Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………

1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.

2.2. Выводы по главе 2.

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа 5 курс.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Поморский государственный университет

имени М.В.Ломоносова»

Институт  развития ребенка

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии 

Курсовая  работа 
 

"Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего  дошкольного возраста с ОНР" 
 
 

            Научный руководитель:  
             
             
             
             
             
             

Дата  ________________                                            Курс: 5, отделение

                                                                                    олигофренопедагогики (030)

                                                                                      Студент:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Архангельск

2011 
 

Содержание 
 
 

Введение

   Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….

    1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
    2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
    3. Педагогические принципы организации сюжетной игры………

     1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

     1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

    Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего  дошкольного возраста .

    2.1. Выявление  уровня сформированности игровых  навыков.

    2.2. Выводы  по главе 2.

   Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих  упражнений

Заключение

Список  используемой литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

       Выдающийся  педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра  есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче  тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у  ребят вырабатываются организационные  навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

     В игре дети получают опыт общественного  поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные  нормы и правила, приобщаются  к жизни окружающих взрослых, имеют  возможность проявить большую, чем  в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место  занимают сюжетно-ролевые игры. В  этих играх дошкольники воспроизводят  все то, что видят вокруг себя.

     Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать  окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов  возможно лишь путем расширения детских  представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

     В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это  мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

     Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое  воздействие на коррекцию их первичных  и вторичных недостатков.

     Игра  оказывает большое влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку  сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в  неё, определённой способности к  коммуникации, использования средств  родного языка.

     Игра  важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом  деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются  личностные образования, необходимые  для дальнейшего школьного обучения.

     Однако  и сама игровая деятельность изначально требует от ребёнка определённого  уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности  к определённым волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными.

     Для того, чтобы своевременно скорректировать  несовершенства игровой деятельности у дошкольников данной категории, психологу  необходимо иметь представления  об актуальном уровне развития их игры.

     Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в  работах таких исследователей, как Г. А Волкова [1], В.П. Глухов [4], Т.Б. Филичева [21], В.И. Селиверстов [5], и другие. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкарёвой [3], Е. Смирновой, Л. Галиузовой, С. Мещеряковой [15], О.А. Козыревой [8] и многих других учёных. Однако большинство современных исследователей по проблеме носит эпизодических характер.

       Всё это даёт основание для  более глубокого изучения данной  проблемы в теоретическом плане  и подводит к необходимости  определения проблемы, объекта, предмета  исследования, постановки цели и  задач. 

     Цель исследования: выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

     Объект исследования: игровая деятельность.

     Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями в подготовительной группе.

     Гипотеза. Предположим, что игровая деятельность детей с выраженными нарушениями речи сформулирована на довольно низком уровне, не соответствует возрастной норме по многим показателем.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом были определены следующие  задачи:

  • изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;
  • на основе изучения данных отечественных дефектологов описать некоторые особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи
  • выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста;
  • охарактеризовать особенности экспериментальной выборки и методики психологического исследования;
  • на основе анализа результатов диагностики выделить основные особенности игровой деятельности детей старшего возраста с ОНР;
  • разработать комплекс игровых упражнений, направленных на совершенствование игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

     Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования  разнообразных методов исследования:

    • теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
    • наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников с нормой в развитии и с речевыми нарушениями подготовительной группы.

     Глава 1. Научно-теоретические  основы развития сюжетно-ролевых  игр старших дошкольников . 

    1. 1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
 

     Игра  представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские  годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что  проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов.

     Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившейся  на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра-это дитя труда», выступил немецкий философ и психолог В.Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса». Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял её содержание. Ученый обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

     Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?

     В психологии при изучении игры, так  же как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, господствовал функционально- аналитический подход. При этом игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Одни исследователи (К.Д. Ушинский – в России, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн – за рубежом) рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями; другие (А.И. Сикорский – в Росии, Дж. Дьюи – за рубежом) связывали игру с развитием мышления.

     Почти все исследователи, занимавшиеся описанием  игр детей дошкольного возраста, повторяли в разной форме мысль  Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо роли.

     Все авторы, описывавшие или исследовавшие  ролевую игру, единодушно отмечали, что на её сюжеты решающее влияние  оказывает окружающая ребенка действительность.

     Вопрос  о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает  влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов. Его решение может подвести к  выяснению действительной природы  ролевой игры, к решению вопроса  о содержании ролей, которые берут  на себя дети в игре.

  1. Д.Б. Эльконин считал, что действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности.[20; 65]

     Исследование психолога Н.В. Королевой убеждает в том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что её содержание является именно эта сфера действительности.

  1. Как уже говорилось выше, игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно- психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой». [6; 260]

     Окружающая  ребенка действительность чрезвычайно  многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные  её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между  людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Информация о работе Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР