Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:09, дипломная работа
Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ проблемы).
2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения (I и II к.) психологического факультета.
Введение. 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной направленности личности. 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 5
1.2. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости). 12
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. 27
1.6. Профессионально значимые качества психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность. 46
2.1.Методы и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...………………………………49
Приложение
Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Академия социального образования»
Зеленодольский филиал
Курсовая работа
Дисциплина:
«Педагогическая психология»
Тема:
«Особенности
развития профессионально-значимых личностных
качеств педагога-психолога в
современной системе
Выполнила:
студентка V курса ЗО
№ 4531/03
Павлова М.М.
Проверила:
Сахиева Р.Г.
Зеленодольск, 2013г.
Содержание
Введение.
3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований
профессиональной направленности личности.
1.1. Психологические
механизмы формирования
1.2. Особенности
формирования профессиональной
направленности личности в
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и
индивидуально-психологических компонентов
в процессе формирования профессиональной
направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура
профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно
ориентированному педагогическому взаимодействию.
27
1.6. Профессионально значимые качества
психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной
направленности личности студентов психологического
факультета на выбранную специальность.
46
2.1.Методы
и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...……
Приложение
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала психологических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.
Профессия психолога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональной психолог - это специалист, призванный решать конкретные психофизиологические задачи, связанные с проблемами конкретной личности и межличностного взаимодействия. Значение профессии практического психолога в современном мире возрастает с каждым годом, т.к. она призвана способствовать обеспечению интеллектуального, эмоционально-потребностного, коммуникативного и личностного развития и психофизиологического здоровья членов общества.
Поскольку одним из направлений деятельности Факультета повышения квалификации является подготовка практических психологов, целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессио
Предмет исследования: ценностно-
Исходя из вышеизложенного нами
была сформулирована гипотеза исслед
Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий практический психолог, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии.
Практическая значимость настоя
Глава I. Теоретические предпосылки исследований
профессиональной направленности личности.
1.1. Психологические механизмы
формирования профессиональной
направленности личности.
Возникновение
избирательно-положительного отношения
к профессии означает образование системы
"человек - профессия", внутри которой
начинается взаимодействие объекта и
субъекта отношения. Понятие "отношение
человека к профессии" не может быть
сведено к активности, идущей от субъекта.
Исследования профессиональной направленности,
условий и движущих сил ее развития, не
может быть осуществлено в отрыве от системы
воздействий, идущих от другой стороны
отношения, то есть от профессии. При определенных
условиях взаимодействия сторон данного
отношения приобретает характер диалектического
противоречия, создающего движущие силы
развития профессиональной направленности.
Идеальная модель соответствия между
личностью и трудом должна содержать полное
совпадение объективного содержания деятельности
и ее личностного смысла. Однако полного
совпадения реально достигнуто быть не
может по следующим причинам. Во-первых,
не всегда в структуре мотивов выбора
профессии доминирует мотив, внутренне
связанный с данной деятельностью. Правда,
как указывает Шишкина Л.И., указанное
содержание имеет частный характер, поскольку
существует возможность перестройки системы
мотивов и повышение уровня профессиональной
направленности. Более принципиальное
значение имеет другое соображение. Во
всех случаях, когда преобладающим является
интерес к специфическому содержанию
деятельности, сохраняется возможность
углубления этого интереса (65). При правильной
организации деятельности ее творческие
возможности все полнее отражаются человеком.
Таким образом, несоответствия между
объективным содержанием
Рассмотрим более детально следующие условия возникновения, развития и разрешение данного противоречия. Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия. Как было указано, отмечает Титма М.Х., существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения (54).
Можно выделить три уровня, качественно
своеобразные формы несоответствия.
В первом случае существует органическая
связь между преобладающим
Остальные мотивы выбора профессии
при этом обычно в большей или
меньшей мере дополняют, подкрепляют
ведущий мотив. Несоответствие же заключается
в наличии потенциальной
Другая качественно
Подобные случаи определяют как
частичную профессиональную направленность.
Несоответствие между объективным
содержанием профессии и
Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения значимой цели (например, поступление на химический факультет Университета ради возможности в дальнейшем работать преподавателем в ВУЗе). В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием выбранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение "профессиональная направленность" просто теряет смысл.
Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым (50), на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.
Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.
Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В.И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формирование потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.
Изменение общественной значимости перспективы,
осознание ее и адекватная оценка
степени рассогласования
В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней, выделенных Халяпиной Л.Н. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.
Вторая ступень. Учащийся имеет
фиксированную установку на профессию
и более устойчивые интересы; у
него проявляются склонности, однако
больше его интересуют практические
стороны учебного материала; сформировавшаяся
цель дает общее направление учебно-