Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:09, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ проблемы).
2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения (I и II к.) психологического факультета.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной направленности личности. 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 5
1.2. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости). 12
1.3. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности. 17
1.4. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 22
1.5. Модель готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. 27
1.6. Профессионально значимые качества психолога. 43
1.7.Выводы. 44
Глава II. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность. 46
2.1.Методы и организация исследования. 46
2.2.Результаты исследования. 49
2.3.Выводы. 58
2.4.Заключение. 59
2.5.Рекомендации. 60
Литература………………………………………...………………………………49
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 120.45 Кб (Скачать)

Принципиальное решение некоторых  основных сторон данного вопроса  содержится в исследованиях А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, а также  Б.М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и  обоснованные ими, заключаются в  следующем. Способности нельзя рассматривать  как скрытые до поры до времени  внутренние возможности человека. Они  всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни  и деятельности.

О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что  в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность.

Таким образом, развитие способностей к деятельности не может происходить  вне склонности, а склонность неизбежно  приводит к развитию способностей. В связи с этим утверждается закон  соответствия способностей и склонностей. "… Хотя в отдельных случаях  в силу внешних, иногда неблагоприятных, влияний может быть расхождение склонностей и способностей, но основным все-таки является правило соответствия способностей и склонностей", - отмечает Намицу З.А. (41, с. 72).

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подчеркивают, что случаи несовпадения склонностей  свидетельствуют о наличии побочных влияний. Так, случается что "родители стремятся развить у ребенка  то, для чего нет достаточных предпосылок", или человек попадает в такую  среду, где господствуют специальные  интересы (например, художественные, технические, сценические), где оценка человека и  отношение к нему связаны с  его успехами в соответствующей  области. "Заразившись" этими интересами и оценками, человек ищет и мечтает  о достижениях, но если способностей нет, то усилие не дает достаточно продуктивных результатов. И в этом и в другом случае обнаруживается противоречие между  кажущийся склонностью и отсутствием способности".(23)

Совершенно очевидно, что деятельность ребенка, вызванная принуждением со стороны родителей или стремлением  к успеху, к самоутверждению нельзя рассматривать как действительную склонность. Поэтому, когда говорят  о случаях расхождения между  способностями и склонностями, имеют  в виду именно кажущиеся склонности. Что же касается действительных склонностей, то они подпадают под "естественный закон соответствия склонностей  и способностей".

Очевидно, что деятельность ребенка, вызванная принуждением со стороны  родителей или стремлением к  успеху, к самоутверждению, нельзя рассматривать  как действительную склонность. Поэтому, когда говорят о случаях расхождения  между способностями и склонностями, имеют в виду именно кажущиеся  склонности. Что же касается действительных склонностей, то они попадают под "естественный закон соответствия склонностей  и способностей". Многочисленные наблюдения за развитием способностей подтверждают несомненную реальность "закона соответствия". Он отражает наиболее общую зависимость, существующую между склонностями и способностями. Наблюдения Мясищева В.Н., однако, указывают на то, что возникновение и первоначальное развитие склонности не всегда связано с потребностью человека в реализации собственных возможностей (40).

Согласно преобладающему в психологии мнению, задатки нельзя понимать, как  определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими. Каким образом физиологические  особенности могут способствовать появлению склонности как явления  психологического или тормозить  ее появление, как происходит скачок от анатомо-физиологического задатка  к способности остается неясным. Действительно рассмотрение задатка, как понятия анатомо-физиологического (считает Мясищев) имеет для психолога "смысл лишь как ссылка на ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение  того, что раз есть способности, то нечто должно быть до их появления".

Интересной является точка зрения В.Н. Мясищева (40), вводящего промежуточное (между задатками и способностями) понятие данные ребенка. Данные - это  относительно элементарные психические  особенности, не являющиеся еще способностями  и обусловленные соответствующими задатками. "Анализ способностей позволяет  выявить их по структуре более  общие и простые свойства, которые, будучи психологическими, лишь в своем  сочетании и, главное, в своей  сработанности становятся способностями. Эти элементарные свойства и представляют тот материал, те так называемые данные, из которых в дальнейшей жизни могут сформироваться способности. Обнаружив достаточные, голосовые  и тембральные данные, точность различия и воспроизведения звуков, аккордов и мелодий и т.п., можно сказать о задатках певца, но лишь процесс обучения обеспечивает их формирование в способности" (40,с.11).

Эта концепция представляет для  нас особый интерес, так как позволяет  понять одну из основных психологических  предпосылок избирательного отношения к окружающей действительности. Имеются в виду многочисленные случаи, когда данные человека являются основным условием возникновения склонности. Избирательность реагирования при этом обусловлена прежде всего более высокой чувствительностью к определенным сторонам внешних воздействий, более тонким и дифференцированным их восприятием. В свою очередь, это способствует возникновению эмоционального отклика и эстетического отношения к обстоятельствам и к деятельности, с которой человек соприкасается. Таким образом, встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, может актуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. Последняя становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности.

Элементарные психические особенности, из которых могут сложиться специальные  способности к большей части  других видов деятельности (оператора, врача, педагога, юриста и т.п.), обычно возникают позднее, так как в  значительно большей степени  являются производными от условий жизни  и деятельности человека.

Особый интерес представляет мотивационная  сторона деятельности. Склонность к  ней пробуждается в связи с  такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может  полнее и глубже отразить специфическое  содержание деятельности. В связи  с этим возникшая склонность является именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью  ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем  сильнее эта потребность, тем  менее удельный вес различных  побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями.

Захваченность деятельностью, соответствующей возможности человека, обеспечивает ее результативность. Способности у человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей привод при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается потребность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. П.А. Шавир (62) рассматривал такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникшие склонности профессии происходит в связи с данными человека. Склонность здесь, по сути дела, является потребностью в реализации своих способностей. Именно в таких случаях говорят: "Человек нашел себя в деятельности."

Наблюдения, однако, показывают, что  данная форма взаимосвязи склонностей  и способностей не единственная. Нередко  избирательное отношение к деятельности возникает не на основе реактивности личности на специфическое содержание этой деятельности, а в связи с  тем, что она удовлетворяет некоторые  другие потребности, являющиеся доминантными.

Нередко профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей молодого человека. Формирование направленности на деятельность может  происходить под влиянием потребности  человека в своем более разностороннем развитии. Таким образом, влияние  фактора способностей на возникновение  избирательного отношения к деятельности может быть более отдаленным и  опосредованным.

Несомненно, однако, что в отдельных  случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в  свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а  тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться  недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для не способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержание.

"Соответствие между человеком  и деятельностью не находится  априорно. Оно формируется лишь  в процессе практической деятельности, а на основе активной пробы  сил, начинающийся уже в школьные годы", считает П.А. Шавир (62, с.48).

 

 

 1.4. Механизмы  формирования и структура профессионально  важных качеств.

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и  успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности говорит Шадриков, но они не исчерпывают всего объема ПВК (63).

В последнее время исследования личности профессионала ведутся  в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно  много работ посвящено изучению индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому  направлению обусловлен тем, что  с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное  изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную  личность. Большинство имеющихся  методик тоже направлено на диагностику  отдельных черт или их комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более  глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь чаще всего опирается на концепцию ПВК, разработанную Митиной Л.М.. Для каждого вида деятельности набор ПВК может быть достаточно специфичен. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности. Многие рекомендации апробированы, и их практическая ценность подтверждена.

Работы данного направления  часто являются составными частями  комплексного исследования, имеющего целью рассмотреть целостный  комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние  в процессе конкретной профессиональной деятельности.

Здесь прослеживается попытка преодолеть аналитический подход и перейти  на уровень изучения целостной личности. Таким образом, указанное направление  исследований нельзя жестко ограничить от второго направления, несколько  утратившего популярность в нашей  стране в последнее десятилетие, - от изучения личности в профессиональной деятельности.

Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалось давно. Еще в 1930-е гг. отмечалось, что  психологическое изучение профессий  должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном  сочетании. В последние годы теоретические  представления о роли личности в  профессиональной деятельности, сложившиеся  в отечественной психологии привели  к пониманию необходимости синтетического подхода в прикладных исследованиях  личности.

В зарубежной психологии уже в 1930 - 1940-е гг. началось понимание того, что изучение отдельных свойств  личности в профессиональной деятельности недостаточно и исследователь, ограничивший себя такими рамками, неизбежно заходит  в тупик. Это повлекло за собой  переход к многостороннему, так  называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную  личностную оценку профессионала. 
 
В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но прежде всего изучение путей становления личности профессионала.

При своеобразии комплексов ПВК  в различных видах профессиональной деятельности можно, однако назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности экстраинтроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики - в частности, индивидного - целесообразно остановиться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, например Шабриков В.Д., рассматривающие личность более широко, включают эти свойства в одну из ее подструктур (64). Во-вторых особенности нейродинамики являются базой для целого ряда ПВК личности - эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки и настолько тесно с ним связаны, что не могут быть удалены из рассмотрения.

Информация о работе Особенности развития профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога в современной системе образования