Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:09, дипломная работа
Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ проблемы).
2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения (I и II к.) психологического факультета.
Введение. 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной направленности личности. 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 5
1.2. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости). 12
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. 27
1.6. Профессионально значимые качества психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность. 46
2.1.Методы и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...………………………………49
Приложение
Таблица 4.
Усредненные показатели терминальных ценностей студентов (группа 1) и (группа 2).
Терминальные ценности |
Р |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
|
|
|
Прилож. 5
Таблица 5.
Усредненные показатели теста инструментальных ценностей (группа 1) и (группа 2).
Инструментальные ценности |
Р |
Группа 1 |
Группа 2 |
ИЦ1 |
0.938 |
7.43 |
7.30 |
Прилож. 7.
Таблица 6.
Иерархия терминальных ценностей студентов первой и второй группы (составлена по результатам теста Рокича).
|
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Термальные ценности |
Предпочитаемые |
1. Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей); 2. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 3. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 4. Творчество (возможность творческой деятельности); 5. Счастье других (благосостояние развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). |
1.Творчество (возможность творческой деятельности); 2. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 3. Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей); 4.Счастье других (благосостояние развитие и совершенствование других людей, всего народа, 5.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей). |
|
|
1.Счастливая семейная жизнь; 2.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 3.Здоровье (физическое и психическое); 4.Наличие хороших и верных друзей. 5.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
1.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 2.Здоровье (физическое и психическое); 3.Счастливая семейная жизнь; 4.Наличие хороших и верных друзей. 5.Уверенность (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Приложение. 8
Таблица 7.
Иерархия инструментальных ценностей студентов первой и второй группы (составлена по результатам теста Рокича).
|
|
|
|
|
|
1.Непримиримость к недостаткам в себе и других; 2.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 3.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 4.Широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 5.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). |
1.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 2.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 3.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 4.Исполнительность (дисциплинированность); 5.Чуткость (заботливость). |
|
|
1.Воспитанность (хорошие манеры); 2.Образованность (широта знаний, высокая общая культура); 3.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 4.Честность (правдивость, искренность); 5.Ответственность (чувство долга, умение держать слово). |
1.Ответственность (чувство долга, умение держать слово). 2.Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 3.Воспитанность (хорошие манеры); 4.Жизнерадостность (чувство юмора); 5.Честность (правдивость, искренность). |
Прилож. 9
Таблица 8.
Усредненные показатели по анкете студентов (группа 1) и (группа 2).
Вопросы анкеты |
Р |
Группа 1 |
Группа 2 |
Образование матери Профессия матери |
0,685 |
0,09 |
0,14 |
Прилож. 10
Таблица 9.
Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 1-го курса
|
|
|
|
|
|
|
|
Прилож. 11
Таблица 10.
Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 1-го курса
|
|
|
|
|
|
|
|
Прилож. 12
Таблица 11.
Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 2-го курса
|
Положительные личностные качества психолога |
|
Отрицательные личностные качества психолога |
|
|
|
|
Прилож. 13
Таблица 12.
Рейтинг личностных качеств психолога составленный студентами 2-го курса
|
Положительные личностные качества психолога |
|
Отрицательные личностные качества психолога |
|
|
|
|
Прилож. 14
АНКЕТА.
Мать: Отец:
Среднее __________________ _________________
Среднее специальное __________________ _________________
Среднетехническое __________________ _________________
Высшее __________________ _________________
Ученые степени __________________ _____________________
(Укажите): ______________________________
□ педагогика
□ психология
□ наука
□ не знаю
□ другое (по возможности укажите)
□ материальное благополучие
□ достижение успеха в педагогической деятельности
□ достижение успеха в научной деятельности
□ популярность, широкая известность
□ уважение окружающих
□ хорошее самочувствие, здоровье
□ достижение успеха в психологической деятельности
□ ощущение личной свободы, независимости
Чего Вы ждете от будущей работы?
□ в науке
□ в педагогической деятельности
□ не знаю другое (укажите) ______________________________
□ стремление быть на виду, в центре внимания
□ стремление доминировать
□ ответственность
□ умение выступать перед аудиторией
□ коммуникативность
□ способность продолжительное время заниматься решением одной проблемы
□ способность к критике и самокритике
□ беспристрастие
□ любопытство
□ независимость в мыслях и в поведении.
□ педагогом
□ администратором в школе
□ практическим психологом в образовании
□ преподавателем в ВУЗе.