Отчет по произодственной педагогической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:55, отчет по практике

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Общие сведения о базе практики……………………………………………………..4
1.1 Особенности работы психолога в школе …………………………………….4
1.2 Характеристика классного коллектива ………..11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащего-ся…………15
2 Психолого-педагогическая деятельность ………..21
2.1 Индивидуальная консультация родителей «Причины
рассеянности ребенка…………………………………………………………….21
2.2 Психолого-педагогический анализ урока…………………………………...23
2.3 Проведение диагностик подростка…………………………………………..27
3 Результаты выполнения индивидуального задания………………………………..28
3.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»…………...28
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»…...34
3.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла
«Профориентация учащихся»……………………………………………………41
Заключение ……….. ……………..……………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………. …………46

Файлы: 1 файл

отчет (пример).doc

— 718.50 Кб (Скачать)

     10-12 Психологическое исследование учащихся VI «А» класса (мотивация учения, отношение к учителю).

     11-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).

     12—13  Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».

     16—18  Индивидуальные консультации для  родителей учащихся, составляющих группу риска.

     18—19  Школа для родителей подростков («Трудный ребенок или трудные обстоятельства?»)

 

     1.2 Характеристика классного  коллектива

 

     В исследуемом коллективе 26 учащихся. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. Дети младшего школьного возраста 7-8 лет. Ученики учатся вместе с 01.09.2007 года, их классный руководитель Павленко Наталья Владимировна. Данный коллектив немного изменял свой численный состав. Так изначально было 24 учащихся. За один учебный год поступило двое новых учеников. Классный руководитель имеет педагогический стаж 6 лет и соответствующее образование, первую категорию.

     Данный  коллектив имеет одного ярко выраженного лидера. Как чаще всего бывает в начальной школе, лидирующую позицию занимает успешный в учебе ребенок.Лидер хорошо учится, занимается танцами, принимает участие в общешкольных мероприятиях. Умеет налаживать контакты с людьми разного возраста и пола, очень общительна и отзывчива, с уважением относится к одноклассникам. Официальной старосты в коллективе нет. Внутри коллектива уже сформировались несколько группировок. Актив класса представлен шестью учащимися. Пассив класса многочислен, состоит из различных микрогрупп. Отклоняющее поведение и некая агрессивность объединяет трех мальчиков. Ребята зачастую становятся организаторами или участниками потасовок, конфликтов. Еще в классе есть ученики, находящиеся в изоляции: 2 мальчика и 1 девочка. В целом структура классного коллектива и в отношения в нем соответствующие возрастным нормам младших школьников.

     В коллективе, есть возможность пронаблюдать и зарождение мужской дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более слабых. Преобладание девочек сказывается на эмоциональных моментах,  творческих посиделках, украшениях в классной комнате. Отчужденность «мальчишек - робинзонов» связана с их низкой успеваемостью, некой неопрятностью, и физической агрессивностью. Ребята - представители асоциальных семей, у них нет навыков нормального общения со сверстниками. Даже между собой, имея «одинаковые беды», не могут найти позитивных точек соприкосновения. Именно поэтому одноклассники стараются избегать общения, и как следствие, конфликтов и побоев. 1 девочка является в классе «новенькой», она пришла в коллектив лишь в конце прошлого учебного года, и пока ей трудно стать полноценным членом коллектива. Девочке не достает решительности и уверенности в себе. Дополнительно к этому, ей тяжело дается обучение, девочка несколько отстает от своих сверстников.

     Классный  руководитель уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Наталья Владимировна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям, учитывает их возрастные особенности и интересы. Позитивным результатом считает полноценное развитие личности учеников, качественное усвоение ими программы и самоудовлетворенность. Несомненно, педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.

     10% учащихся учатся «отлично», 40% - «хорошо  и отлично», 25% -«хорошо и удовлетворительно»  и 25% - «удовлетворительно». Дисциплина  во время уроков нормальная. Замечания  учащиеся преимущественно получают за неподготовленность к определенному виду работы (отсутствие пластилина, бумаги, линейки и др.). В таких случаях на помощь приходит взаимовыручка. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивных площадок.

     Безусловно, коллектив и личность ребенка  в учебно-воспитательном процессе тесно  соприкасаются, оказывая как положительное, так и отрицательное взаимодействие друг на друга. Например: творческие способности учащихся удачно реализовываются и развиваются во внеклассных мероприятиях, праздниках. А несформированность положительных навыков общения некоторых учащихся является причиной конфликтов и драк, возникающих в данном коллективе.

     В заключение следует отметить, что  данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных национальностей, культурного, материального и интеллектуального уровня подтверждает общедоступность    образования,    но, как    правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе. Следует отметить, что отношения между учителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику. Ученический коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество младших школьников.

 

     10«г»  класс является профильным классом  с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. В классе 21 ученик,  возраст учеников – 16 – 17 лет, абсолютное большинство – девочки – 15 человек, мальчиков всего шесть. Этот факт, вероятно, связан с тем, что мальчики проявляют меньшую склонность к изучению гуманитарных наук,  им более интересны естественные и математические науки. Класс существует в данном составе третий год после разделения по профилям. Куратором класса является преподаватель истории Матушкина О.И., она руководит классом с момента его формирования.

      Интересы  большинства учащихся класса соответствуют  профильной направленности их обучения. Общая успеваемость – хорошая, при  этом явно отстающих учеников нет. Для  большинства учеников учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. Общие интересы в учебной деятельности объединяют учеников, одноклассники активно сотрудничают, помогают друг другу.

     Актив класса составляют три человека – 2 девочки и 1 мальчик, они сотрудничают с педагогическим коллективом, участвуют в решении различных организационных вопросов, помогают одноклассникам.  В классе есть один явный лидер, его мнения и идеи авторитетны для учеников, также он пользуется уважением со стороны учителей. У него сильный характер, громкая, убеждающая речь, он обаятелен, с чувством юмора, и что на самом деле ценно – он обладает большим объемом знаний во многих сферах.

     Также в классе есть и изолированные  личности – две девочки. Они редко принимают участие в общественных делах и мероприятиях класса, на уроках неактивны, не принимают участия в групповых дискуссиях, обсуждениях. Скорее всего, это связано с особенностями характера. В классе к ним относятся скорее равнодушно, чем отрицательно, упреков и насмешек в их сторону никто себе не позволяет.

     В классе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой учениками. Некоторые из этих пар являются друзьями и в жизни, но большинство связаны именно учебными задачами, хотя отношения между ними тоже можно назвать дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться вместе, конфликты у них возникают редко.

     Стиль взаимодействия куратора с классом  можно охарактеризовать как демократический. Особого контроля за классом не требуется: большинство учеников – уже сформировавшиеся личности, ответственные, дисциплинированные. Общение учеников и куратора происходит в основном по поводу каких-либо организационных вопросов. Отношения между ними  теплые, помимо руководства классом куратор ведет еще и уроки истории, пользуется уважением и авторитетом у учеников.

     В целом, в классе преобладает положительный  эмоциональный климат, учеников характеризует  сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности, хорошей успеваемости, благоприятно сказывается на физическом и душевном самочувствии как учеников, так и преподавателей.

 

1.3 Психолого-педагогическая характеристика  личности учащегося

 

      Дмитрий – ученик 10-Г класса, ему 16 лет. Физически  развит, не имеет серьезных проблем  со здоровьем, рост – выше среднего, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец – руководитель подразделения в коммерческой организации, мать – домохозяйка, старшая сестра – студентка вуза.

      Моральный климат в семье Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Дмитрия, его отец – человек  строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать  - добрая и понимающая, отношения с сестрой ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что сестра все свое внимание уделяет учебе в институте.

      В семье Дмитрия четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Дмитрия тоже есть свои обязанности  по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Дмитрий справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система поощрений за успехи в учебной деятельности. Если по результатам четверти имеется прогресс (более высокие оценки по сравнению с прошлой четвертью), Дмитрий получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно, это и не самый лучший вид мотивации, но он весьма результативен и устраивает всех.

      В семье принято отдыхать вместе. Случается  это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

      Такое благотворное влияние семьи не могло  не сказаться на формировании характера Дмитрия. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка.  Дмитрий обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя много читать не любит, по его выражению «знания сами откуда-то берутся». Он занимается футболом, в этом году окончил музыкальную школу по классу гитары. Музыка – его главное увлечение, он посвящает ей очень много времени, благодаря чему достиг высокого уровня исполнительского мастерства. Он играет в группе и мечтает о карьере эстрадного исполнителя. Но на всякий случай готовится к поступлению на исторический или геологический факультет ВГУ.

      У Дмитрия адекватная самооценка, у  него много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно.

      Проведенное тестирование познавательных процессов  Дмитрия показало, что он обладает хорошим уровнем избирательности, концентрации и объема внимания. Преобладающий тип внимания  - произвольный. Показатели распределения и переключения внимания – средние.

      У Дмитрия очень хорошо развита  образная и двигательная память,  он без труда запоминает большой объем материала и точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения   уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.

      Преобладающий тип мышления – словесно-логический. Дмитрию доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов; гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против».

      У Дмитрия большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного.

      Дмитрий в меру эмоционален, одинаково хорошо умеет как показывать свои эмоции, так и контролировать нежелательные, впечатлителен и сентиментален, склонен к эмпатии, способен к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических чувств.  У него выразительная мимика. Настроение у него практически всегда хорошее и устойчивое.

Информация о работе Отчет по произодственной педагогической практике