Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………

1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.

2.2. Выводы по главе 2.

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа 5 курс.docx

— 83.52 Кб (Скачать)
  1. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Она считала, что самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое. Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». [7; 5]

     Игра  – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания  подлинны, искренни.

     Таким образом, рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.  

    1. 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
 

     На  протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии  её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.

     Самое главное - в игре ребенок воплощает свой замысел, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

     Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в  игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные  черты игрового образа. Содержанием  детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные  праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо  возрастает интерес к играм с  общественной тематикой.

     Содержание  игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести  их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые  правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших  дошкольников о жизни советских  людей.

     Содержание  игровой деятельности, обусловленной  познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что  не каждая игра может нравственно  развивать ребенка. Такую функцию  может выполнить только «хорошая»  игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными  критериями такой игры в старшем  дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов  и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

     Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой  деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой  сюжетно-ролевой игры.

     Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят  на бытовые, производственные, общественные.

  1. Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. [22; 156]

     В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.

     Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

     На  данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны  впечатлениями, почерпнутыми за пределами  дошкольного учреждения: по мотивам  мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.)

     В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые  комментарии. Эти речевые комментарии  представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

     Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр  определяется знанием детьми тех  сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит  от умения ребенка выделять характерные  особенности в деятельности и  взаимоотношениях взрослых.

     На  протяжении дошкольного детства  развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

     Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой  игры.

     Всякая  роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

     Роль  – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение  участников игры, а затем и свое собственное.

     На  протяжении дошкольного детства  развитие роли в сюжетно-ролевой  игре происходит от исполнения ролевых  действий к ролям – образам.

     В старшем дошкольном возрасте выполнение смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет  ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается  игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений  к ней ребенка. Поэтому следует  иметь в виду, что старшие дошкольники  неохотно выполняют роли, которые  по их представлениям, не соответствуют  их полу. Так, мальчики отказываются исполнять  роль воспитателя, заведующей ДОУ, в  игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

       В старшем дошкольном возрасте  сговор на игру не вызывает  особых трудностей, потому что  дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

     В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на её оснащение.

  1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.[9; 25]

     Авторы  выделяют следующие способы построения игры:

  • последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
  • ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
  • сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

     Первым  способом построения игры – предметно-игровым  действиям – дети (рано или поздно) овладевают в совместной со взрослыми  деятельности. Два других способа (ролевое  поведение, сюжетосложение) при стихийном  развитии игры могут сформировать неполноценно, на примитивном уровне.

     Итак, на протяжении дошкольного детства  происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых  игр.  

      1. Педагогические  принципы организации  сюжетной игры
 

     Сюжетная  игра – самая привлекательная  деятельность для детей дошкольного  возраста. Это объясняется тем, что  в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему  вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

     Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность  к воображению, образному мышлению.

     Игра  имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние  оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

     Однако  свои развивающие функции игра выполняет  в полной мере, если с возрастом  ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.

     В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже  владеют ею – «умеют играть».

     Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации  сюжетной игры в детском саду.

     Первый  принцип, заключается в том, что  для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

     Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в  игру, является сам характер поведения  взрослого. Воспитатель, общаясь с  детьми на занятиях, в различные  режимные моменты, занимает позицию  учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

     Из  этого следует второй принцип  организации сюжетной игры: воспитатель  должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу  «открывался» и усваивался новый, более  сложный способ её построения.

     Третий  принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и  далее на каждом этапе дошкольного  детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать  ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его  смысла партнерам – взрослому  или сверстнику.

Информация о работе Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР