Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:36, контрольная работа
Цель работы - выявление педагогических условий профессионального развития педагога.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального развития личности педагога;
2) выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального развития;
3) проанализировать профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Профессиональный рост педагогов в образовании……………………5
1.1 Психологические закономерности профессионализации……………5
1.2 Психологические особенности личности педагога…………………..8
1.3 Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога……………………………………………………...9
1.4 Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на
профессиональный рост……………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...17
Министерство образования и науки РФ
Филиал Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
в г. Миассе
Кафедра
педагогики и психологии
Контрольная работа по практической педагогике
«Пути
профессионального
развития педагога»
Г. Миасс
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Профессиональный
рост педагогов в образовании…………………
1.2 Психологические особенности личности педагога…………………..8
1.3 Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога…………………………………
1.4 Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на
профессиональный рост………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса.
В
разработанной Л.М. Митиной концепции
профессионального развития учителя
в качестве объекта, рассматриваются
интегральные характеристики личности:
педагогическая направленность, педагогическая
компетентность, эмоциональная гибкость;
в качестве фундаментального условия
– переход на более высокий
уровень профессионального
Актуальность данной темы исследования заключается в разработке концепции профессионального развития педагогов. В центре любых инновационных процессов стоит фигура педагога, ведь от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.
Цель работы - выявление педагогических условий профессионального развития педагога.
Объект – профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий профессионального развития учителей.
Задачи исследования:
1) провести
анализ психолого-
2) выявить
и теоретически обосновать
3) проанализировать
профессиональное саморазвитие педагога
как условие развития личности педагога.
Глава I. Профессиональный рост педагогов в образовании
1.
Психологические
закономерности
Одна
из основных задач психологической
науки и практики заключается
в том, чтобы помогать человеку наиболее
полно и эффективно реализовать
себя в труде, получать удовлетворение
от трудового процесса. Решение указанной
задачи возможно лишь на основе изучения
психологических
Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержания практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием ряда характеристик, компонентов трудовой деятельности (средств, процесса, условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки.
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность В частности, американский исследователь Т. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого индивид должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией и возможностях реализации поставленных целей.
Вторая
парадигма взаимодействия профессии
и личности характерна для большинства
зарубежных исследователей и является
общепринятой в отечественной психологии.
Она заключается в признании
факта влияния профессии на личность
и изменение личности в ходе профессионального
развития. Процесс формирования личности
профессионала получил в
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.
Центральное
место в концепции
Главным недостатком данной концепции является то, что стадии профессионального становления соотнесены с этапами жизненного пути человека и потому ограничены временными рамками. Несмотря на недостатки, данная концепция позволяет наметить перспективы дальнейшего развития изучения процесса профессионализации.
Таким
образом, профессиональное развитие -
довольно сложный процесс, имеющий
циклический характер. В ходе профессионального
развития человек не только совершенствует
свои знания, умения и навыки, развивает
профессиональные способности, но может
испытывать и отрицательное воздействие
этого процесса. Такое воздействие
приводит к появлению разного
рода деформаций и состояний, снижающих
не только профессиональные успехи, но
и негативно проявляющихся в "непрофессиональной"
жизни. В этой связи можно говорить
о восходящей (прогрессивной) и нисходящей
(регрессивной) стадиях профессионального
развития.
2.Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют, прежде всего, те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. приобретают профессионально педагогическую значимость. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя четыре подструктурных блока:
1) идейно-нравственный моральный облик;
2) педагогическая направленность;
3) педагогические способности - общие и специальные;
4) педагогические умения и навыки.
Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей - общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).
Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это - расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми.
Личность
учителя развивается и
Список личностных свойств учителя весьма значителен: вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Информация о работе Пути профессионального развития педагога