Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………

1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.

2.2. Выводы по главе 2.

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа 5 курс.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

        - Роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

        -Игровые действия многообразны, логичны

        -Широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

        - Наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

        -Правила  выделяются, соблюдаются, но могут  нарушаться в эмоциональной ситуации.

  • У  28 % детей с ОНР и 0 % детей с нормой уровень ниже среднего. У этих детей:

        - Распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

        - Действие с предметом в соответствии с реальностью.

        - Роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

        - Расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

        -Самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

        - Наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

        -Правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. 

     Таким образом, благодаря,  диагностике  мы увидели полную картину игровых  навыков у детей. Нужно отметить, что она не идеальна, скорее всего, из-за того, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, наверное, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом, он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.

     Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем  значении ролевой игры, хорошо знать  ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих  воспитанников.

     Как видно из таблицы большинство  детей имеют средний уровень  сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют  возрастной категории 4,5-5,5 лет.

     В ходе наблюдения за играми детей, которые  возникали спонтанно стоит отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали  такие игры, как « в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: человек-паук, трансформеры и др., у  девочек: дочки-матери, больница, магазин.

     Иногда  в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных ими  книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д. Как  правило, такой опыт реализовался в  игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.

     Зачастую  игры детей (особенно мальчиков) сводились  к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем  чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали  к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали  всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты неправильно  играешь!», «Не так надо играть!»).

     Наблюдения  показали, что режиссерская игра типична  для детей, ограниченных в контактах  со сверстниками: часто болеющих или  вообще не посещающих детский сад. Они  вынуждены играть одни — ведь у  них нет партнера.

     Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с  выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к  условиям дошкольного учреждения. Они  склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная.

     Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в  основном принадлежала одним и тем  же детям.

     Разделение  детей в играх происходило  в основном по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками,но так же наблюдались совместные игры.

     Стоит отметить, тот факт, что два из испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.  

     2.2. Выводы по главе № 2

     Проанализировав полученные данные констатирующего  этапа, мы пришли к выводу:

  1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
  2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;
  3. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значительного времени.
  4. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.
  5. Хорошо прослеживается разница между игровыми умениями и навыками детей с нормой развития и ОНР. Дети с нарушением речи хуже используют ролевую речь, чаще нарушают игровые правила.(рис 1.)

Рисунок 1 Качественный результат констатирующего  эксперимента .

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Разработка комплекса  коррекционно-развивающих  упражнений 

     Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень сформированности игровой  деятельности у дошкольников 5-6 лет  с общим недоразвитием речи.

     Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, крайне низкая речевая активность и т.п.) нами был  разработан комплекс специальных игровых  упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид  деятельности. В комплекс вошли такие  коррекционно-развивающие упражнения: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик", "Догонялки". Далее рассмотрим их по отдельности.

     "Недоверчивая  кукла".

     Цель  игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.

     Оборудование: игрушка - кукла.

     Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

     " Что дальше".

     Цель  игры: развитие способности к сюжетосложению

     Оборудование: игрушка - мишка.

     Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит, следующее предложение.

     Вариант. По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.

     "Что  на что похоже?"

     Цель  игры: формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.

     Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

     Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)

     Мостик".

     Цель  игры: развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.

     Ход игры. Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".

     Взрослый  обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка  и осторожно проходит с ним  по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже  выступает ребёнок.

     "Догонялки".

     Цель  игры: формирование способности к координации действий; развитие партнёрских отношений в игровой деятельности; формирование уважительного отношения к правилам игры; развитие чувства ритма и моторики.

     Ход игры. Дети дошкольного возраста любят эту игру. Но ребята с нарушениями речи, из-за несовершенства моторной сферы, трудности координации часто толкают друг друга и натыкаются на предметы мебели. Для предотвращения таких моментов Е. Смирнова и Л. Галигузова (2007г.) предлагают использовать приём поэтапного инструктирования.

     "Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки.  Кто будет водить? Ты Настя?. Хорошо…  Настя садись на стульчик. …Все  остальные ребята отходят в  другую часть игровой комнаты…  Дети хором произносят стихи:

     Мы  весёлые ребята,

     Любим бегать и играть!

     Ну, попробуй нас догнать,

     Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)

     После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!". Ребенок, которого поймали, становится водящим. [15. с.32].

     Представленные  выше игровые упражнения могут использоваться в психологической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, неоднократно, за счёт незначительного (с точки  зрения взрослого) изменения игровой  ситуации и условий - использования  других игрушек, переноса игры из комнаты  на игровой участок. Выявление эффективности  предложенных игровых приёмов не входило в задание данной курсовой работы, однако апробирование этих упражнений в ходе психологической  практики в МДОУ с детьми, страдающими  общим недоразвитием речи, показало, что игры на развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам, вызывают у них интерес.

Информация о работе Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР