Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:09, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ проблемы).
2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения (I и II к.) психологического факультета.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной направленности личности. 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 5
1.2. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости). 12
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. 27
1.6. Профессионально значимые качества психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность. 46
2.1.Методы и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...………………………………49
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 120.45 Кб (Скачать)

Третья ступень. Учащийся имеет  твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение  своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших  способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального  идеала; при твердых убеждениях в  личной и общественной значимости своей  профессии. (57)

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще не достаточно для  его решения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет  зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных  факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет  для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требования к человеку, более  эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед  человеком новые горизонты могут  стимулировать в этих случаях  ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже  сложившуюся систему оценок и  представлений.

При преобладании побочных мотивов  новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для  изменения первоначального личностного  смысла выбора данной профессии, поэтому  может не привести к сдвигу мотивов  и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия первого уровня к внутреннему. П.А. Шавир отмечает: "Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся"(65,с.55).

Несомненно, что наибольшие возможности  для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней  ценностные отношения личности непосредственно  взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, - важнейшее условие повышения  уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику  деятельности, ее творческие стороны. Следует учесть, что в основе изменения  мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих  потребностей, интересов, склонностей.

При правильной организации преобразовательной деятельности студентов на каждом последовательном ее этапе требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в  чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с  тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Соглашаясь с А.Н. Леонтьевым, считаем, что показатель его разрешения - чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые по содержанию мотивы (35). В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.

Несомненно, существуют и другие механизмы  развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей так же свидетельствует  о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего  заключается в развитии ведущей  потребности от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности.

Таким образом, психологическими механизмами  профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов, а так же способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала  бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности  различных видов деятельности в  этом отношении не равноценны. 

1.2. Особенности формирования  профессиональной направленности  личности в период юности (ранней  зрелости). 
В истории развития психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период.

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует  вступлению человека в интенсивную  личную жизнь и профессиональную деятельность. Начало зрелости характеризуется  наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти  показатели будут снижаться, считает  Годфруа, вплоть до 60-летнего возраста, после которого это снижение станет более заметным (60). 

Эрик Эриксон (13), опираясь на представление Фрейда о психосексуальном развитии человека, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами восприятия социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек не протяжении жизни переживает восемь психосексуальных кризисов, специфичных для любого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Шестой кризис свойственен молодым  взрослым людям. Он связан с поиском  близости с молодым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать  цикл "работа - - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям настоящее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В отечественной психологии научные  данные о классификациях периода  зрелости обобщил Б.Г. Ананьев (64). Он показал разнообразие подходов к  периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы зрелости определяются комплексом социальных и биологических  причин и зависят от конкретных социально-экономических  условий индивидуального развития человека.

Период зрелости отличается от предыдущего, периода ранней юности, тем, что в  нем заключается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. В результате проведенных комплексных исследований Б.Г. Ананьев пришел к следующему выводу: в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости.

Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом  продуктивности в период зрелости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. Средний максимум творческой активности для многих специальностей достигается  в 35-39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30-34 лет  в таких науках, как математика, физика, химия.

Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко  связана с личностью человека. Как подчеркивал Б.Г. Ананьев (5), связи  интеллекта и личности проявляются  в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, интересов  и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические  свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения  этой личности к действительности, опыта познания мира, мировоззрения  и общего развития интеллекта. 

Период ранней зрелости характеризуется  переходом к независимости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается  новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и  деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление  статуса отдельного человека зависит  от системы общественных отношений  и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремиться укрепить свой статус или, напротив, относиться к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению. Б.Г. Ананьев говорит, что "деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса"(3). Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. В период ранней юности строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней зрелости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей.

В систему субъективных свойств  личности включаются жизненные планы  человека, его мотивы и цели деятельности. Так, В.Т. Лисовский (68) выяснил жизненные  планы молодежи разного пола и  возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными  ориентациями личности. В группе лиц  в возрасте 20-25 лет сохраняется  ярко выраженная направленность на получение  высшего образования, интересной работы. Актуальными для этой возрастной группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем, в этом возрасте, усиливается  установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность, так как  многие приступают к созданию своей  семьи. В 1987 году Е.Ф. Рыбалко провела  исследование, которое выявило аналогичную  структуру жизненных планов в  соответствующей возрастной группе студентов.

Важное значение имеют исследования ценностных ориентаций и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом личности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным достижениям. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Д. Пельц и Ф. Эндрюс (43) связывают колебания в продуктивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотивации, увеличение роли, к примеру родительских и семейных функций, которые становятся в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, большой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая личность характеризуется легким восприятием новых идей и отказом от прежних, способностью к переоценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и критичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доминирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентаций, на основе чего возникает новый комплекс задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности.

Особая значимость периода зрелости, как отмечала Е.Ф. Рыбалко, заключается  в том, что, "включаясь во все  многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно  формируя свои отношения к окружающему  миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс  характерообразования начинается еще в детском возрасте" (48,с.228).

Итак, период ранней зрелости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для  достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как  индивидуальности. 
 

1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых  и индивидуально-психологических  компонентов в процессе формирования  профессиональной направленности.

Существенным критерием выбора профессии является соответствие склонностей  и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет  к работнику. Несомненно, что такое  соответствие будет тем более  оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями  молодого человека. Вопрос о соотношении  склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение для  построения научной теории профессиональной консультации.

Информация о работе Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования