Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………

1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.

2.2. Выводы по главе 2.

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа 5 курс.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     У детей с выраженными нарушениями  речи игровая деятельность затруднена. Это проявляется, по данным многочисленных исследований, в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой  тематикой, в недостатке творческого  подхода таких дошкольников к  игре, повышенной отвлекаемости и  т.п. Однако, как отмечают дефектологи, в условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков  игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего  дошкольного возраста .

     Согласно  теории видного отечественного психолога  Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой  игры происходит наиболее интенсивное  развитие познавательной и личностной сферы ребенка.

     Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического  мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

     Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного  образовательного учреждения № 151 «Рыбачок»  г. Архангельска, группа №6 «Русалочка»

Контингент  участников: подготовительная к школе  группа.

Констатирующий  эксперимент.

               2.1.   Выявление уровня сформированности игровых навыков

     Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы.

     Задачи:

    1. Подобрать необходимый диагностируемый материал.
    2. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей подготовительной группы .
    3. Проанализировать полученные результаты.

     Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

     Для изучения уровня сформированности игровых  навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.

     Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте  мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое  и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации  игрового процесса.

     Также проводились наблюдения и игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

     Анализ  игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

     1. Распределение ролей;

     2. Основное содержание игры;

     3. Ролевое поведение;

     4. Игровые действия;

     5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;

     6. Использование ролевой речи;

     7. Выполнение правил.

     Каждый  критерий оценивался по 4 уровням.

     1 уровень — низкий,

     2 уровень — ниже среднего,

     3 уровень — средний,

     4 уровень — высокий.

     Несмотря  на то что не существует жесткой  зависимости между возрастом  и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для  каждого уровня:

     1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

     2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

     3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

     4 уровень — старше 5,5 лет.

     Полное  описание критериев можно рассмотреть  в приложении №1

     Результаты  наблюдения заносились в сводную  таблицу. 1,2. 

     Таблица 1. Уровень сформированности игровых  навыков на констатирующем этапе  эксперимента у детей с нормой

  Фамилия, имя  ребенка  Возраст ребенка Распределение ролей Основное

содержание

игры

Ролевое поведение Игровые действия Использование атрибутики Исполнение

ролевой

речи

Выполнение  правил
1. Кисель Кристина 6,7 4 4 3 3 4 4 4
2. Жевлакова Яна  6,8 4 4 4 4 4 4 4
3. Ядюков Костя 6,9 3 3 3 3 3 3 3
4. Герасимова  Виоллета 6,10 4 4 4 4 4 4 4
5. Шатарова Елизовети 6,9 3 3 3 4 3 3 3
6. Петрикеева

Маша

6,10 4 4 4 4 4 4 4
7. Кокорина

Света

6,8 3 3 3 4 4 3 3
 

Таблица 2. Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента у детей с ОНР 

  Фамилия, имя  ребенка  Возраст ребенка Распределение ролей Основное

содержание

игры

Ролевое поведение Игровые действия Использование атрибутики Исполнение

ролевой

речи

Выполнение  правил
1. Путилов Саша 6,6 3 3 3 3 4 3 3
2. Швецов Влад 6,8 4 4 4 4 4 4 4
3. Кашкин  Саша 6,10 2 2 3 3 3 2 2
4. Кириченко Настя 6,11 3 3 3 3 3 3 3
5. Артур Кандрашов 6,9 2 2 2 2 3 2 3
6. Шеремет

Дима

6,10 3 3 3 3 3 3 3
7. Кустов Гоша 6,9 3 3 4 4 4 3 3
 

     Против  фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, клеточка закрашивалась в зеленый цвет, если отстает — не значительно (3 уровень) в синий, если отстает значительно (1-2 уровни) в красный. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.

По итогам диагностики нами получены следующие  результаты (см. приложение  ).

  • Только у  14 % детей с ОНР и 57% детей с нормой уровень сформированности игровых навыков соответствует данному возрасту. Эти дети сами:

                          - Распределяют роли,  разрешают  конфликтные ситуации.

                          - Выполняют действия, связанные  с отношением к другим  

                            людям.

                          - Ролевое поведение  наблюдается на всем протяжении игры.

        - Игровые действия имеют четкую  последовательность, разнообразны,  динамичны в зависимости от  сюжета.

        - Используют многофункциональных предметы (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовляют небольшое количество ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

        - Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

        - Соблюдают заранее оговоренные правила на всем протяжении игры.

  • У  37 %детей с ОНР и 43% детей с нормой средний уровень. У этих детей:

        - Самостоятельное распределение  ролей при отсутствии конфликтных  ситуаций (например, когда одну роль  желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая  группа либо распадается, либо  дети обращаются за помощью  к воспитателю.

        - Выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

Информация о работе Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР