Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» [10].

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников……………………………………………………….
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов……………………….
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
Педагогические принципы организации сюжетной игры………

1.4. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….

1.5 Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков.

2.2. Выводы по главе 2.

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа 5 курс.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     Вывод

     В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид  деятельности, форма организации  жизни детей, средство всестороннего  развития.

     Игра  является формой активного творческого  отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это  не простое копирование того, что  видит ребенок. Дошкольник вносит в  игру выдумку, фантазии, поэтому в  игре переплетаются реальность и  вымысел.

     В данной исследовательской работе был  рассмотрен вопрос особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего  дошкольного возраста с ОНР .

     В первой части исследования мы рассмотрели  научно – теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

     Во  второй, практический части исследования, нами был организована и проведена  опытно-экспериментальная работа. В  начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 14 детей подготовительной группы навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство  детей находились на среднем уровне. Так же увидели разницу между  игровыми умениями и навыками детей  с нормой и с ОНР. Дети  с  нарушение речи хуже используют ролевую  речь, чаще нарушают игровые правила.

     Следует отметить, что именно внутри сюжектно-ролевой  игры происходит наиболее интенсивное  развитие познавательной и личностной сферы ребенка.

     Как показало исследование дети без нарушения  речи имеют игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного  внимания, логического мышления, речи , воображения, т.е. адекватный уровень  познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

       Таким образом, все поставленные задачи и цель исследования нами реализованы, гипотеза нашла своё подтверждение.

     В дальнейшем мы планируем опробировать предложенный в данной работе комплекс игр и заданий, направленных на формирование и совершенствование интересующего нас вида деятельности, чтобы выявить характер ее динамики у детей дошкольного возраста с ОНР.

     То  есть, несмотря на то, что цель курсовой работы достигнута, исследования по проблеме необходимо продолжить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

    1. .Волкова  Г.А. Игровая деятельность в  устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 1983 - с.114;
    2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995;
    3. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2002 - с.12-15;
    4. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993, №4 - с.37-42;
    5. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. - М.: просвещение. 1979 - с. 192;
    6. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 1978-327.
    7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.
    8. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры // Логопед. 2004. №6. с.89-93;
    9. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю.М. Забродина. – М: Просвещение, 1994.
    10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251 с.
    11. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002 - с.680;
    12. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2002 - с.235-240;
    13. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, №2;
    14. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование: Учебное пособие. Под редакцией Л.В. Шиповой, Саратов, 2004 - с.44;
    15. Смирнова Е., Галигузова Л., Мещерякова С. Делайте как я // Обруч, 2007, №6 - с.30-32;
    16. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001 - с.400;
    17. . Специальная психология. Учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003 - с.64;
 
    1. Специальная психология: учебное пособие для  студентов высших пед. учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского - 3 изд., стер. - М.: Академия, 2006 - с.464];
    2. Трофимова Н.М. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. С-Пб.: Питер, 2006 - с.304;
    3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.
    4. . Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004 - с.224;
    5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1  

Критерии  оценивания сюжетно-ролевой  игры по уровням.

     1) Распределение ролей

     1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

     2 уровень — распределение ролей  под руководством взрослого, который  задает наводящие вопросы: «Какие  роли есть в игре? Кто будет  играть роль Белочки? Кто хочет  быть Лисичкой?» и т. д.

     3 уровень — самостоятельное распределение  ролей при отсутствии конфликтных  ситуаций (например, когда одну роль  желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая  группа либо распадается, либо  дети обращаются за помощью  к воспитателю.

     4 уровень — самостоятельное распределение  ролей, разрешение конфликтных  ситуаций.

     2) Основное содержание  игры

     1 уровень — действие с определенным  предметом, направленное на другого  («мама» кормит дочку-куклу, неважно,  как и чем).

     2 уровень — действие с предметом  в соответствии с реальностью.

     3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

     4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

     3) Ролевое поведение

     1 уровень — роль определяется  игровыми действиями, не называется.

     2 уровень — роль называется, выполнение  роли сводится к реализации  действий.

     3 уровень — роли ясно выделены  до начала игры, роль определяет  и направляет поведение ребенка.

     4 уровень — ролевое поведение  наблюдается на всем протяжении  игры.

     4) Игровые действия

     1 уровень — игра заключается  в однообразном повторении 1-го  игрового действия (например, кормление).

     2 уровень — расширение спектра  игровых действий (приготовление  пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

     3 уровень — игровые действия  многообразны, логичны.

     4 уровень — игровые действия  имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости  от сюжета.

     5) Использование атрибутики  и предметов-заместителей

     1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

     2 уровень — самостоятельное прямое  использование атрибутики (игрушечная  посуда, муляжи продуктов, флакончики  от лекарств и т. д.).

     3 уровень — широкое использование  атрибутивных предметов, в том  числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп  к грузовику, кубики как продукты  и т. д.); на предметное оформление  игры уходит значительная часть  времени.

     4 уровень — использование многофункциональных  предметов (лоскутки, бумага, палочки  и т. д.) и при необходимости  изготовление небольшого количества  ключевых атрибутивных предметов.  Предметное оформление игры занимает  минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы  листы бумаги, ладошки или просто  ее обозначение жестом).

     6) Использование ролевой  речи

     1 уровень — отсутствие ролевой  речи, обращение к играющим по  имени.

     2 уровень — наличие ролевого  обращения: обращение к играющим  по названию роли («дочка», «больной»  и т. д.). Если спросить играющего  ребенка: «Ты кто?», назовет  свое имя.

     3 уровень — наличие ролевой  речи, периодический переход на  прямое обращение.

     4 уровень — развернутая ролевая  речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка:  «Ты кто?», назовет свою роль.

     7) Выполнение правил

     1 уровень — отсутствие правил.

     2 уровень — правила явно не  выделены, но в конфликтных ситуациях  правила побеждают.

     3 уровень — правила выделены, соблюдаются,  но могут нарушаться в эмоциональной  ситуации.

     4 уровень — соблюдение заранее  оговоренных правил на всем  протяжении игры. 

Информация о работе Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР