Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:09, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ проблемы).
2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения (I и II к.) психологического факультета.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной направленности личности. 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 5
1.2. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости). 12
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. 27
1.6. Профессионально значимые качества психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность. 46
2.1.Методы и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...………………………………49
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 120.45 Кб (Скачать)

Таблица 4.

Усредненные показатели терминальных ценностей студентов (группа 1) и (группа 2).

Терминальные ценности

Р

Группа 1

Группа 2

 
ТЦ1 
 
ТЦ2 
 
ТЦ3 
 
ТЦ4 
 
ТЦ5 
 
ТЦ6 
 
ТЦ7 
 
ТЦ8 
 
ТЦ9 
 
ТЦ10 
 
ТЦ11 
 
ТЦ12 
 
ТЦ13 
 
ТЦ14 
 
ТЦ15 
 
ТЦ16 
 
ТЦ17 
 
ТЦ18

 
0.404 
 
0.789 
 
0.557 
 
0.912 
 
0.751 
 
0.488 
 
0.727 
 
0.994 
 
0.321 
 
0.410 
 
0.587 
 
0.200 
 
0.532 
 
0.886 
 
0.714 
 
0.929 
 
0.476 
 
0.683

 
10.48 
 
7.95 
 
4.62 
 
8.33 
 
13.67 
 
4.43 
 
7.76 
 
5.81 
 
13.43 
 
12.23 
 
11.33 
 
9.81 
 
19.19 
 
9.33 
 
4.14 
 
12.33 
 
13.29 
 
8.52

 
9.20 
 
8.50 
 
3.90 
 
8.50 
 
14.30 
 
3.60 
 
7.00 
 
5.80 
 
11.80 
 
13.40 
 
11.90 
 
11.50 
 
13.20 
 
9.10 
 
4.70 
 
12.50 
 
14.40 
 
7.70


 

Прилож. 5 

Таблица 5.

Усредненные показатели теста инструментальных ценностей (группа 1) и (группа 2).

Инструментальные ценности

Р

Группа 1

Группа 2

ИЦ1 
 
ИЦ2 
 
ИЦ3 
 
ИЦ4 
 
ИЦ5 
 
ИЦ6 
 
ИЦ7 
 
ИЦ8 
 
ИЦ9 
 
ИЦ10 
 
ИЦ11 
 
ИЦ12 
 
ИЦ13 
 
ИЦ14 
 
ИЦ15 
 
ИЦ16 
 
ИЦ17 
 
ИЦ18

0.938 
 
0.567 
 
0.139 
 
0.499 
 
0.162 
 
0.203 
 
0.033 
 
0.790 
 
0.288 
 
0.451 
 
0.524 
 
0.042 
 
0.067 
 
0.860 
 
0.985 
 
0.083 
 
0.793 
 
0.070

7.43 
 
5.24 
 
15.52 
 
7.67 
 
10.29 
 
8.90 
 
16.33 
 
6.71 
 
7.43 
 
11.95 
 
6.90 
 
10.48 
 
7.90 
 
10.24 
 
7.43 
 
8.48 
 
11.19 
 
10.90

7.30 
 
6.20 
 
12.80 
 
6.40 
 
12.80 
 
6.10 
 
12.90 
 
7.20 
 
5.60 
 
13.20 
 
8.00 
 
7.40 
 
10.80 
 
9.90 
 
7.40 
 
12.00 
 
11.70 
 
13.30


Прилож. 7.

Таблица 6.

Иерархия терминальных ценностей  студентов первой и второй группы (составлена по результатам теста  Рокича).

 

 

 

 

Группа 1

Группа 2

Термальные ценности

Предпочитаемые

1. Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

2. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

3. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

4. Творчество (возможность  творческой деятельности);

5. Счастье других (благосостояние развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

1.Творчество (возможность творческой деятельности);

2. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

3. Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

4.Счастье других (благосостояние развитие и совершенствование других людей, всего народа,

5.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей).

 

 

 
Отвергаемые

1.Счастливая семейная жизнь;

2.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

3.Здоровье (физическое и психическое);

4.Наличие хороших и верных друзей.

5.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

1.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

2.Здоровье (физическое и психическое);

3.Счастливая семейная жизнь;

4.Наличие хороших и верных друзей.

5.Уверенность (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).


 

Приложение. 8

Таблица 7.

Иерархия инструментальных ценностей студентов первой и  второй группы (составлена по результатам  теста Рокича).

 

 

 

 

 
Группа 1

 
Группа 2

 
Инструментальные ценности

 
Предпочитаемые

1.Непримиримость к недостаткам в себе и других;

2.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

3.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

4.Широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

5.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

1.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

2.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

3.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4.Исполнительность (дисциплинированность);

5.Чуткость (заботливость).

 

 

 
Отвергаемые

1.Воспитанность (хорошие манеры);

2.Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

3.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

4.Честность (правдивость, искренность);

5.Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

1.Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

2.Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

3.Воспитанность (хорошие манеры);

4.Жизнерадостность (чувство юмора);

5.Честность (правдивость, искренность).


 

Прилож. 9 

Таблица 8.

Усредненные показатели по анкете студентов (группа 1) и (группа 2).

Вопросы анкеты

Р

Группа 1

Группа 2

Образование матери 
Среднее 
Среднее специальное 
Среднетехническое 
Высшее 
Образование отца 
- Среднее 
- Среднее специальное 
- Среднетехническое 
- Высшее

Профессия матери 
- Служащая 
- Рабочая 
Профессия отца 
- Служащий 
- Рабочий 
- С/х работник

0,685 
0,836 
0,469 
0,664 
-- 
0,498 
0,356 
0,327 
0,122 
0,050 
0,218 
0,356 
0,685

0,09 
0,27 
0,36 
0,36 
0,00 
0,18 
0,45 
0,09 
0,54 
0,45 
0,09 
0,45 
0,09

0,14 
0,24 
0,24 
0,29 
0,10 
0,10 
0,29 
0,24 
0,81 
0,14 
0,29 
0,29 
0,14


 

Прилож. 10

Таблица 9.

Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 1-го курса

 

 

 
Положительные личностные качества психолога

 

 

 
Отрицательные личностные качества психолога

 
1. 
 
2. 
 
3. 
4. 
 
5.

 
Эрудированность 
 
Коммуникабельность 
 
Доброта 
Обаяние 
 
Актерское мастерство 
Отзывчивость 
Терпение 
Трудолюбие 
Внимательность к окружающим 
Интеллигентность 
Любовь к детям 
Любовь к своей работе 
Ответственность в работе 
Спокойствие 
Справедливость 
Умение разряжать обстановку 
Энергичность

 
1. 
 
2. 
 
3.

 
Нервозность 
 
Злость 
 
Неграмотность 
Равнодушие к окружающим, к своей работе 
Высокомерие 
Неряшливость 
Предвзятость 
Скованность 
Тщеславие


 

Прилож. 11

Таблица 10.

Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 1-го курса

 

 

 
Положительные личностные качества психолога

 

 

 
Отрицательные личностные качества психолога

 
1. 
 
2. 
 
3.

 
Интерес к своей работе 
 
Усидчивость 
 
Целеустремленность 
Аккуратность 
Ответственность 
Трудолюбие 
Выдержка 
Интеллект 
Терпение 
Эрудированность

 
1. 
 
2. 
 
3.

 
Формализм 
 
Ограниченность 
 
Зацикленность 
Неаккуратность 
Рутина


 

Прилож. 12

Таблица 11.

Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 2-го курса

 

 

Положительные личностные качества психолога

 

 

Отрицательные личностные качества психолога

 
1. 
2. 

 
Доброта 
Понимание 
Искренность 
Независимость 
Самообладание

 
1. 
2.

 
Грубость 
Равнодушие к клиентам 
Дилетантство 
Ответственность


 

Прилож. 13

Таблица 12.

Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 2-го курса

 

 

Положительные личностные качества психолога

 

 

Отрицательные личностные качества психолога

 
1. 
2. 

 
Любопытство 
Терпение 
Заинтересованность в результатах своего труда 
Знание своего дела 
Настойчивость 
Ответственность 
Целеустремленность 
Ярко выраженная индивидуальность

 

 

 

 

 

Прилож. 14 
АНКЕТА.

  1. Ф.И.О. ___________________________________
  2. Возраст: _______
  3. Пол □ Ж □ М
  4. Курс, группа _______________________________
  5. Семейное положение: _______________________
  6. Образование родителей:

Мать: Отец: 
Среднее __________________ _________________ 
Среднее специальное __________________ _________________ 
Среднетехническое __________________ _________________ 
Высшее __________________ _________________ 
Ученые степени __________________ _____________________

  1. Получаете ли Вы какое-нибудь образование помимо психологического?

(Укажите): ___________________________________________________

  1. В какой из перечисленных областей деятельности Вы хотели бы себя реализовать?

□ педагогика

□ психология

□ наука

□ не знаю

□ другое (по возможности укажите)

  1. Как Вы считаете, что из ниже перечисленного может Вам принести главное удовольствие в жизни?

□ материальное благополучие

□ достижение успеха в педагогической деятельности

□ достижение успеха в научной  деятельности

□ популярность, широкая известность

□ уважение окружающих

□ хорошее самочувствие, здоровье

□ достижение успеха в психологической  деятельности

□ ощущение личной свободы, независимости

Чего Вы ждете от будущей работы?

□ в науке

□ в педагогической деятельности

□ не знаю другое (укажите) __________________________________

  1. По трехбалльной шкале оцените, в какой степени у Вас присутствуют следующие качества:

□ стремление быть на виду, в центре внимания

□ стремление доминировать

□ ответственность

□ умение выступать перед аудиторией

□ коммуникативность

□ способность продолжительное  время заниматься решением одной  проблемы

□ способность к критике и  самокритике

□ беспристрастие

□ любопытство

□ независимость в мыслях и в  поведении.

  1. Где бы Вы хотели работать по окончании ВУЗа?

□ педагогом

□ администратором в школе

□ практическим психологом в образовании

□ преподавателем в ВУЗе.

  1. Имеете ли Вы опыт работы с детьми? (какой, укажите) 
    ___________________________________________________
  2. Укажите три качества, необходимые для профессии психолога, которые

Информация о работе Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования