Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.
Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].
В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………
1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….
1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….
Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .
2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.
2.2. Выводы по главе 2.
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
У
детей с выраженными
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.
Дошкольники,
имеющие развитые игровые навыки
в соответствии со своим возрастом,
имеют адекватный уровень развития
произвольного внимания, логического
мышления, речи, воображения, т. е. адекватный
уровень познавательного
Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 151 «Рыбачок» г. Архангельска, группа №6 «Русалочка»
Контингент участников: подготовительная к школе группа.
Констатирующий эксперимент.
2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков
Цель:
определить уровень сформированности
игровых навыков у детей
Задачи:
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.
Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.
Также проводились наблюдения и игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. Распределение ролей;
2. Основное содержание игры;
3. Ролевое поведение;
4. Игровые действия;
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;
6. Использование ролевой речи;
7. Выполнение правил.
Каждый критерий оценивался по 4 уровням.
1 уровень — низкий,
2 уровень — ниже среднего,
3 уровень — средний,
4 уровень — высокий.
Несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет.
Полное описание критериев можно рассмотреть в приложении №1
Результаты
наблюдения заносились в сводную
таблицу. 1,2.
Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента у детей с нормой
Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | Распределение ролей | Основное
содержание игры |
Ролевое поведение | Игровые действия | Использование атрибутики | Исполнение
ролевой речи |
Выполнение правил | |
1. | Кисель Кристина | 6,7 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
2. | Жевлакова Яна | 6,8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3. | Ядюков Костя | 6,9 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4. | Герасимова Виоллета | 6,10 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. | Шатарова Елизовети | 6,9 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
6. | Петрикеева
Маша |
6,10 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
7. | Кокорина
Света |
6,8 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Таблица
2. Уровень сформированности игровых
навыков на констатирующем этапе эксперимента у
детей с ОНР
Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | Распределение ролей | Основное
содержание игры |
Ролевое поведение | Игровые действия | Использование атрибутики | Исполнение
ролевой речи |
Выполнение правил | |
1. | Путилов Саша | 6,6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
2. | Швецов Влад | 6,8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3. | Кашкин Саша | 6,10 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
4. | Кириченко Настя | 6,11 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5. | Артур Кандрашов | 6,9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6. | Шеремет
Дима |
6,10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7. | Кустов Гоша | 6,9 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Против
фамилии каждого ребенка
По итогам диагностики нами получены следующие результаты (см. приложение ).
- Распределяют роли, разрешают конфликтные ситуации.
- Выполняют действия, связанные с отношением к другим
людям.
- Ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
- Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
- Используют многофункциональных предметы (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовляют небольшое количество ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
- Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
- Соблюдают заранее оговоренные правила на всем протяжении игры.
-
Самостоятельное распределение
ролей при отсутствии
- Выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).