Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.
Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].
В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………
1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….
1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….
Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .
2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.
2.2. Выводы по главе 2.
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Вывод
В
жизни ребёнка дошкольного
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
В
первой части исследования мы рассмотрели
научно – теоретические основы развития
сюжетно-ролевых игр старших
Во
второй, практический части исследования,
нами был организована и проведена
опытно-экспериментальная
Следует отметить, что именно внутри сюжектно-ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.
Как показало исследование дети без нарушения речи имеют игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи , воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.
Таким образом, все поставленные задачи и цель исследования нами реализованы, гипотеза нашла своё подтверждение.
В дальнейшем мы планируем опробировать предложенный в данной работе комплекс игр и заданий, направленных на формирование и совершенствование интересующего нас вида деятельности, чтобы выявить характер ее динамики у детей дошкольного возраста с ОНР.
То
есть, несмотря на то, что цель курсовой
работы достигнута, исследования по проблеме
необходимо продолжить.
Литература
Приложение
№1
Критерии оценивания сюжетно-ролевой игры по уровням.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2
уровень — распределение ролей
под руководством взрослого,
3
уровень — самостоятельное
4
уровень — самостоятельное
2) Основное содержание игры
1
уровень — действие с
2
уровень — действие с
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3
уровень — роли ясно выделены
до начала игры, роль определяет
и направляет поведение
4
уровень — ролевое поведение
наблюдается на всем
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2
уровень — расширение спектра
игровых действий (приготовление
пищи, кормление, укладывание спать),
игровые действия жестко
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4
уровень — игровые действия
имеют четкую
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2
уровень — самостоятельное
3
уровень — широкое
4
уровень — использование
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2
уровень — наличие ролевого
обращения: обращение к
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4
уровень — развернутая ролевая
речь на всем протяжении игры.
Если спросить играющего
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3
уровень — правила выделены, соблюдаются,
но могут нарушаться в
4
уровень — соблюдение заранее
оговоренных правил на всем
протяжении игры.