого  задания было помочь учащимся составить  вопросы о еде для анкеты. Учащимся был выдан текст о здоровой пище, который они должны были прочитать. Затем ученики индивидуально  составляли вопросы о прочитанном  тексте. Данные вопросы являлись основой  для вопросов анкеты о здоровой пище. После того как учащиеся составили  вопросы, они в парах проверяли  их. Затем совместно с учителем в классе были выбраны наиболее подходящие вопросы для составления анкеты.

       Эффективность, проведенных с  учащимися заданий, была определена  в ходе третьего этапа реализации  проекта. Проект предполагал проведение  опроса, и затем презентацию результатов  проведенного анкетирования. Учащиеся  были поделены на группы по  три человека в каждой. Каждая  группа самостоятельно дома составляла  анкеты для поведения опроса. На уроке каждая группа с  помощью составленных ими анкет  проводила исследование, на которое  им было дано 10 минут от урока.  Затем каждая группа оформляла  результаты проведенного ими  исследования в виде диаграммы.  На оформление результатов учащимся  была дано 15 минут. После того  как результаты были оформлены,  учащиеся презентовали их классу. Успешное проведение опроса зависело  от составленных в анкете вопросов.  Как показало наблюдение (прил.8) у большинства учащихся составление вопросов в анкете не вызвало больших трудностей. У трех учащихся из 12 составление вопросов вызвало небольшие трудности.Можно предположить, что проведенные задания помогли. Однако, для того чтобы убедиться в этом точно необходимо опросить самих учащихся. Как показали результаты анкетирования(прил. 9), большинству учащихся специальные задания на выбор информации помогли при подготовке к проекту.

     Эффективность специальных заданий

       
 

     2.5. Методические рекомендации по  проведению заданий на выбор  информации в классе

     В данной работе собраны упражнения, которые впоследствии могут быть полезны преподавателям в школе для подготовки учащихся к проекту. Заданияпредназначены, для развития умения работыс информацией: выбор нужной информации, ее структурирование. Упражнения проводятся на уроке на втором этапе реализации проекта ([6],c. 38). В случае нехватки времени на уроке упражнения могут быть заданы на дом в виде домашнего задания, а затем проверены на уроке.

     Задания в основном представляют собой составление  плана, прочитанного текста, но последние  задания № 5 и 6 предполагают работу с таблицей.

     Все упражнения делаются индивидуально, но также могут выполняться в парах. Однако для лучшего усвоения лучше выполнять задания индивидуально.

     Тексты, предусмотренные в заданиях, можно  изменить согласно теме урока или  согласно уровню владения английского  языка учащихся. Данные тексты предназначены  для учащихся шестых классов. Также  рекомендуется сделать словарик к текстам, где представлены незнакомые учащимся лексические единицы.

     Задание № 4 – проект (прил. 1), предложенный данной работой, оценивается по следующим критериям:

     Во-первых, оценивается работа с планом, как учащиеся справились с расположением частей плана в правильном порядке;

     Во-вторых, логичность построения материала;

     В-третьих,работа с источником, как использован  источник ли источник согласно плану: информация, взятая из текста, использована в правильном месте. Например, описание монстра согласно плану находится  в средней части страшной истории, а не в конце или начале.

     Для успешного выполнения необходимо четко  объяснять учащимся, что от них  требуется, что и как они должны сделать.  Например, в задании  № 4 (прил. 1) необходимо четко дать инструкцию ученикам, что им необходимо использовать предложенные им страшные истории и  не сильно их видоизменять иначе смысл  данного упражнения теряется, поскольку  оно направлено на проверку того как  учащиеся работают с информацией. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализ  научно-методической литературы показал, что использование метода проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой  работы индивидуальное восприятие мира, развить самостоятельность и ответственность учащихся.Также показал, что во время подготовки проекта у учащихся могут возникнуть различные проблемы: нехватка информации, времени, трудно выбрать нужную информацию и так далее. В данной работе рассмотрена такая проблема как работа с полученной информацией.

     Здесь предоставлены разработанные и  адаптированные задания, которые впоследствии могут быть полезны в использовании  преподавателям в школах при подготовке учащихся к проведению проекта. Данные упражнения разрабатывались с целью  помочь учащимся при выборе нужной информации при выполнении учебного проекта. В основном в ВКР предоставлены  задания на составление плана, прочитанного текста, но в двух последних заданиях № 5 и 6 (прил. 1) предлагается работа с таблицей. Для того чтобы проверить эффективность проведенных заданий были использованы такие инструменты сбора информации как наблюдение и анкета (прил. 6, 8, 9). Как показали результаты наблюдений (прил. 6, 8) у большинства учеников, наблюдается прогресс при работе с полученной информацией. Они правильней выбирают необходимую информацию. Результаты анкеты (прил. 9) показали, что учащимся легче выбирать нужную информацию. К сожалению, не у всех учащихся можно заметить улучшения при работе с полученной информацией. Исходя из результатов, полученных в ходе наблюдения и проведения анкетирования, можно сделать вывод, что поставленная в начале работы цель достигнута отчасти. Сказать с точностью, что цель достигнута нельзя, потому что есть учащиеся, которым дополнительные задания для успешной переработки информации не помогли. У них до сих пор наблюдается данная проблема. Отсюда можно сделать вывод, что, то количество упражнений, которое было проведено с этими учащимися, недостаточно, с ними необходимо больше проводить таких заданий. Однако в целом разработанные и адаптированные упражнения помогают школьникам при подготовке проекта: на этапе работы с информацией. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование таких типов заданий можно считать целесообразным, если они проводятся в течение подготовки учеников к проведению проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования// Народное образование. -  2004. - №4, 6. – 263с.
  2. Борисова, Е.М. Проект на уроках английского языка/ Е.М. Борисова // Иностранные языки в школе. – 1998. - № 2. – С. 18 - 21
  3. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова// Иностранные языки в школе. – 1991 № 3. – С. 9 – 15
  4. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова, О.А.Долгина - Спб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, CambridgeUniversityPress, 2001. – 13с.
  5. Копилка полезных техник, заданий и упражнений для учителя иностранного языка: Метод. Пособие/ Краевой центр образования; Под ред. Е.Л. Фруминой, И.Н. Титаренко. – Красноярск, 1999. –С. 71 - 79
  6. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: метод.пособие/ В.В. Копылова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – С. 29 – 52, 62 - 68
  7. Мартьянова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка/ Т.М. Мартьянова// Иностранные языки в школе. – 1999 № 4. – С.19 – 21
  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. – 2000 № 2. – С. 3 - 10
  9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Академия, 1999. – 82 с.
  10. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. – 2000 № 1. – С.4 – 11
  11. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб.пособие/ С.Г. Тер-Минасова – М.: Слово, 2000. – С.45 – 50
  12. Трубицина, М.С. Использование проектного метода в учебной деятельности: метод.пособие/ М.С. Трубицина – М.: Сентябрь, 1998. – С.356 - 359
  13. Чанилова, Н.Г. Использование проектной методики на уроках английского языка/ Н.Г. Чанилова// Иностранные языки в школе. – 2000 № 4. – С. 62 – 65
  14. Davis, M., Owen, D. Help with your project. London: Arnold, 1997. – p. 49 – 52
  15. Fried-Booth, D.L. Project Work. Oxford: Oxford University Press, 1996. – p. 195
  16. Hammer, J. How to teach English. Longman, 2000. – p. 165 – 170
  17. Hutchinson, T. Introduction to Project Work. Oxford: Oxford University Press, 1991. – p. 45 - 53
  18. Nunan, D. Language Teaching Methodology. Phoenix, 1995. – p. 13 - 15
  19. Wallace, M. The reflective model revisited. In: Trappes-Lomax, H. and McGrath, I. (eds) Theory in English teacher education. Longman, 2001. – p. 142 – 145
  20. Willis, J. Teaching English through English. Longman, 1993. – p. 10 – 12, 32 - 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 
 

     Методические  Разработки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     АНКЕТА

     Интервьюер  Писаренко Е.А.

     Студентка третьего курса КГОУ СПО «красноярский  педагогический колледж  №1» 

     Дорогой ученик! Мне очень  интересно узнать, как вы выполняйте проекты, и нравится ли вам делать проекты. Ответьте на следующие  вопросы: 

  1. Делайте ли вы проекты на уроках?
  2. Нравится ли вам делать проекты?
  3. Что именно нравится/ не нравится:
    1. Рисовать
    1. Писать истории
    2. Презентовать проект
    3. Вырезать картинки
    4. Процесс выполнения проекта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

     Интервьюер: Писаренко Е.А.

     Студентка третьего курса КГОУ СПО «красноярский  педагогический колледж  №1» 

Интервьюируемый   Спренгель И.А.  

     учитель-ментор 

     Цель: Выяснить используется ли проектная деятельность на уроках английского  языка в шестом классе в общеобразовательной  школе №5

  1. Проводите ли вы проекты на уроках?
  2. Какие типы проектов вы проводили:
    1. Исследовательские
    1. Ролево-игровые
    2. Творческие
    3. Краткосрочные
    4. Долгосрочные

Информация о работе Подбор и адаптация заданий при выполнении учебного проекта